АНКАРА ПЫТАЕТСЯ СТАТЬ «ВСЕМУ ГОЛОВОЙ»?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Надана ФРИДРИХСОН | 15.12.2013 | 00:00
Информационная повестка
Визит министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Ереван вызвал широкий резонанс в СМИ, в частности его заявление относительно событий 1915 – 1923 годов. «Депортация армян в 1915 году была негуманным шагом, и Турция никогда не поддерживала его» - заявил министр иностранных дел Турции.
В этой связи в экспертном сообществе России, Армении и ряда других стран стали появляться разные предположения о причинах визита Давутоглу и такой риторики. В частности, политолог Михаил Агаджанян в своей статье «Анкара готовится к сложной шахматной партии на Кавказе» отметил, что с учетом провала своей политики на Ближнем Востоке, Турция все больше начинает активизироваться в отношении Кавказа. Автор определил систему экономических выгод для Турции в контексте сближения с Арменией и потока европейских товаров.
Затрагивая вопрос России, Агаджанян отметил, что «нельзя исключать также попыток Анкары выйти на более высокую ступень диалога с Россией по Южному Кавказу».
В целом трудно не согласиться с тем раскладом, который смоделировал автор статьи. Турция действительно все больше заявляет о себе как в контексте процессов на Южном Кавказе, так и в более широких региональных рамках, ввиду чего Анкара и Москва, скорее, все больше будут конкурировать за сферы влияния, и говорить о сближении позиций сторон преждевременно.
Система региональных лидеров
По всей видимости, западные страны стали менять тактику в отношении не только Южного Кавказа, но и Центральной Азии. На смену прямому влиянию на политику государств (что встречало ответ со стороны Кремля) пришел новый геополитический тренд – финансирование и взращивание «своего» регионального лидера.
На сегодняшний день на Южном Кавказе все больше заявляет о себе как о лидере Азербайджан, который вовлечен в ряд стратегически важных для Запада проектов (Трансадриатический газопровод (TAP), который должен соединиться с Турецким Трансанатолийским газопроводом (TANAP), и проект ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – единственный евроазиатский транспортный коридор по направлению Запад–Восток из Европы, с пересечением Черного моря, через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию, получивший значительную финансовую, организационную и техническую поддержку международных структур, в первую очередь Евросоюза).
В этой связи активизация Анкары скорей всего связана с отведенной для нее ролью второго регионального лидера, в задачи которого будет входить не только работа в переговорном поле «с себе подобными» (формирование Западом региональных лидеров все больше носит системный характер), но и усиливать связку с Баку.
Связка Анкара - Баку
Перспективность совместной работы Баку и Анкары в регионе можно было наблюдать на протяжении последних лет. Сотрудничество охватывало как экономическую и энергетическую сферы, так и военный пласт (в сентябре 2013 года в Центре симуляции Военной академии ВС Азербайджана при участии военнослужащих Грузии и Турции, а также представителей НАТО и США прошли командно-штабные учения).
Одним из успехов работы Азербайджана и Турции стало все большее вовлечение Грузии в сферу своего влияния.
Выступая на 68-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Турция и Грузия высказались за продолжение совместных проектов, которые осуществляются в регионе при участии Азербайджана, видя в строительстве газопроводов TAP и TANAP, а также железной дороги Баку-Тбилиси-Карс условия для экономического и политического развития региона.
Фактически Анкара и Баку «растворяли» между собой Грузию, вовлекая ее в инфраструктурные и экономические проекты. После же саммита в Вильнюсе стало понятно, что теперь Тбилиси будет подконтролен Брюсселю, что позволит Анкаре быстрыми темпами «наращивать мышечную массу». Предпосылками к этому процессу можно считать очередную волную обсуждения в СМИ Карского договора и ситуацию в Аджарии, которая опять становится неспокойной.
Будущее развитие Южного Кавказа
В этой связи интерес Турции к Армении обусловлен будущим развитием региона, который очевидно, будет претерпевать значительные изменения. Азербайджан будет все больше с геополитической точки зрения будет относиться к «Большому Ближнему Востоку», в свою очередь Армения будет вовлечена в пророссийскую конфигурацию, Грузия станет проводником западных интересов.
Будучи членом НАТО, Турции сейчас предстоит непростая задача – найти способ «отлучить» Ереван от Москвы для формирования на Южном Кавказе соответствующей западным экономическим, энергетическим и стратегическим интересам конфигурации. И повестка для таких действий сформирована – открытие армяно-турецких границ и риторика вокруг событий 1915 года, столетие которых совпадает с официальным началом функционирования Евразийского экономического союза.
По всей видимости, Турция очерчивает круг своих интересов, и с 2014 года, очевидно, начнет проводить довольно-таки агрессивную политику, работая не только по направлению Южного Кавказа, но и Центральной Азии, где Западом также взращён «свой лидер» – Казахстан, с которым, надо сказать, Турция уже продолжительное время формирует взаимовыгодные и прагматичные отношения.
специально для kavkazoved.info
Азербайджан Армения Грузия дипломатия Россия Турция