2013 ГОД ПОДТВЕРДИЛ ТЕНДЕНЦИЮ К РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЙ СТРАН ЮЖНОГО КАВКАЗА
ИНТЕРВЬЮ | Андрей АРЕШЕВ | 31.12.2013 | 10:00
От редакции. Два чудовищных теракта в Волгограде, произошедших уже после выхода данного интервью в эфир, однозначно свидетельствует, что ситуация на Кавказе по-прежнему далека от стабильности, а силы (в том числе - внешние), стремящиеся во что бы то ни стало дестабилизировать Юг России, не собираются так просто отступаться от своих чудовищных планов.
Олег Кулинич: Что произошло за этот год, мы обсудим с нашим сегодняшним экспертом – Андреем Арешевым. Мы начнем с общего обзора Северного Кавказа. На ваш взгляд, какие основные были вехи в развитии ситуации на Северном Кавказе?
Андрей Арешев: Ситуация на Северном Кавказе развивалась достаточно предсказуемо. В центре внимания были проблемы безопасности, проблемы экономического развития этого неоднородного края. Были отмечены события на Северном Кавказе рядом громких кадровых отставок и назначений, прежде всего, Дагестан. Это история с Саидом Амировым, назначение нового главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова. В других республиках тоже были неожиданные кадровые назначения. Я имею в виду Кабардино-Балкарию. Это существенные и характерные показатели того, что ситуация в сфере безопасности в преддверии Олимпиады остается предметом повышенного внимания федеральных властей. Очень много зависит от успешного проведения этого спортивного праздника. Что касается черкесского вопроса, то он активно будировался правительством и президентом Михаилом Саакашвили с подачи ряда внешних сил, но в 2013 году он стал медленно угасать. Потому что черкесский вопрос является внутренним вопросом России. В сфере экономики позитивные наблюдались изменения. Были в том числе и решения, которые можно рассматривать в контексте борьбы с коррупцией. События в Сирии продолжали оказывать влияние на ситуацию на Северном Кавказе, особенно в Дагестане. Однако здесь власти достаточно серьезно осознают опасность угроз распространения радикальных идей, и те процессы, которые связаны с участием выходцев с Северного Кавказа в боевых действиях в Сирии, тоже находятся в сфере приоритетного внимания. Мне кажется позитивом то, что каких-либо серьезных взрывов и обострения ситуации на Северном Кавказе удалось избежать.
Олег Кулинич: В Кабардино-Балкарии в декабре опять обострилась обстановка в плане террористических вызовов.
Андрей Арешев: Ситуация в Кабардино-Балкарии периодически обостряется. Территориально КБР непосредственно прилегает к району Сочи, и этот район остается предметом пристального внимания различных экстремистских группировок. Существующие проблемы – это лишь повод, чтобы взорвать ситуацию и отвлечь общественное мнение и силовых структур накануне Олимпиады от действий в других регионах. Мне кажется, что и смена руководителя республики связана с осознанием этих имеющихся проблем. Будем надеяться, что соответствующая кадровая политика приведет к стабилизации ситуации.
Олег Кулинич: Новый руководитель КБР долгое время работал в системе МВД. Сейчас, наверное, из всех северокавказских республик Чечня в социальном плане продвинута.
Андрей Арешев: Совершенно верно, Чеченская республика развивается. Большая заслуга, конечно, принадлежит нынешнему руководству республики, которое сумело сохранить стабильность. Мне кажется, что основной вызов, который встанет перед Чеченской республикой в 2014 году, это переход к развитию, это капитализация тех инвестиций, которые уже были сделаны.
Олег Кулинич: И Ингушетия старается в этом плане преуспеть и выйти из кризисного состояния. Там постоянно идет ротация министров. Я думаю, что здесь тоже есть какие-то продвижения в социально-экономическом направлении.
Андрей Арешев: Безусловно, мы видим активную деятельность руководства Республики Ингушетия по модернизации социально-экономической инфраструктуры республики. Возводятся новые объекты, и это все способствует сглаживанию тех противоречий, которые, в том числе, приводили в последние годы к росту экстремистских настроений. Мне кажется, что позитивные процессы в Ингушетии налицо.
Что касается Чечни и Ингушетии, можно говорить о прогрессе. Также можно говорить и о прогрессе применительно к Дагестану, хотя там сохраняются проблемы в силу сложносоставного и чрезвычайно пестрого этноконфессионального этнического состава этой республики. Мне кажется, что Дагестан является ключевой точкой, от которой будет зависеть в долгосрочном плане стабильность Северного Кавказа.
Олег Кулинич: Мы приближаемся к Южному Кавказу. В этом году было пятилетие признания независимости Абхазии и Южной Осетии и событий августа 2008 года. Каковы, на ваш взгляд, основные тезисы прошедшего пятилетия?
Андрей Арешев: Наиболее важным достижением для Абхазии и Южной Осетии стало обеспечение их безопасности, без чего невозможно никакое развитие и просто существование. То, что было до 2008 года, и что после – это совершенно качественно иные вещи. Ситуация, когда люди живут каждый день под страхом обстрелов, провокаций, диверсий, исключена. Это очень важно.
Олег Кулинич: Грузия. Каковая ситуация в Грузии, как внутренняя, так и внешняя?
Андрей Арешев: Грузия вступает в достаточно интересный и сложный период своей истории, которая поставит эту страну перед определенным выбором. После событий августа 2008 года Грузия получила статус жертвы в глазах западного сообщества, и в рамках этого статуса ей был предоставлен многомиллиардный кредит. Грузия может их не возвращать, и эти средства позволяли Саакашвили стабильно существовать. Сейчас эти деньги заканчиваются, и необходимо искать новые источники существования. В Грузии весь постсоветский период шла торговля прежде всего геополитическим и коммуникационно-транзитным положением. Преимущественно получила свое развитие транзитно-сервисная сфера услуг. В 2014 году эта ситуация может закончиться, бесплатный кредитный дождь. Нестабильная экономическая ситуация может наложиться на внутриполитическую нестабильность и неопределенность. Ориентация республики на Запад не привела к ожидаемым прорывам, а вовлечение в турецко-азербайджанские коммуникационные проекты по линии «Восток-Запад" приведет не только к позитивным последствиям.
Олег Кулинич: Армения и Азербайджан – две страны, которые важны как геополитически, территориальный конфликт, который между ними происходит, - тоже очень важная составляющая этого процесса. Какова сейчас обстановка и каковы перспективы?
Андрей Арешев: В геополитическом отношении Южный Кавказ является разнородным регионом, он будет таким являться. Одной из важных тенденций 2013 года стало закрепление этого расхождения. Евроатлантическая ориентация Грузии всем понятна. Армения выбрала евразийские интеграционные проекты. Вчера подписана соответствующая "дорожная карта". Азербайджан пытается строить независимую политику, укрепляя связи со своим союзником в лице Турции и пытаясь поддерживать баланс с остальными соседями. Что касается нагорно-карабахского конфликта, то он имеет несколько уровней. Это этнотерриториальный, этнополитический конфликт. Есть уровень противостояния региональный между двумя армянскими сторонами: Республика Армения, Нагорный Карабах, с одной, и Азербайджан с другой. И также региональный уровень – это вовлечение Турции и Ирана. Процесс присоединения Армении к Таможенному Союзу вызвал активизацию американской дипломатии на карабахском направлении, в результате чего была проведена очередная малорезультативная встреча между президентами Армении и Азербайджана. Мы видим, что Карабах используется в качестве элемента манипулирования армянскими и азербайджанскими элитами. Этот вопрос, конечно, остается в рамках внимания сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые действуют между собой не всегда согласованно. Так или иначе, соперничество там сохраняется, что совершенно естественно. России ни в коем случае не нужно возобновление острой фазы вооруженного конфликта между теми странами, с которыми она пытается строить равноправный диалог. Армения является важным военно-политическим союзником, Азербайджан является важным коммерческим партнером.
По материалам: Голос России, полная версия интервью доступна в аудиоформате
Арешев Андрей Григорьевич – эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа иститута востоковедения РАН, главный редактор сайта Научного общества кавказоведов, политический обозреватель газеты «Ноев Ковчег»
Азербайджан Армения выбор Кавказа Грузия дипломатия Кавказ Россия