ПОСЛЕВЫБОРНАЯ ПЕРЕТРЯСКА ОППОЗИЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Публикации | Рустам ШАХСУВАРОВ | 02.12.2013 | 12:29
Отставка кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова с поста председателя Национального совета демократических сил (НСДС) многими наблюдателями в Баку считается вынужденной. Тому причиной как вынужденное отсутствие лидера оппозиции в Азербайджане, так и беспрецедентное давление традиционных национал-демократов – «эльчибеевцев».
Отставка драматурга
Рустам Ибрагимбеков заявил о своей отставке с поста главы оппозиционного Национального совета. Соответствующее письмо направлено функционерам данного политического объединения. В беседе с близкой к «Народному фронту» газетой «Азадлыг» драматург подтвердил, что написал письмо об отставке. Свое решение он объяснил желанием сохранить институт председательства в НСДС и невозможностью возвращения в Баку. Он сказал, что послал свое предложение для участников сессии НСДС, которая должна состояться 3 декабря.
Как сказал писатель, по объективным причинам он не может находиться в Баку, и поэтому его отставка была бы правильной. Он считает, что было бы хорошо, если бы председательство взял на себя Джамиль Гасанлы, потому что он постоянно находится в Баку и может непосредственно участвовать в работе НСДС.
Кинодраматург отметил, что у него и НСДС есть возможность проведения консультаций в связи с принятием тех или иных решений, и они консультируются. Однако возникают такие ситуации, когда необходимо на месте принимать решения, а общение с ним не всегда возможно по техническим причинам. Поэтому, по его словам, он решил остаться в рядах НСДС и активно участвовать в работе объединения, но уйти с поста председателя.
Любопытно, что в своем заявлении Ибрагимбеков признал наличие разногласий в рядах прозападной оппозиции. По его словам, как человек, выдвинувший идею Национального совета, он уже при его создании понимал, что «состав столь широкой коалиции демократических сил со временем будет меняться из-за давно существующих межпартийных разногласий».
Он назвал необъективными негативные оценки в «демократически ориентированной прессе» относительно результатов президентских выборов и действий НСДС в предвыборный период. Как считает Ибрагимбеков, в условиях, когда защищенный огромными финансовыми средствами, административным ресурсом и аппаратом насилия правящий режим пошел на открытую фальсификацию выборов, демократические силы могли одержать только моральную победу, чего они и добились.
И, хотя кинодраматург в целом выразил оптимизм относительно будущего НСДС в тяжелых для оппозиции условиях политической борьбы в Азербайджане, он признал, что «по разным причинам часть членов Совета может покинуть его».
Что стоит за отставкой Ибрагимбекова? Мнение правящей партии
По мнению правящей партии «Новый Азербайджан», выраженному заместителем ее исполнительного секретаря Сиявушем Новрузовым агентству «Тренд», закономерно, что драматург оставил НСДС на полпути, не отказавшись от российского гражданства и не приехав в Азербайджан.
По его словам, Ибрагимбекова «запустили» в рамках определенного сценария. Он, мол, обещал, что его влиятельные друзья соберут деньги и окажут НСДС материальную помощь. «И это еще раз показало, что НСДС является организацией, которая руководствуется не интересами азербайджанского народа, а является выразителем воли отдельных структур и отдельных богатых людей», — сказал Новрузов, по-видимому, намекая на так называемый «союз азербайджанских миллиардеров», созданный в России незадолго до выборов.
По мнению функционера правящей партии, часть этих богачей впоследствии изменила свое мнение, некоторая часть отказалась оказывать материальную помощь, или же Рустам Ибрагимбеков взял деньги, но не передал. И после завершения данной деятельности Ибрагимбеков продолжил свою деятельность на творческом поприще.
А что до вероятного нового председателя НСДС Джамиля Гасанлы, то, по мнению Новрузова, он совершил одну неудачную поездку в США и, вернувшись, объявил о том, что в США провел обсуждения будущей деятельности НСДС. Там он встретился с «пятью-шестью референтами, экспертами и НПО, занимающимися антиазербайджанской деятельностью, людьми, неизвестными в политической жизни США, и что-то обсудил». Новрузов полагает, что после всего этого судьба НСДС будет такой же, как и Общественной палаты (другого объединения той же прозападной оппозиции, фактически угасшего и сошедшего с реальной политической сцены – Р.Ш.).
Разные точки зрения в оппозиции
В самой оппозиции решение Ибрагимбекова подать в отставку не было принято однозначно. Глава Центрального исполнительного аппарата партии «Мусават» Ариф Гаджилы и представитель движения «Эль» Эльдениз Гулиев выразили прессе разное мнение по этому поводу. Так, ведущий функционер «Мусават» весьма позитивно отнесся к сообщению об отставке Ибрагимбекова (фигура кинодраматурга во главе НСДС и в качестве единого кандидата от оппозиции на пост президента с самого начала вызывала скепсис, а то и откровенную критику со стороны «мусаватистов» — Р.Ш.).
По мнению Гаджилы, некоторые эксперты, политики и журналисты связывают дальнейшее улучшение деятельности НСДС с институтом председательства, однако это не так. На самом деле, для улучшения этой деятельности необходимо, в первую очередь, определить цели организации и направление деятельности, проводимой для достижения этих целей. В то же время политические силы с единой целью могут объединиться, а личность председателя является второстепенным вопросом.
Однако Эльдениз Гулиев выразил свое сожаление по поводу отставки Ибрагимбекова (движение «Эль», в противоположность «Мусават», изначально всецело поддерживало и поддерживает Ибрагимбекова – Р.Ш.), при этом проявив понимание этого решения и пообещав лояльное отношение к лидерству Джамиля Гасанлы.
Позиция, выраженная Эльденизом Гулиевым, была поддержана и другим ведущим функционером «Эль» политологом Зафаром Гулиевым, который предположил уход ряда деятелей из НСДС после отставки Ибрагимбекова.
По мнению же главы аппарата партии умеренной оппозиции «Адалят» («Справедливость») Муталлима Рагимли (SIA, Day.az), люди, представленные в НСДС, выступают друг против друга и не могут договориться между собой. Из-за этого ситуация в организации продолжает оставаться напряженной. Политик также отметил, что отставки Ибрагимбекова больше всех хотел Иса Гамбар (лидер «Мусават»), преследовавший свои собственные цели. По его мнению, ситуация в НСДС далека от стабильности из-за этого.
Ибрагимбеков хотел остаться сопредседателем, но воля «мусаватистов» избавиться от него решила вопрос
Любопытно, что Ибрагимбеков еще пару недель назад планировал остаться сопредседателем наряду с Гасанлы и не очень-то хотел уходить в отставку, допуская, однако, такую возможность в случае, если в НСДС придут к тому, что институт сопредседателей себя не оправдывает (АПА). По его словам, если НСДС примет это решение, то он с ним согласится, потому что, он и в самом деле месяцами не бывает в Баку, и поэтому он сделал предложение об институте сопредседателей, чтобы Гасанлы председательствовал, находясь в Азербайджане, а сам Ибрагимбеков – за рубежом. Как сказал драматург, если НСДС решит, что в институте сопредседателей нет необходимости и должен быть один председатель, то, на его взгляд, Гасанлы — подходящий человек на эту должность.
Еще один любопытный штрих – тогда же, когда Ибрагимбеков говорил о желательности института сопредседателей, председатель Меджлиса партии «Мусават» Арзу Самедбейли заявил АПА, что Ибрагимбеков уже подал в отставку с поста председателя НСДС, и «если он выдвинет кандидатуру Гасанлы на этот пост, это принесет ему уважение».
По его словам, в нынешнем положении этот шаг мог бы стать началом перестройки деятельности НСДС. То есть, фактически, ведущий функционер «Мусават» анонсировал отставку Ибрагимбекова еще за две недели до того, как сам кинодраматург сделал соответствующее заявление. Это лишний раз подтверждает, что именно «Мусават» был в рядах оппозиции основной силой, добивавшейся ухода Ибрагимбекова.
Отставки из НСДС идут полным ходом
Тем временем, весь период после президентских выборов 9 октября ознаменовался раздроблением НСДС, который первоначально состоял из 125 членов. Так, вскоре после выборов ушли в отставку Асеф Гулиев, Лала Шовкет Гаджиева, Ильхам Гусейн, Замина Дуньямалыева, Солмаз Алескерова и два члена НСДС от Исламской партии – Мовсум Самедов и Эльчин Манафов. Двое других членов НСДС — Акиф Шахбазов и Гюльнара Гурбанова — были исключены из рядов структуры из-за неучастия в работе ее сессии.
НСДС также покинул председатель Либеральной партии Азербайджана (ЛПА) Авез Темирхан в знак протеста против внутренних распрей в НСДС и негативного отношения в этой структуре к лидеру либералов, бывшему Госсекретарю Азербайджана Лале Шовкет Гаджиевой. Затем из Совета вышли все восемь членов Либеральной партии Азербайджана — председатель исполнительного комитета Эльман Мамедзаде, заместители председателя Эльдар Мурадов, Тофик Керимов и Вагиф Мустафазаде, члены политического совета Гаджиага Дадашев, Ильхам Муртузаев и Исмаил Алиаскерли, и председатель женской правозащитной организации «Сара Хатун» Хуршуд Аббасова.
Причиной этих отставок являются враждебные отношения, сложившиеся внутри НСДС. Покинувшие его ряды либералы заявляют, что в качестве членов инициативной группы избирателей они до последнего боролись за регистрацию кандидатуры Рустама Ибрагимбекова в президенты. Затем в условиях кризисной ситуации в НСДС они поддержали избрание единым кандидатом Джамиля Гасанлы, агитировали в его пользу. Однако, по их словам, уже с момента создания НСДС члены одной партии (намек на «Мусават» понятен всем наблюдателям в Азербайджане) стали сеять внутри этого органа дискриминацию, ненужную рознь и распри. Именно поэтому либералы приняли решение выйти из состава Совета.
Обращает на себя внимание и то, что НСДС покинул и живущий в США бывший спикер азербайджанского парламента Расул Гулиев, который подал в отставку и из Партии открытого общества, входящей в НСДС.
Члены Партии классического Народного фронта Азербайджана во главе с председателем Мирмахмудом Миралиоглу, которые вошли в НСДС после долгих дебатов, фактически добровольно изолировались от участия в его деятельности. Председатель Партии открытого общества Сульхаддин Акбер также попал в разряд ненадежных членов НСДС, ибо его дискредитировали с помощью публикации его телефонных переговоров с Расулом Гулиевым, запись которых озвучивалась на последних митингах НСДС. В этих переговорах Акбер никак не протестовал против нелестных и даже оскорбительных выражений, которые Гулиев употреблял в адрес лидеров оппозиции.
Копия провалившейся Общественной палаты. «Эльчибеевцы» монополизируют НСДС и борются друг с другом
Как отмечают наблюдатели, фактически, НСДС сегодня находится в полной монополии ПНФА и «Мусават» (традиционных национал-демократов или «эльчибеевцев»), а с отстранением Эльдара Намазова (лидера движения «Эль») с поста председателя исполнительного комитета данной структуры НСДС станет аналогом политически несостоявшейся Общественной палаты.
Поэтому попытки Джамиля Гасанлы спасти организацию ни к чему не приведут. Гасанлы сейчас несколько окрылен тем интересом, который был создан к нему в преддверии выборов, полагая, что он сможет повести недовольный электорат на парламентские выборы. Однако эти надежды, по-видимому, лишены оснований ввиду раздробленности (и продолжающегося дробления) оппозиционного лагеря, а также нарастающего соперничества между традиционными «заклятыми друзьями» — «Мусават» и «Народным фронтом».
По словам представителей независимой экспертной группы «Левые социалисты Азербайджана» (ЛСА), с которыми беседовал корреспондент «Кавказской политики», отставки, начавшиеся в НСДС после выборов, являются закономерным результатом деятельности «нахрапистых» «эльчибеевцев» по монополизации азербайджанской оппозиции. «ПНФА и «Мусават» намерены держать оппозицию под своим контролем. Эти две национал-демократические партии стремятся контролировать даже коллективные органы и по возможности отстранять другие политические силы от принятия важных решений.
Здесь достаточно указать, что накануне выборов членам НСДС, не являющимся членами этих двух партий, не позволялось действовать в качестве представителей Гасанлы, и им даже не давали выступать в дебатах по Общественному радио. Подобная дискриминация, практикуемая «эльчибеевцами», способствовала росту недовольства и стала еще одним фактором, обусловившим отставки из НСДС», — считают социалисты.
«Однако, при нынешней монополизации НСДС «эльчибеевцами» с выбраковкой всех «инакомыслящих», уже намечается контур очередного разлома в этой структуре – на сей раз, между двумя «монополистами» — «Народным фронтом» и »Мусават» — по принципу «Боливар не выдержит двоих». И это может привести к окончательному расколу НСДС.
Единственным шансом для оппозиции было не монополизировать протестное движение в руках «эльчибеевцев» и тем самым сильно сузить его базу, а, напротив, расширить это движение, вовлечь в него «неэльчибеевцев», которых в республике гораздо больше, чем «героев улиц и площадей» конца 80-х и начала 90-х», — сказали корреспонденту «Кавполитики» в левой аналитической группе.
С ЛСА здесь трудно не согласиться. Действительно, монополизированная национал-демократами оппозиция не отражает чаяний тех слоев населения, которые недовольны теми или иными аспектами политики властей, но не разделяют националистических и национал-либеральных взглядов, присущих политикам, вышедшим из «шинели» «Народного фронта» образца конца 80-х и начала 90-х.
Фигура Рустама Ибрагимбекова могла бы привлечь к оппозиции какую-то часть этих людей, но «национал-демократы» решили, что им не нужны «космополиты» (и возможные, не приведи господь, «русофилы»), и стали энергично выталкивать кинодраматурга, далекого от национализма, на обочину. И теперь мы видим, фактически, его выживание с поста председателя, а затем и сопредседателя НСДС (то есть, признанного консенсусом лидера объединенной оппозиции), организованное, в основном, партией «Мусават».
Каков будет политический результат этой борьбы в оппозиционном лагере? Что останется в так называемом «сухом остатке»? Это покажет уже скорое будущее.
По материалам: Кавказская политика
Азербайджан политика и право