ЧТО СТОИТ ЗА ИНТЕРЕСОМ КИЕВА К ЧЕРКЕСАМ РОССИИ?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 09.01.2014 | 00:00
Последние события на Украине не только обнажили существующий в стране кризис, но также разделили государство на два противоборствующих лагеря – сторонников условно «западного» и «восточного» развития экономики страны. В борьбе за «правильный» вектор сторонники евроинтеграции стремятся надавить на болевые точки России, такие как черкесский фактор и поддержка националистических настроений в черкесской среде, для которых Украина вполне может стать своеобразным символом свободы и независимости. К чему ведет данная свобода, вылившаяся в массовую эмиграцию украинцев из страны, никто из сторонников сепаратизма почему-то не говорит.
Сегодня, с целью заручиться поддержкой черкесов Крыма, украинская сторона ведет активную работу с адыгами России, приглашая потомственных кавказских князей посетить родину своих предков. Так, в конце ноября прошлого года, когда взгляды мировой общественности были сосредоточены на участниках Евромайдана в Киеве, делегация из трех республик Северного Кавказа: Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии – отправилась по следам своих предков.
Представители черкесского народа прибыли в Бахчисарайский район, где когда-то проживали знатные династии адыгов. Делегаты посетили медресе в Бахчисарае, где учился знаменитый кабардинский князь Измаил-Бей Атажукин. Именно он стал прототипом героя известной поэмы М.Ю.Лермонтова. Представители черкесов также побывали в известном пещерном городе Эски-Кермен, где сохранились крепостные сооружения времен княжества.
Стоит отметить, что среди гостей Украины был потомок легендарного общественно-политического деятеля и дипломата XVIII века Джабаги Казаноко. Этот человек смог предотвратить войну между кабардинским княжеством и крымским ханством. Именно в Бахчисарае в Ханском дворце прошли переговоры Джабаги Казаноко с ханом Менгли II Гераем.
Сегодня память о присутствии адыгов на крымской земле с XIV по XVIII век сохранилась во множестве местных названий. Так, Черкес-кермен дословно переводится как крепость черкесов. До наших дней здесь сохранилась так называемая Девичья башня — Кыз-куле. В целом в Крыму сохранилось около двадцати крымских названий с приставкой «черкес», главным образом в Бахчисарайском районе. Например, нагорье между реками Кача и Бельбек до сих пор на картах значится как Черкес-Тюз.
Сегодня часть адыгов, оставшаяся на полуострове после его присоединения к Российской империи, ассимилировалась, смешавшись с другими многочисленными этносами Крыма. Несмотря на то, что о присутствии черкесов на полуострове напоминают лишь некоторые названия, однако сами черкесы никогда не забывали историю своего народа.
Напомним, что согласно распространенному адыгскому преданию, черкесы занимали все земли, лежащие между реками Дон и Волга на севере, восточное побережье Черного моря на западе, а на юге границы их земель простирались до Кавказского хребта. По мнению историков, одно из их племен, которое называлось кабардей, покинуло родные края на реке Кубань и двинулось на север, где, достигнув реки Дон, оно повернуло на Крым и поселилось в его южной части. Однако из-за растущего натиска татар их пребывание в Крыму было недолгим. В XIII веке они оставили эти места и прошли через Керченский пролив, чтобы поселиться на острове Тамань, который расположен между двумя рукавами реки Кубань. Татары называли его «Кызыл-таш» - Красный камень. Однако вскоре кабардинцы оставили и этот остров и под предводительством своего великого князя Инала, предка всех кабардинских князей, вернулись на Кубань, где и обосновались. Затем они переселились на территорию Кабарды, где вскоре распространили свое влияние на все черкесские племена и ряд соседних народов Северного Кавказа. Таким образом, к началу XVI века черкесы занимали все земли, расположенные у Азовского моря, и территории, простирающиеся от реки Дон до Киммерийского Боспора.
Следует также отметить, что не все историки придерживаются мнения, относительно того, что черкесы вышли из Крыма. Так, исследователь Юлиус Клапрот писал по этому вопросу следующее: «Действительно, мы находим руины старинного дворца, который татары называют «черкес керман», а верхнюю часть долины между реками Катча и Белбек, именуемую Кабардон, называют «черкес туз» /черкесская долина/. Но я не понимаю, почему на этом основании следует считать, что черкесы вышли из Крыма. Напротив, мне кажется более вероятным, что они жили на Западном Кавказе и в Крыму в одно и то же время, откуда их, по-видимому, изгнали татары при хане Батые».
Тем ни менее, черкесы сохраняли свое влияние на Крымское ханство даже после захвата последнего Османской империей. Молодые ханы воспитывались на Кавказе в черкесских семьях и, некоторые из них даже присягали на верность представителям адыгской знати.
Таким образом, история черкесского народа исторически связана с Крымом, и сегодня адыги надеются на создание в будущем на полуострове культурно-исторического центра и проводить фестивали кавказской культуры. В этой связи очень значимым для черкесов стал организованный при содействии украинской стороны приезд в Бахчисарайский район, самый массовый и организованны за всю историю черкесов.
Однако почему, проявляя столь сильное участие в судьбе черкесов России, власти Киева оставляют в стороне злободневные проблемы своих граждан, среди которых также есть адыги, ассимилировавшиеся с народом Украины?
Вероятно, прозападно настроенные силы на Украине стремятся путем поддержки черкесской идентичности усилить националистические настроения и убедить представителей адыгов в том, что этот народ всегда может найти верного союзника в лице Украины. Так, заместитель начальника сектора кавказских исследований Центра исследования проблем стран ближнего зарубежья (РФ) Сергей Михайлов полагает, что сегодня можно уверенно говорить о формировании сетевой структуры черкесского национального движения, состоящей из множества мелких организаций. Эксперт отмечает, что объединительной средой для таких организаций служит интернет, где, происходит основной информационный обмен. «Согласитесь, наши представления о традиционном и даже архаичном родовом обществе плохо соотносятся с использованием современных сетевых коммуникационных технологий. Тем не менее, это факт! Отмечена высокая активность черкесских организаций в Сети. При этом хостинг большинства из них находится за пределами Российской Федерации», - констатирует Сергей Михайлов.
Таким образом, становится очевидно, что основная часть идей, на основе которых развивается черкесское движение, привнесена извне. Многие эксперты сходятся во мнении, что именно западное сообщество озвучивает всем аспекты «черкесского вопроса». Так, статус этноса повышается до уровня, что неизбежно влечет за собой ряд политических конфликтов. Среди стоящих за разработкой данных идеологий структур нередко называют американскую разработку – корпорацию РЭНД, а также «Джеймстаун-фонд». Эксперты отмечают, что элементы подобных теоретических построений уже были использованы для практической работы в Пакистане, Афганистане. По мнению Сергея Михайлова, сегодня эти методы апробируют на Кавказе в рамках проекта строительства Большого Ближнего Востока. «Специалисты называют все это «геополитическим моделированием, направленным на создание новых образов». Одним из таких образов является «Великая Черкесия», активно внедряемая в массовое сознание и населения адыгоязычных республик российского Северного Кавказа, и в мире», – полагает сотрудник Центра исследования проблем стран ближнего зарубежья.
Безусловно, одну из главных ролей в обеспечении этой кампании играют черкесские национальные организации, ложно понимающие национальные интересы, или осознанно выступающие на стороне геополитических противников России. К таким организациям можно отнести, например, кабардино-балкарское общественное движение «Хасэ», «Черкесский конгресс», имеющий филиалы во всех черкесских республиках РФ, а также ряд организаций, действующий в странах проживания черкесской диаспоры. На Западе активную роль играют представители черкесского объединения в штате Нью-Джерси, США. По мнению экспертов, это самая многочисленная и влиятельная северокавказская диаспора за пределами России.
О том, какую опасность таит в себе деятельность антироссийских черкесских организаций, говорит их количество. Так, если на Северном Кавказе насчитывается более миллиона черкесов, то диаспоры в Турции, Иордании, Сирии, Европе и США насчитывают более 2-х миллионов человек. Самая многочисленная диаспора – турецкая, составляющая более миллиона человек. По мнению специалиста Гюльнары Инандж, «благодаря этим особенностям черкесский вопрос сегодня рассматривается разными игроками на Кавказе, как еще одна ахиллесова пята России. Это определенные силы в Грузии, США, Турции и самой России. Эти силы пытаются оказать на Россию давление, используя черкесскую карту».
В заключении стоит также обратить внимание на то обстоятельство, что в Крыму по-прежнему актуальна проблема крымских татар, что не только осложняет и без того непростую политическую обстановку в стране, но также препятствует интеграции Украины в Европу. Так, в Киеве отмечают, что волнение татар накануне подписания ассоциации с ЕС напоминает провокацию. «Некоторые политики в Европе используют проблему с обустройством крымских татар для срыва подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Это на руку в первую очередь России», – полагает руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Между тем, ассоциация по защите прав татар Крыма Меджлис явно рассчитывает, что ЕС даст Украине денег на обустройство этого малого народа.
Вероятно, имея непростые отношения с крымскими татарами, прозападным кругам Украины крайне выгодно заручиться поддержкой не только черкесов, проживающих сегодня в Крыму, но, что более важно, обладающих большими возможностями черкесских организаций Запада.
Безусловно, на сегодняшний день в Украине сложилась крайне непростая политическая ситуация, определенную роль в которой вполне может сыграть и Крымский полуостров. Поэтому, стремление заручиться поддержкой черкесов – это не только попытка иметь союзника в Крыму, но также определенный укол по России. Безусловно, поддержка черкесских националистических организаций и разжигание сепаратистских настроений не смогут причинить России серьезного вреда, но вполне могут принести головную боль Кремлю. Сейчас Украина все больше зависит от российского газа и сторонники западного развития страны судорожно пытаются найти возможность давления на Москву, наиболее подходящим методом которого и является черкесский фактор.
специально для kavkazoved.info
Фото: урочище Черкес-Кермен, источник
Россия Украина черкесы этничность / этнополитика