АЗЕРБАЙДЖАН: ИТОГИ 2013 ГОДА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Станислав ПРИТЧИН | 16.01.2014 | 00:55
Минувший 2013 год выдался для Азербайджана богатым на значимые события, как во внутренней политике, так и на внешней арене. Действия официального Баку в ушедшем году во многом были продиктованы его растущими амбициями регионального политического игрока и поставщика энергоресурсов с экономическими интересами не только на Южном Кавказе, но и в Турции, ЕС и России. Основными целями внутренней политики для азербайджанских властей были и остаются сохранение социально-экономической и политической стабильности на фоне не самого благоприятного внешнеполитического фона, нестабильности на Ближнем Востоке: арабской весны и затянувшегося противостояния в Сирии, перманентной напряженности вокруг Ирана, нерешенности Карабахского конфликта.
Главным внутриполитическим событием для Азербайджана, без сомнения, стали президентские выборы, прошедшие в октябре минувшего года. И вопрос даже не в том, что в вероятном исходе кампании присутствовала какая-либо интрига. В победе Ильхама Алиева, который шел на свой третий срок, никто не сомневался. Основной вопрос заключался в результате, которого добьётся оппозиция. Достойное участие в президентской гонке дало бы оппонентам нынешней власти возможность строить далеко идущие планы на парламентские выборы и рассчитывать на попадание в следующий состав Милли Меджлиса. Определенные шансы на такой результат у оппозиции были, и связывались они в первую очередь с именем известного драматурга Рустама Ибраимбекова. Для его выдвижения оппозиционные партии после многолетних внутренних споров сумели создать координационный Национальный совет демократических сил. Но по ряду причин, в том числе наличию у него российского гражданства, Рустаму Ибраимбекову не удалось вступить в решающую стадию борьбы за пост президента. Оппозицию на выборах в итоге представлял Джамиль Гасанлы, и ему не удалось составить какую-либо заметную конкуренцию действующему президенту. На фоне результата Ильхама Алиева, который был кандидатом от правящей партии «Ени Азербайджан» и набрал 84.54% голосов (3126312 голосов), представитель оппозиции занял второе место с результатом 5.53% (204642 человека). В выборах также участвовали еще 8 человек, сумевших предоставить в Центральную избирательную комиссию Азербайджана по 40 тысяч подписей избирателей и выполнить все требования ЦИКа.
И если внутриполитический аспект президентской кампании был достаточно предсказуем и исход выборов лишь подтвердил прогнозы наблюдателей, то международный фон кампании мог с одной стороны показать уровень отношений между азербайджанскими властями и ведущими мировыми и региональными игроками, а с другой – продемонстрировать уровень автономности и независимости режима.
Азербайджан готовился к выборам в обычной для себя атмосфере умеренного давления со стороны запада через неправительственные организации и прессу. На этом фоне удивительной стала острая реакция западных стран на итоги голосования. С критикой исходов выборов выступил и Государственный департамент США, и МИД Великобритании, и Наблюдательная миссия ОБСЕ за президентскими выборами в Азербайджане.
Столь серьезная информационная атака вызвала ответную реакцию азербайджанских властей. Среди многочисленных выступлений представителей МИДа и Администрации президента, особое внимание экспертов привлекло большое интервью главы аппарата президента Азербайджана Рамиза Мехтиева. В беспрецедентно откровенном выступлении один из самых влиятельных политиков республики подтвердил предположения о серьезном негласном давлении на азербайджанское правительство и объяснил причину резкой реакции запада. Так, он в частности заявил, «Кстати, официальные лица из США советовали отдать представителю Национального Совета 25 процентов голосов избирателей, а себе оставить 74-75 процентов – мол, при таком соотношении голосов оценка Государственного департамента США будет сбалансированной. Следуя логике, если мы не следовали бы этому совету, то при всех других случаях оценка гарантированно оказалась бы отрицательной. Результат известен. Как видно, это был не просто дружеский совет, а строгое предупреждение» (http://www.trend.az/news/politics/2201251.html).
По итогам кампании можно сделать как минимум два важных вывода. Во-первых, действующая оппозиция фактически потеряла шансы в ближайшей и среднесрочной перспективе перейти в статус системной. Во-вторых, Азербайджан продемонстрировал, что является одним из немногих государств, которые при проведении внутренней политики в большей степени ориентируются на свои государственные интересы, чем на мнение западных демократий.
На фоне трений с западными странами Ильхаму Алиеву удалось найти поддержку со стороны традиционных партнеров, в первую очередь идет о России. Так, визит российского президента в Баку, и его встреча с азербайджанским коллегой в начале августа 2013 года были восприняты экспертным сообществом как поддержка российским руководством кандидатуры Алиева на предстоящих выборах. Несмотря на то, что во время визита не было достигнуто серьезных договоренностей, визит позволил стабилизировать отношения после прекращения аренды РЛС в Габале и остановки нефтепровода Баку-Новороссийск. Соседи также продолжили поиск новых точек взаимного интереса и сотрудничества. На сегодняшний день это тесные взаимосвязи в военно-технической сфере. Определенные перспективы сотрудничества присутствуют в энергетической сфере, о чем свидетельствует активность главы «Роснефти» Игоря Сечина в Азербайджане, который посетил республику за месяц до приезда российского президента в Баку.
Одним из важнейших экономических итогов года для Азербайджана стало завершение всех переговоров и подписание пакета документов для формирования Южного энергетического коридора и обеспечения его ресурсной базой. Сначала было принято окончательное решение по маршруту будущего газопровода. Сырье из Азербайджана сначала пойдет по существующему, но расширенному газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, затем по Транс-Анатолийскому газопроводу (TANAP), соглашение о строительстве которого было подписано в конце июня 2013 года. А вот дальнейшее направление энергетического коридора до последнего было неизвестно, так как рассматривалась два альтернативных газопровода Nabucco-west до Австрии и Трансадриатический газопровод (TAP) по территории Греции и Албании в Италию. В итоге предпочтение было отдано последнему. Таким образом, в рамках проекта к 2018 году ожидается начало поставок газа с месторождения «Шах-Дениз-2». Планируется, что годовой объем добычи газа в рамках проекта составит 16 млрд. кубометров, из которых 10 млрд. кубометров будут направляться в Европу, а 6 млрд. кубометров – в Турцию. Общая добыча первой и второй стадии должна составить 25 млрд. куб. ежегодно. В результате к 2020 году Азербайджан не только сумеет снизить зависимость от добычи и экспорта нефти за счет роста газового сектора, но и стать заметным поставщиком этого вида сырья в южные страны ЕС.
Таким образом, можно констатировать, что 2013 год во многом был для Азербайджана успешным и позволил закрепить позитивные долгосрочные тренды и тенденции. Вместе с тем, помимо однозначно положительных моментов, есть и задачи, и вызовы, стоящие перед властями Азербайджана и его обществом. Это и трек на диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест на фоне роста населения. В условиях третьего срока действующего президента существует определенный общественный запрос на обновление команды под новые задачи. В международной сфере наличие ряда горячих точек в регионе, а также динамично меняющаяся обстановка в мире ставит перед азербайджанской дипломатией новые вызовы и требует поиска решений старых проблем.
специально для kavkazoved.info
Азербайджан политика и право экономика энергетика