АЗЕРБАЙДЖАН – ИЗРАИЛЬ: ДРУЖБА ВОПРЕКИ ИРАНУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 10.12.2013 | 00:00
Женевские соглашения стран «шестёрки» и Ирана могут иметь последствием углубление отношений Израиля с некоторыми соседями Исламской Республики. На Южном Кавказе благоприятные стартовые позиции для этого имеются в первую очередь у Израиля. В связях еврейского государства с Азербайджаном антииранская составляющая выражена особенно рельефно, и она, по сути, не скрывается ни Тель-Авивом, ни Баку. После Женевского прорыва в иранском ядерном досье от израильских источников поступают прямые и косвенные сигналы о предписании действующего главы кабинета Биньямина Нетаньяху усилить работу с партнёрами по всему периметру иранских границ. У Израиля таких партнёров на поверку не так много. Ещё меньше тех, которые могли бы противопоставить Ирану реальную «контригру» в регионе.
Весь текущий год из Азербайджана шла интенсивная информация о наращивании его отношений с Израилем. В круге активно развиваемых сфер двустороннего сотрудничества традиционно особое место занимают военно-технические связи Тель-Авива и Баку. К ним в последние годы уверенно добавилась энергетическая кооперация двух стран. Отношения Израиля и Азербайджана скреплены объёмным энергетическим сотрудничеством (торгово-экономический оборот за 2012 год составил более $ 4 млрд., в котором львиная доля пришлась на энергетический блок), внушительной номенклатурой поставок вооружений и военной техники (ВВТ) израильского производства в Азербайджан.
Закупки Азербайджаном израильского оружия в большей степени обусловлены целями бакинского руководства добиться перевеса сил в зоне Карабахского конфликта. В отношении Ирана тема тесных связей Азербайджана и Израиля по военной линии затрагивается при упоминании объектов на азербайджанской территории, которые могут быть использованы израильтянами против Исламской республики. Так, в ряде публикаций западной прессы, среди которых выделяются британские издания, Израиль достиг с Азербайджаном соглашения об использовании военных аэродромов прикаспийской республики для дозаправки своих ВВС. В последние месяцы заметна активизация военно-технического сотрудничества (ВТС) Азербайджана и Израиля, которая затрагивает интересы Ирана в регионе. Важно подчеркнуть, что подобная активность нашла своё проявление в начале осени текущего года, когда в отношениях Запада с Ираном назрел качественный прорыв. В этот период вновь всплыли факты масштабных закупок Азербайджаном израильской продукции военного назначения. В частности, упоминался контракт по противокорабельным крылатым ракетам «Gabriel-5», поставка которых состоялась ещё в 2011 году (количество закупленных Баку ракет не разглашается).
Несколько позже появились сообщения о приостановке Израилем поставки Азербайджану отдельных образцов ВВТ – якобы по настоятельной просьбе Москвы в адрес Тель-Авива. Опровержение данных сообщений с израильской стороны последовало в достаточно оперативном режиме, причём впритык к Женевскому раунду переговоров «шестёрки» и Ирана 20-23 ноября. Никаких изменений в сфере ВТС Израиля и Азербайджана не произошло, никаких обращений российской стороны к нам не поступало, − заявила пресс-служба израильского МИД.
Публичность темы развития тесных военных связей с Азербайджаном устраивает Израиль по целому ряду причин. Среди них приоритет отдаётся иранскому направлению: вопрос представляется как совместное азербайджано-израильское сдерживание Тегерана. Все информационные и дипломатические ресурсы Израиля, действующие в Азербайджане, упоминают Иран в качестве «угрозы не только для Израиля, но и для всего международного сообщества». Достаточно проследить комментарии глав дипломатических миссий Израиля в Баку за последние несколько лет, чтобы понять абсолютную толерантность азербайджанской стороны к антииранской риторике израильских официальных лиц. К примеру, в интервью агентству «Новости – Азербайджан» 19 сентября с.г. посол Израиля в Баку Рафаэль Харпаз вывел Иран в «основной источник нестабильности в регионе», указав на «иранский режим», как «сочетающий в себе экстремистско-религиозную идеологию и намерение производить ядерное оружие» (1).
Нечто подобное со стороны Израиля в адрес Турции, хотя их отношения, как известно, не раз после 2010 года пережили глубокий кризис, в азербайджанском информационном пространстве представить трудно. Оценки израильских источников, правда, зачастую в анонимном режиме, азербайджанские издания цитируют с завидной периодичностью и без каких-либо поправок на раздражение Ирана. Для примера, в канун резонансного визита президента Израиля Шимона Переса в Азербайджан (июнь 2009 года) местная пресса цитировала откровения «бывшего израильского дипломата». По его словам, президент Ильхам Алиев «укрепляет наши позиции на Кавказе», Азербайджан превратился в «разведывательный плацдарм» для израильских спецслужб, получивших доступ к самым границам Ирана (2). Израильские авторы постоянно подбадривают региональные амбиции Азербайджана, называя его «лидером геополитических и геоэкономических процессов на Южном Кавказе» (3).
К продвинутому уровню азербайджано-израильских связей по военной линии Баку и Тель-Авив стараются подтянуть и энергетический срез своих отношений. Позиции Азербайджана в сфере поставок в Израиль нефти близки к доминирующим. По некоторым данным, за последние два года азербайджанская нефть с 30-процентного уровня покрытия внутренних потребностей Израиля поднялась до 40% и выше. Уже в 2008-м Азербайджан экспортировал в Израиль внушительные объёмы нефти и нефтепродуктов (по некоторым оценкам того периода, по всей видимости, завышенным, объём поставок в денежном выражении достигал $3,5 млрд.). Тогда это удовлетворяло около четверти ежегодных потребностей Израиля в нефти. Поставки азербайджанского газа ближневосточному партнёру до последнего времени не выделялись крупными объёмами. Но и здесь азербайджанские источники склонны интерпретировать газовое сотрудничество Баку и Тель-Авива в перспективных тонах. Особо не обращая внимание на успехи Израиля в разведке и добыче собственных запасов «голубого топлива» в Восточном Средиземноморье (месторождения «Левиафан» и «Тамар», объём разведанных запасов которых оценивается в диапазоне от 800 до 900 млрд. куб. м).
Вырисовывается интересная энергетическая схема перекрёстной кооперации в треугольнике Израиль – Азербайджан – Турция. Амбиции Баку примерить роль не только ключевого экспортёра нефти на израильский рынок, но и оператора в совместных проектах, а также крупного инвестора всячески стимулируются Тель-Авивом и Анкарой. Азербайджанская компания «Caspian Drilling» (дочерняя структура Госнефтекомпании Азербайджана, ГНКАР) вошла на долевых началах с израильскими партнёрами в проект разведки шельфового участка «Ям-3» в 15 км к западу от Ашдода. Инвестиции азербайджанской стороны ждут в Турции, где параллельно проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP) набирает темп включение ГНКАР на позициях ведущего инвестора в строительство нефтеперерабатывающего завода «Star» в турецком Измире.
Интерес Израиля в таком перекрёстном сотрудничестве очевиден. Главная цель – не дать иранскому топливно-энергетическому сектору развернуть свой потенциал после отмены части санкций в предстоящий 6-месячный период (по Женевскому соглашению от 24 ноября). Хотя со стороны Турции можно услышать комментарии о необходимости восстановления «досанкционного» уровня сотрудничества Анкары и Тегерана по нефтяным контрактам, израильтянам важно продвинуть азербайджанскую нефть и капитал на турецкий рынок. Несовпадение интересов ТЭК Азербайджана и Ирана в Турции – в перспективе важное внешнеполитическое приобретение Израиля. В Тель-Авиве отдают себе отчёт в том, что на «длинной дистанции» азербайджанская нефть и инвестиции не могут конкурировать с иранским потенциалом. Но для израильской стороны важно развернуть в ближайшие месяцы, на срок действия Женевского соглашения от 24 ноября, некую контригру в регионе. Основная мотивация которой будет сближать Азербайджан и Израиль в деле предпринятия неудобных для Ирана или откровенно антииранских шагов.
Нахождение Баку под плотной израильской опекой с антииранским акцентом находит свои проявления и в опосредованном режиме. После президентских выборов в Азербайджане 9 октября этого года, удостоившихся критических оценок США и ЕС, Израиль взял на себя миссию посодействовать своему южнокавказскому партнёру в реанимации его политического образа на Западе. В этом контексте можно отметить визит конгрессменов США в Баку и их встречу с президентом Алиевым 24 ноября. Иран не мог не оценить визит американских конгрессменов под эгидой израильских организационных услуг в Баку в качестве очередного свидетельства крепких позиций Тель-Авива на Апшеронском полуострове. При этом важно подчеркнуть, что именно в Конгрессе США сформировалась группа американских политиков, которая отстаивает самый жёсткий подход к Ирану.
Соглашаясь на углубление кооперации с Израилем в военной и энергетической сферах, Азербайджан сильно рискует. Из «кости в горле» Ирана и России, как несколько месяцев назад образно назвал прикаспийскую республику директор американского аналитического центра «Stratfor» Джордж Фридман, Азербайджан может трансформироваться в серьёзный региональный ограничитель для интересов Москвы и Тегерана. Некоторая позитивная динамика в российско-азербайджанских отношениях после провала переговоров по Габалинской РЛС весьма неустойчива. В частности, сигналы из Баку о возможном одобрении многолетней инициативы России по формированию совместной военно-морской группы оперативного взаимодействия на Каспии (КАСФОР) диссонируют с указанной выше оружейной сделкой Азербайджана и Израиля (закупка противокорабельных ракет «Gabriel-5»). В начале сентября текущего года командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабиболла Сайяри определил закупки Азербайджаном израильских ракет как шаг, который не идёт на пользу стабильности в регионе Каспия. При этом было указано на неоднократные заявления Ирана о том, что прикаспийские страны должны координировать свои военные закупки с соседями, имеющими выход к Каспийскому морю.
В предстоящие месяцы разделительные линии в отношениях Азербайджана и Ирана могут заметно усилиться. Попадание прикаспийской республики в тесную связку с Израилем на иранском направлении, возможно, уже необратимо. Уровень и содержательность связей Баку и Тель-Авива дают всё больше оснований рассматривать их в качестве антииранского тандема, продвигающегося к откровенной конфронтации с Тегераном.
Примечания
(1) Посол Израиля: Иран – основной источник нестабильности в регионе, http://www.newsazerbaijan.ru/, 19.09.2013
(2) Ранее в прессу просачивались сообщения о дислокации Израилем в азербайджано-иранском приграничье радаров слежения «Oren Yarok», других средств радиоэлектронной и радиотехнической разведки.
(3) Шимон Бриман: «Критикам Азербайджана на Западе я хочу сказать: перестаньте дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе», http://www.1news.az/, 26.10.2013.
Специально kavkazoved.info
Азербайджан безопасность Ближний Восток воинское искусство / вооружения Израиль Иран энергетика