На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ: ИТОГИ ГОДА (I)

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 18.12.2013 | 00:00

2013-й год оказался богатым на политические события на Южном Кавказе. Не остались в стороне от актуальных процессов в регионе и главные внешние силы, имеющие с ним общую границу. Россия, Турция и Иран продолжили продвигать свои интересы, в целом скрупулезно придерживаясь негласного принципа не заступать на поле преимущественного влияния своих партнёров.

Общий «южнокавказский знаменатель» стабильности можно разложить на несколько отдельных элементов, имеющих привязку ко всем основным региональным и внерегиональным силам. В данной работе мы сознательно выводим за скобки анализа итогов политических процессов на Южном Кавказе участие в них США и ЕС. Для указанных глобальных акторов регион оставался в числе не самых приоритетных зон внешнего внимания. Впрочем, на некоторых стыках влияния внешних сил роль Вашингтона и Брюсселя приобретала динамику. Это особенно проявилось осенью уходящего года, когда внимание экспертов и политиков было привлечено к линиям интеграционного разлома в регионе: Таможенный союз (ТС) под эгидой России и Ассоциативные соглашения с ЕС. 

Азербайджан остался в числе региональных акторов с повышенными амбициями, которые не соответствуют его реальному политическому и экономическому потенциалам. Завышенные амбиции прикаспийской республики и в этом году продолжили группироваться вокруг карабахского урегулирования. Режим прекращения огня в зоне конфликта расшатывался Баку с прежней настойчивостью. Количество нарушений на линии соприкосновения с азербайджанской стороны в 2013 году продемонстрировало уверенный рост. 

Позиция республики в процессе урегулирования не претерпела изменений. Баку продолжает педалировать тему вывода «оккупационных сил Армении с азербайджанских территорий» в качестве первого необходимого шага к урегулированию конфликта. К концу года можно было заметить рост совместных усилий азербайджанской и турецкой дипломатии в продвижении идеи передачи армянами «одного-двух районов» Низинного Карабаха. Подобная совместность действий Баку и Анкары развернулась на фоне информационных вбросов турецкой стороны о якобы ведущейся подготовки к открытию армяно-турецкой границы.

Официальный Баку пребывал в рамках его прежней стратегии, которая заключается в имитации желания к мирному урегулированию конфликта. Непременными элементами данной стратегии является наращивание военных возможностей и поддержание на линии прекращения огня, а также на непосредственной границе с Арменией, напряжённости. Между тем, в 2013 году республика ещё больше «вросла» в энергетические связи с внешним миром. Стоимость второй стадии разработки месторождения «Шах-Дениз» оценивается в $25 млрд., указывалось в отчёте британской «BP» (оператор проекта) по итогам трёх кварталов этого года. Получить первый газ в рамках этого проекта планируется до 2019 года. Консорциум разработчиков «Шах-Дениз» в июне сделал выбор в пользу проекта Трансадриатического газопровода (TAP). На других направлениях энергетической привязки республики к турецкому и европейскому рынкам также был зафиксирован промежуточный успех. Сроки строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) получили бóльшую ясность. Азербайджан получил возможность инвестировать крупные средства, например, в постройку НПЗ «Star» в турецком Измире и газотранспортную систему Греции. Отношения Баку с оператором нефтяного проекта «Азери – Чираг – Гюнешли» компанией «BP», обострившиеся осенью прошлого года, в 2013-м удалось выровнить. Что, в совокупности с указанными факторами энергетической привязки прикаспийской республики к средне- и долгосрочным проектам, ложится важнейшим элементом в удержании Южного Кавказа от очередной военной эскалации.

Осенью в Азербайджане состоялись президентские выборы. Их ожидаемый результат, последовавшая за ним невнятная критика Запада лишний раз подчеркнули намерение внешних сил вести дела в ближайшие годы с действующим политическим режимом республики. Амбиции её руководства завышены, но контролируемы. В 2014 год Азербайджан вступает с ещё более серьёзными ограничениями со стороны внешних сил на самостоятельные действия в зоне Карабахского конфликта.

Для Армении 2013 год оказался насыщенным с внутри- и внешнеполитического угла зрения. Из своих соседей по региону республика первой прошла «испытание» президентскими выборами. Некоторое весеннее поствыборное обострение не получило своего развития. Разобщённость местной оппозиции, самоустранённость весомой политической силы страны в лице партии «Процветающая Армения» не могли дать на выходе иного эффекта, как только последовательный спад митинговой активности. 

Внешний круг отношений Армении не претерпел качественных изменений. Некоторая «встряска» политического и общественного поля республики произошла сразу после оглашения властями решения присоединиться к ТС. Но и она не получила своего развития, не трансформировалась в некую последовательность системных действий местных сил из числа сторонников евроатлантического выбора Армении. К «украинскому сценарию» здесь и близко не подошли. И причиной этому не только убывающая с каждым годом политическая пассионарность в некоторых кругах армянского общества. Ереван огласил своё решение по ТС не впритык к Вильнюсскому саммиту «Восточное партнёрство», как поступил Киев, взявший, по сути, паузу в отношениях с ЕС, но не определившийся окончательно в своих интеграционных предпочтениях. Тем самым, в отличие от украинских коллег армянское руководство не пошло по пути затягивания интриги до критического уровня.

Связи Армении с ЕС и, тем более, с США после решения о вступлении в ТС не прекратились. В то же время с Европой – стало заметно охлаждение в отношениях. Но на американском внешнеполитическом направлении, которое местные власти традиционно ценят не в меньшей степени, чем европейское, обозначились даже определённые подвижки. Появились сообщения о планах американской компании «Contour Global Hidrocaskade» инвестировать около $180 млн. в Воротанский каскад ГЭС Армении. А также прозвучали намерения сторон вернуться к обсуждению вопроса возобновления участия Армении в программе США «Вызовы тысячелетия». Можно также отметить работу Еревана и Вашингтона по упрощению визового режима.

При всей «турбулентности» отношений Армении с Западом, её стратегические связи с Россией в 2013 году только окрепли. Визит президента России 2 декабря в Армению, с посещением второго по величине города республики (Гюмри), где дислоцируется российская 102-я военная база, провёл линию под успехами в двусторонних отношениях партнёров.

До решения Армении о присоединении к ТС, озвученному руководством республики в начале сентября этого года, было много споров вокруг выбора Ереваном между евразийской и европейской схемами интеграции. Ныне эти споры в Армении потеряли свою остроту. Даже рьяных адептов европейского выбора Армении не покидает ощущение, что экономические позиции России в Армении прошли «точку невозврата». После которой не представляется возможным строить далеко идущие планы глубокой экономической интеграции республики с ЕС.  Россия – крупнейший торговый партнёр Армении (по итогам 2012 года − 23,5% всего внешнеторгового оборота Армении). На долю России приходится свыше 40% всех иностранных инвестиций в армянскую экономику. Здесь действует около 1300 предприятий с участием российского капитала (более четверти всех хозяйствующих субъектов республики, в которых представлен иностранный капитал). Экономическое присутствие России в таких стратегически важных для находящейся в сложном соседнем окружении Армении отраслях, как атомная энергетика, газотранспортная система, железнодорожные перевозки, связь, только укрепляет ощущение её долгосрочно твёрдых позиций на внутреннем рынке южнокавказской республики. Изначально представлялось весьма проблематичным отделить пустившее глубокие корни внедрение российского капитала на армянском рынке от европейской схемы «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли». Ведь находившиеся ранее в стадии проработки проекты соглашений Армении с ЕС включали не только снятие торговых барьеров, но и гармонизацию законодательства и ведомственных нормативов в торгово-экономической сфере. 

Теперь, после визита главы России 2 декабря, по итогам которого, в числе нескольких соглашений, был подписан План мероприятий на 2014-2017 годы по реализации Программы долгосрочного экономического сотрудничества Армения и России на период до 2020 года, сомнениям в устойчивости экономических позиций северного соседа в республике придан ещё более маргинальный характер.

Если в следующем году Армении удастся выровнить отношения с ЕС, например, сконцентрировавшись на модернизации Программы действий политики европейского соседства Армения – ЕС, то её внешнеполитические позиции продолжат отличаться сбалансированностью. Пренебречь недовольством Европы – было бы не лучшим решением для страны, которая продолжает позиционироваться крупными внешними силами в европейском политическом и экономическом кластере межгосударственных связей.  

Грузия сохранила внутриполитическую стабильность и осталась на предпочтительной для себя внешней евроатлантической орбите связей. Период грузинского «двоевластия» по итогам прошлогодней парламентской кампании фактически завершился задолго до выборов главы государства 27 октября 2013 года. Премьер-министр Иванишвили и его команда оттеснили от власти всех основных фигурантов бывшей правящей партии. Были заведены уголовные дела на экс-премьера Вано Мерабишвили, бывшего главу оборонного ведомства Бачо Ахалая. 2013-й стал очевидным закатом политической карьеры экс-президента Михаила Саакашвили. Вместе с тем, новой конструкции власти, выстроенной под своеобразным протекторатом наиболее рейтингового политика современной Грузии в лице Бидзины Иванишвили, ещё предстоит доказать свою устойчивость в ближайшие месяцы. Иванившили оставил премьерское кресло в пользу своего молодого выдвиженца, бывшего министра внутренних дел Ираклия Гарибашвили. На пост президента был избран абсолютно лояльный к бывшему премьеру Георгий Маргвелашвили. Пост министра обороны был сохранён за Ираклием Аласания. Отношения между молодыми представителями правящего блока нельзя назвать беспроблемными. Но «фактор Иванишвили» сглаживает имеющиеся противоречия. Весь вопрос в дееспособности нынешней системы власти в условиях ожидаемого роста амбиций Гарибашвили и Аласания, их вероятного самопозиционирования в ближайшие годы в качестве состоявшихся политических деятелей, не нуждающихся в поддержке Иванишвили. 

Элементом преемственности между блоком «Грузинская мечта» и партией Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) стало общее понимание необходимости продолжить евроатлантический путь республики. В марте местный парламент при совместном одобрении правящего блока «Грузинская мечта» и оппозиционного ЕНД принял резолюцию об основных направлениях внешней политики. Третий пункт документа установил главным внешнеполитическим приоритетом республики интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Резолюция поставила задачей достичь с НАТО соглашения по модальностям и срокам интеграции в Альянс.

Уходящий год не прояснил шансы Грузии на гипотетическое членство в НАТО, но приблизил её к политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС. На Вильнюсском саммите «Восточного партнёрства» Грузия оказалась единственной страной Южного Кавказа парафировавшей соглашение об ассоциации с ЕС. Таким образом, европейский голос в отношениях с Грузией приобрёл более выраженные очертания, в то время, как её атлантический вектор сближения с Западом остаётся в поле преимущественного контроля США. С предварительным подписанием ассоциативного соглашения с Грузией европейцы получили системную точку опоры в регионе. Впрочем, даже на этом, казалось бы безальтернативном для себя треке интеграции, Грузии ещё предстоит до окончательного подписания соглашения и его применения на практике доказать экономическую жизнеспособность выбранной схемы тесных связей с Европой.

Лозунг нынешней грузинской власти об улучшении отношений с Россией продолжил в 2013 году медленно, но уверенно прокладывать себе дорогу. Республика приняла конструктивное решение об участии своих спортсменов в сочинской Олимипиаде. Механизм восстановления политического доверия и генерации новых идей в экономической плоскости отношений в виде периодических встреч замминистра иностранных дел России Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе стал наращивать свою результативность. Под эгидой данного формата в 2013 году был зафиксирован прогресс в вопросах возвращения грузинских продуктов на российский рынок, возобновления автомобильного сообщения (грузовые и пассажирские перевозки). Однако, качественных прорывов в российско-грузинских отношениях уходящий год не принёс. Из Тбилиси до сих пор раздаются призывы внешнеполитического руководства республики к «деоккупации Россией Абхазии и Южной Осетии». Грузинская «красная линия» в конфликтах с двумя новыми республиками региона сохранила свои основные политические очертания. С некоторой коррекцией на целесообразность восстановления экономических и гуманитарных связей как с двумя бывшими автономиями, так и с Россией.

(Окончание следует)

Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик

Специально для kavkazoved.info

Азербайджан Армения Грузия политика и право экономика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info