ЧЕЧЕНСКИЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Зарема ИБРАГИМОВА | 28.11.2013 | 00:05
Кавказ в начале ХХ века официально причислялся к Азиатской России. Такая идентификация была вызвана, прежде всего, религиозно-психологическими мотивами, ведь большинство коренных жителей Кавказа исповедовало ислам. В советский период Кавказ определялся как пограничная зона и официальной границей между Европой и Азией признавался Главный Кавказский хребет. Таким образом, в царской России Чечня относилась к Азии, а в советском государстве являлась частью Европы, так как располагалась в Предкавказье.
Географическое положение чеченской территории во многом определило и отношение к ней соседних государств. Чечня являлась для России тем же, чем было Российское государство для Европы – буфером, пограничной зоной между разными мирами, местом, где соединились разные культуры, в силу чего народ, проживающий на этих территориях, оказался чрезвычайно стойким, активным и почти непредсказуемым в своих поступках – на взгляд представителей традиционных, устоявшихся систем Запада и Востока. В силу суверенности своего менталитета и образа существования, русский и чеченский народы были чрезвычайно похожи, что во многом и вызвало их длительное противоборство.
По климатическим условиям территория Чечни больше всего напоминала южную Европу. Растительность Предкавказья, начиная от Владикавказа и почти до берегов Каспийского моря, имела явно выраженный западноевропейский характер. У подножия гор полоса широколиственных лесов граничила с черноземными степями. В конце 80-х годов XIX века средняя месячная температура в г. Грозном в январе составляла -3°, в апреле +9°, в июле +25°, в октябре +12,4°. В качестве иллюстрации можно заметить, что горные климатические станции Тироля и многих мест в Швейцарии лежат на 3-4° севернее Ведено – окружного центра одного из чеченских районов. Протяжение горной Чечни с севера на юг составляет около 70 км, площадь равнялась 5000 км2. Здесь находится целый ряд высочайших вершин Восточного Кавказа: Даков-корт (4500 м), Малый Качу (3900 м), Большой Качу (4200 м), Харгабемта-лам (4100 м), Дзана-корт (4200 м), Хиндой-лам (2550 м). С высоты 1200 – 1500 м над уровнем моря начинаются горные альпийские луга. На территории Чечни располагаются наиболее высокие вершины восточной части Главного Кавказского хребта: Тебулос-Мта (4494 м) и Диклос-Мта (4275 м).
В дореволюционной литературе принято было делить Чечню на две части: Большую и Малую. Большая Чечня – это районы, расположенные по правобережью р. Аргун до р. Аксай. Малая Чечня занимала левобережье р. Аргун, включая горную часть и Надтеречье. С севера и запада Чечню ограничивал Терек и Качкалыковский горный кряж, отделяющий ее от Кумыкской степи, на юге ее граница – Андийский хребет, а на востоке – р. Акташ, которая отделяла Чечню от Дагестана.
После завершения войны на Северо-Восточном Кавказе 8 февраля 1860 года была образована Терская область, в состав которой вошла большая часть чеченской территории. Границы этой административной единицы не совпадали с границами поселений различных народов, что вызывало возмущение у населения и зачастую мешало самой власти. Так, первоначально салатовцы (дагестанцы), почти полностью вошли в состав Терской области. Однако 20 июля 1861 года большая их часть в административном порядке отошла к Дагестанской области. Границей между Терской и Дагестанской областью был принят Андийский хребет. В связи с этим изменением областных границ многие села, населенные чеченцами, вошли в состав и Дагестанской области, из-за бюрократических преград чеченцы стали терять связь с родиной. В силу того, что Советский Союз во многом сохранил традиции административного разделения Российской империи, пограничные чеченские села остались в ведении дагестанской власти и в советский период. В царское время одна часть чеченских сел были приписаны к Терской области, другая к Дагестанской области, а третья часть отошла к Тифлисской губернии. Уже с XIV века чеченцы поселялись на западе Кумыкских равнин. Имеется предание, в котором говорится, что один из главных исторических центров Кумыкии – Костек основал цонтороевец по имени Кестик (Коьстик). Предание гласит, что Кестик был сыном Эжа, основателя Цонтороя (Цонторой находится в центре Ичкерии). В XIV веке появились чеченские селения: Герменчук, Чечен-аул, Цонторой, Курчалой и многие другие населенные места. В 1889 году по подворному статистическому учету численность чеченцев достигла 186 618 человек. Из этого числа чеченское население Хасав-Юртовского округа составило 15 637 человек. По сведениям Г. Радде, в 1876 году путешествовавшим по Хевсуретии (Грузинский район), общее число жителей трех кистинских (вайнахских) обществ (Саханоевское, Майстинское и Джокольское) достигало в середине 1870-х годов 1911 человек.
Кавказ по величине составлял 48 часть Российской империи. Чеченцы занимали северо-восточный угол отрога Кавказских гор, известного в XIX столетии под именем Андийского хребта, а также протянувшуюся перед этими горами долину, орошаемую реками Тереком и Сунжей и их притоками. Вся занятая чеченцами территория, считая и земли, отошедшие под поселения Сунженской и Терской казачьих линий, простиралась в долину, с востока на запад, приблизительно на 130 верст и в ширину, с юга на север на 100 верст. По спискам 1883 года всех населенных мест в Терской Области значилось 957. Чеченское население было самым многочисленным. Все население Терского казачьего войска размещалось в 77 станицах и 102 хуторах. Терская область была разделена на округа и участки, хотя по некоторым документам Центрального Статистического комитета, она называлась Терской губернией, которая делилась на волости и уезды.
Чеченец – этническое название чеченцев. Этот термин присутствует в договоре калмыцкого правителя Аюк-хана с Иваном Грозным. Исходит из древнего санскрита – праязыка, основы индоевропейских языков. Чечен, шашан, сасан – в значении дипломат, красноречивый человек, обладающий гибким умом, умеющий разрешить любое сложное дело без применения оружия. Шешен, чачан – в значении красноречивый человек сохранилось в тюркских языках. Вот как описывали чеченцев в XIX веке путешественники: «Преобладающий тип горного чеченца: среднего роста, строен, сухощав, с резкими чертами и быстрыми глазами. Горные чеченки, в общем, очень красивы: с тонкими ноздрями, нервными губами и большими черными глазами. Они красивее кабардинок, осетинок и кумычек».
В конце XIX века насчитывалось порядка 700 чеченских населенных мест. Каждое из них имело свое оригинальное название. Наименованием «улус» в русском языке обозначалось селение; бытовавший в русском языке татарский термин «юрт» в числе прочих обозначал и «владение», «область», «земля». В чеченском языке под «юртом» подразумевалось плоскостное село.
Слово «Калa» произошло от арабского «укрепление», «цитадель», «замок» – например, чеченское село Итум-Кала, предположительно имеет такую историю. «Су», в переводе означает «вода» – чеченское село Исти-Су. Например, находится рядом с рекой. Названия многих чеченских аулов оканчивалось на «хой». Слово это имеет значение «лес», а также «пост» и «пикет». Слово это сохранилось со времен Шамиля, пикеты которого были расставлены в этих местах. «Лам» – называют горы, покрытые снегом и лишенные растительности. Название «Корт» носят вершины, которые только зимой покрываются снегом. Словом « арс» обозначают горы, поросшие лесом.
25 августа 1859 года с взятием Гуниба владения Российской империи в Европе увеличились до 15 401 кв. версты на Северо-Восточном Кавказе, а 21 мая 1864 года в пределах Западного Кавказа еще были присоединены 32 088 кв. версты. На карте, представленной И. Стрельбицким, верхнее течение Терека, его правая и левая сторона, до 1859 года не входила в состав Российской империи, а принадлежала чеченцам. Эта территория была обозначена на карте Генерального Штаба как Чеченская земля. После завершения Кавказской войны на чеченской территории начался административный передел земли.
Представление об антинародных аграрных мероприятиях царизма может дать следующий факт – после упрочнения царской власти и удаления жителей Притеречной полосы в горы в 1840 году из 16 аулов, расположенных на правой стороне реки Терек, осталось только 3: Кень-Юрт, Аду-Юрт и Брагуны. Что касается селений на левом берегу Сунжи, то генерал Вельяминов в 1831 году истребил деревню Ачехи, в 1831 году – все деревни от Казакичу до Алхан-Юрта. Отобранные таким образом земли от Терека до Сунжи, площадью в 375 тыс. десятин были объявлены казенными и отведены для сооружения здесь пограничных укреплений, солдатских поселков и казачьих станиц 1-го и 2-го Сунженских полков. Так, пограничная линия, перемещенная с Терека на Сунжу, стала исходным рубежом для дальнейшего расширения южных границ царской администрацией. По свидетельству М.Т. Лорис-Меликова «…чеченское население уступило казакам почти половину своих земель, годных для хлебопашества». К началу XIX века на правом берегу реки Сунжи насчитывалось 24 чеченских села.
В результате колонизационной политики на месте аула Тезен-Юрт в 1861 году возникла станица Воронцова-Дашкова; вместо села Магомет-Хите в 1847 году стала Вознесенская, на месте аула Ах-Барзе – в 1861 году станица Нестеровская, а Ахки-Юрт в 1859 году стал станицей Сунженской. Станица Троицкая была основана в 1845 году на месте орстхойского аула Обург-Юрт, станица Ассиновская на земле села Эха-Борзе. Две станицы: Самашкинская и Алхан-Юртовская были основаны на месте прежних аулов с теми же названиями. Аул Чулию-Юрт был основан в 1809 г., затем на его месте появилось казачье село Знаменское.
На территории нынешнего города Грозного находилось более 20 чеченских аулов и хуторов, которые были уничтожены войсками генерала Ермолова. Современники свидетельствуют, что в середине XIX в. расположенные напротив крепости Грозной аулы Кули-Юрт, Янги-Юрт, Сорочан-Юрт и Старосунженский своими минаретами и пирамидальными тополями придавали крепости больше мусульманский, нежели христианский облик. К концу Кавказской войны население «грозненских» чеченских аулов составляло 1032 человек. Разросшийся с течением времени город «поглотил» места, где они находились, а жители аулов были вынуждены покинуть родные места. В 1875 году в Грозном проживало 16 чеченцев, в городе были введены ограничения на проживание для чеченцев. В 1877 году в числе жителей города было 90 чеченцев. Большую часть мусульман составляли военные из состава горской милиции, выведенной впоследствии из города.
В процессе аграрной политики царизма на месте бывших чеченских сел и хуторов только за два года (1845-47 гг.) были построены станицы Слепцовская, Троицкая, Михайловская, Ассиновская и Магомет-Юртовская с населением в 9602 человека, или 1770 10 казачьих дворов. В связи с передвижением цепи казачьих поселений на юг, путем конфискации горской земли, областной администрации пришлось «уплотнять» чеченское население, укрупняя села. Стали неимоверно расти такие аулы, как, например: Старый Юрт, Ачхой-Мартан, Шали, население которых нередко превышало 1000 дворов. Особенно многочисленным было село Урус-Мартан, которое называли столицей Чечни. Образованию крупных поселений на равнине в немалой степени содействовала деятельность царской администрации, для которой наличие большого числа мелких поселений было невыгодно с точки зрения управления и осуществления надзора за состоянием умонастроения коренного населения. Поэтому командование Кавказской линии в течение всей первой половины XIX в. предпринимало меры по укрупнению мелких поселений. Так, в 1840-х годах было сведено в одно гигантское поселение Урус-Мартан численностью 1600 дворов население, жившее по рекам Мартану, Рошни-чу, Теньге. Население ущелья реки Гехи (Чермхой-Юрт, Мозгорой, Магома-Ирзау, Мачи-Юрт, Сунтой, Дахни-Ирзау, Зандак и др.) поселено в одно селение Гехи, насчитывавшее около 600 дворов. Прославленный Чечен-аул, один из древнейших и наиболее выдвинутый в направлении равнины, от которого идет современное наименование чеченцев, был, по преданию, столь велик, что якобы некий всадник, задумавший объехать его, заморил своего коня. В начале XIX в. были селения-гиганты, как, например, Большие Атаги, Истису, Герменчук, достигавшие 500, 600 и 700 дворов. Столь крупный размер чеченских селений на равнине был обусловлен рядом причин. Прежде всего, к укрупнению поселений жителей толкала внешняя опасность, а с другой – более глубоко зашедший процесс классового расслоения по сравнению с населением горных обществ. В 1866 году в селе Ачхой-Мартан насчитывалось 373 двора. За 20 лет их число выросло до 730, т.к. сельское общество приняло 157 семей, возвратившихся из Турции, и 39 семей, переселившихся с гор, кроме того, 161 семья составила естественный прирост населения. Между тем количество первоначально выделенной сельскому обществу земли оставалось прежним, что и приводило к непрерывному обезземеливанию горцев.
Обычные чеченские селения – это небольшие аулы, окруженные разбросанными по лесам и берегам рек небольшими хуторами, где земли было вдоволь для каждого члена семьи. Горные чеченцы зачастую жили в селах, насчитывающих всего 2-3 двора. Данные Межевой комиссии, работавшей в 1864-69 гг. в Чеченском отделе Терской области прямо говорят о том, что до присоединения этого района царской России в чеченской семье на один двор приходилось от 30 до 100 десятин земли.
В результате административного переселения чеченцев с гор на плоскость, плотность населения увеличилась, приведя к значительной нехватке земельных угодий для нормальной жизнедеятельности. Кроме того, в Чечне естественный прирост населения превышал средний по России на 0,2 %. Такая плотность населения оказалась выше средней по европейской России, где с городским населением она не достигала 21 человека на кв. версту. Сельского населения в России приходилось 18,3 душ на кв. версту, в то время как, на Чеченской территории насчитывалось 22,76 человек на кв. версту. На казачьей территории на одну кв. версту приходилось 8,6 душ. На одно населенное место в Чечне приходилось 422 человека. В некоторых чеченских районах земли было так мало, что ее измеряли не десятинами, а загонами и числом дней пахоты. Обычно загон представлял собой пахотный участок от четверти десятины до полосы шириной в две сажени. Судя по данным Д.А. Малютина и по семейным спискам 1886 года, численность чеченской семьи (двора) в среднем достигала 5-6 человек. «Дым» состоял из одной или нескольких родственных семей, живущих вместе. Там, где в «дым» входила одна семья в 5-8 человек – земли на душу населения приходилось больше, а там, где несколько семей – меньше. Были «дымы», включавшие в себя несколько малых семей (большая семья), насчитывавшие до 20 и более человек. В ауле Шикарой на реке Шаро-Аргун, в трехэтажной башне жило в начале ХХ века 12 семей. Во время переписи 1897 года выяснилось, что больше всего 16 034 хозяйства, состоящих из 6-10 лиц, насчитывалось в Грозненском округе. Так называемые большие семейства во многих случаях имели не патриархальную, а капитальную основу. Если более пристально приглядеться к большим семьям, то они не представляли единой ячейки в полном смысле этого слова. Обычно в одном дворе находилось 2-3 дома, в которых, по сути дела, жили 2-3 самостоятельные семьи. Юридически они считались одной семьей, для того, чтобы не дробить накопленные богатства, скот, земли, да и налогов приходилось платить меньше, ведь их собирали не «по душам», а с «дыма» двора.
Когда процесс обезземеливания в крупных селах достиг определенного предела, резко начало увеличиваться число отселков и хуторов. Отселки обычно принадлежали отдельным фамилиям. Много хуторов возникло во время Кавказской войны. После разгрома и сожжения аулов чеченские семьи – женщины, дети, старики со своим скарбом и скотом уходили в леса и закладывали хутора. «Места древнейших поселений их (чеченцев), – пишет Е.Максимов, – переполнены небольшими поселениями, отселками и хуторами». Переселяясь с гор на равнину в конце XVIII в. они, по словам первого чеченского этнографа У. Лаудаева, писавшего в первой половине 1870-х годов, «вначале также селились хуторами… в недоступных местах». И еще: «Прежде чеченцы жили в маленьких хуторах, но в интересах безопасности и удобства управления их поселили в аулах», – замечает К.Ф. Ган. Письменные документы первой половины XIX века не дают, вроде бы, повода сомневаться в этом. Чеченцы на реке Мичик обитают « в разбросанных небольших частых деревнях», – сообщает Р.Ф.Розен. Некоторые из поселений находились на столь недоступной высоте, что у смотревших на них «мутился глаз, и шапка валилась с головы» . В чеченском фольклоре «хутор» выступает обыкновенно в качестве временного поселения земледельца и скотовода, очень скоро перерастающего в крупное поселение. Так, в предании об образовании известного в Чечне села Дарго говорится, что сначала на месте селения были пахотные и сенокосные участки соседнего поселения Белгатой. Со временем белгатоевцы сочли более удобным не ходить за несколько верст на свои участки, а поселиться здесь постоянно. Первым переселенцем предание называет некоего Хози из рода Альбахат, обосновавшегося в нижней части современного селения, известной нынче под названием «Хвост Дарго». Примеру Хози вскоре последовали другие белгатоевцы, а вслед за тем переселенцы из других мест, в том числе и из Дагестана. В XIX веке село Дарго было крупным поселением, в котором насчитывалось: пять мечетей и три кладбища, несколько кустарных мастерских, почти два десятка водяных мельниц. Историю образования села Дарго в известной мере можно считать типичной для большинства чеченских селений. В 1840 году чеченцы, по словам М.Я. Ольшевского, под давлением Шамиля «оставили свои большие аулы в Большой Чечне и расселились хуторами по горам и лесным трущобам».
Осуществляя переселение и укрупнение поселений, царские власти преследовали отнюдь не филантропические, но сугубо свои колониальные интересы. Однако справиться полностью с развязанным им переселенческим процессом царизм оказался не в состоянии. Многие горцы на свой страх и риск, часто вопреки администрации, перебирались на свободные земли на равнине и поселялись в малодворных и однодворных селениях хуторского типа. В мирное время наиболее интенсивно процесс переселения крестьян-землевладельцев проходил из больших селений в хутора в районе Ичкерии, расположенном в юго-восточной части Чечни. У хуторян было больше посевов, рабочего скота, чем в крестьянских хозяйствах, оставшихся в селениях. Некоторые из хуторян в последующем сдавали землю в аренду и использовали наемный труд.
В Терской области существовали сельские общества, куда включались жители одного села и старшинства; где состояли как жители одного села, если оно было многочисленно, так и жители разных сел, объединенных в одно старшинство, и название его происходило от села, которое было более многочисленно, и где проживал старшина. Наибольшее число объединенных старшинств было в Аргунском округе, который насчитывал в Чечне наибольшее число мелких сел и хуторов, находящихся в труднодоступной, горной местности. Колонизация Кавказа подтолкнула сотни тысяч людей к эмиграции. Не было бы Кавказской войны, не пришлось бы горцам покидать родные селения. В анализе ухода горцев в Турцию, помимо нынешних причин, нельзя не учитывать и внутренние рычаги: тесные родовые связи, игравшие огромную роль в жизни северокавказского населения и приводившие к тому, что за влиятельным лицом нередко поднималась вся фамилия. Данные по количеству эмигрировавших в Турцию чеченцев разнятся. Современники этого движения указывают на то, что до 1865 года в Турцию разновременно ушло до 19 тысяч чеченцев, а затем было эпатировано уже 5 тысяч семей. Согласно цифрам, приведенным в источниках советского времени, до 1860 года в Турцию уехало 81 360 чеченцев; в 1865 году вторая волна эмиграции унесла из региона еще 22 500 человек. Чеченцы мигрировали не только в Турцию (Анатолию), но также поселялись в районах Месопотамии, Сирии, Египта.
Многие возвращались на родину и вынуждены были скрываться от администрации из-за отсутствия разрешения на возвращение в Терскую область. Наибы и старшины, укрывавшие мухаджиров, ссылались в Сибирь и на север России. Эмиграция горцев продолжалась до начала Первой мировой войны, когда Россия закрыла границы.
Чеченцы на Северном Кавказе в конце XIX века были самыми многочисленным народом, потесненным со своих исконных территорий в ходе колонизации и административного передела границ. Из-за цензурных препятствий материалы, утверждающие, что чеченцы проживали за Тереком до города Кизляра (информаторы – казаки, нагайцы, чеченцы) и в других затеречных степях, не были включены в первое издание работы А. Сулейманова «Топонимия Чечни».Тем не менее, еще в 1888 году Л.П.Загурский указывал, что чеченцы живут от Дарьяла до истока реки Акташ, на огромном земельном пространстве, перемежаясь с наделами казаков и юртами кумыков.Отходничество среди чеченцев практически не было развито, поэтому и жили и работали они на своих исконных территориях. В прошлом владельцами затеречных земель исторически были чеченцы, представители тейпа Гуной, чеченцы-аккинцы и другие представители народа. Мустапаев Х.А., 1913 года рождения, утверждал, что в прошлом его предки владели всеми землями от Кизляра по левому берегу Терека до станицы Наурской и 34 хуторами, где жили и выращивали скот батраки и наемные работники из ногайцев и казаков.
До XIX века, по свидетельству некоторых источников, чеченцы занимали значительную часть западного Дагестана, расположившись на востоке от осетин и кабардинцев. В 1876 году чеченцы составляли 0,8 % от населения Владикавказского округа, а в Кизлярском округе на долю чеченцев приходилось 39,8 %. В Малой Кабарде находилось 69 дворов чеченцев. Они также проживали на землях князей Бековичей-Черкасских в ауле Пседах. В селе Ах-Барзой жило 75 карабулакских и 45 чеченских семей. В селениях Бата-Юрт, Генжеаул, Хаама-Юрт, Баба-Юрт, Аксай и других живут чеченцы, ассимилировавшиеся с кумыками, ведущие свое происхождение от чеченцев-аккинцев. Между чеченцами-аккинцами и кумыками происходил постоянно естественный этнический обмен, среди аккинцев немало также чеченцев, ведущих свое происхождение от кумыков.
Аккинцы представляют собой этническую группу чеченцев, проживающих в Дагестане. Они говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Первый историк и этнограф из чеченцев У. Лаудаев писал: «Ауховцы называются аккий: название это они получили оттого, что, живя прежде в Аргунском округе, составляли членов аккинской фамилии. Скудная почва земли, принадлежавшая этому обществу, заставила половину этой фамилии переселиться в Аух, где кумыками и русскими переселенцы назывались ауховцами». В начале XIX века по всему левому берегу реки Сулак на десятки километров были овечьи кутаны и хутора аккинского этнического тейпа Чонтой, а в XV и XVI веках в этих же самых географических широтах до самого Каспийского моря жили Шебарлой – одно из аккинских этнических обществ. Язык аккинцев претерпел определенные изменения в лексике и фонетике под влиянием кумыкского и гораздо в меньшей степени ногайского языков. В 1841 году во время карательной экспедиции царских войск в Аух «аул Кишень-аух и некоторые другие были истреблены, <…> около 250 семейств, то есть половина всего Ауховского общества были переселены в Андрееву деревню и окрестные кумыкские селения» – говорилось в одном из военных донесений. Во время восстания 1877 года, как свидетельствует один из архивных документов: «…ауховцы были солидарны более с кумыками, нежели с чеченцами». Тем не менее, в 1877 году произошло насильственное переселение аккинцев в аулы Кумыкского округа, которое было связано с поражением национально-освободительного движения горцев.
С образованием Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа Терской области, переименованного позднее в Хасав-Юртовский округ. В 1885 году жители сел Ярыксу-Аух и Кишень-Аух Хасав-Юртовского округа обратились с просьбой к Главнокомандующему гражданской частью на Кавказе и к начальнику Хасав-Юртовского округа о причислении их к Грозненскому или Веденскому округам. Однако администрация не прислушалась к пожеланиям чеченцев, и эти села остались в составе Хасав-Юртовского округа. В конце 70-х годов XIX века вся южная часть Хасав-Юртовского округа, от Герзель-аула до с. Андреево была заселена чеченцами, в связи с чем Кавказское руководство опасалось, что если оно разрешит причислить 2 села к чеченским округам, то остальные аккинские села также потребуют перекройки административных границ, а ведь в Хасав-Юртовском округе в 1877 году насчитывалось около 14 тысяч чеченцев. Население региона неуклонно продолжало возрастать. В 1870 году в Хасав-Юртовском округе насчитывалось 5 912 ауховцев (или 12,7 % населения округа). В 1877 году чеченцы составляли уже 13,9 % от общего населения округа. В 1891 году в округе насчитывалось 15 282 чеченца. В 1897 году их число составило 18 128 человек (25,6 %), из них в Хасав-Юрте жило 103 человека (1,9 % от числа его жителей). В настоящее время дагестанские чеченцы расселены в предгорьях Северо-Западного Дагестана по долинам среднего течения рек Аксай, Ямансу, Ярыксу и Акташ, и на Кумыкской равнине, вблизи границ с Чечней. В 2000 году здесь проживало более 10 % всех чеченцев. В конце XIX века на территории соседней Дагестанской области также проживали чеченцы, там их насчитывалось около 1 тысячи человек.
В Чечне для всякого беглеца были широко открыты двери. Везде можно было встретить лезгин, тавлинцев, грузин, кабардинцев, кумыков и даже персов. В некоторых аулах были целые кварталы, как, например, в Шали – квартал таркоевцев (лезгин), в селе Дышни-Ведень – грузинский квартал и так далее. У чеченских старшин и кулаков работали не только батраки, но и бедняки: дагестанцы, кумыки и даже казачки. Женщины из казачьих станиц нанимались на работу к горцам и получали за свой труд от 25 до 30 копеек в день. В дореволюционный период межнациональные браки на Северном Кавказе были единичны и заключались лишь у некоторых народностей и то преимущественно в зажиточных и знатных слоях общества с целью укрепления сословного положения и приобретения выгодных связей. Даже в советское время в Чечено-Ингушетии межнациональные браки в 1970 году составляли всего 2,7 %, в 1971 году – 3,5 % и в 1972 году – 7,8 %. В городе Грозном в 1965 году межнациональные браки составляли только 1,6 %, в то время как в Дагестане в 1963 году на долю этих браков приходилось 20 %.
В конце XIX столетия усилился административно-управленческий гнет. По решению Терской администрации от 15 марта 1891 года было запрещено проживание горцев одной национальности в населенных пунктах другой национальности. Тогда же была введена новая паспортная система, согласно которой сельские власти выдавали горцам паспорта только на кратковременные отлучки в соседние села или в город, на базар. На более продолжительные выезды паспорта стали давать атаманы отделов или начальники округов. Это привело к тому, что власти стали гнать туземцев из городов и слобод на место прописки. Этими ограничениями власти якобы пытались предотвратить межнациональные конфликты. Однако эти старания были излишни, ведь чеченцы веками бок о бок жили по соседству с другими народами, дружили, торговали с ними.
«Я крайне удивлялся, – говорил один из царских военноначальников, той приязни казаков к туземцам и искреннему желанию их способствовать в сближении туземцев с гражданственностью, которое проявлялось и проявляется казаками». Во многих станицах почти все танцевали лезгинку. Исполнялась лезгинка на разнообразные мелодии, с быстрыми движениями и жестами, иногда обнаженными кинжалами. Казаки большое внимание уделяли военизированным играм. Ряд игр казаки переняли у чеченцев и кабардинцев. Казаки изъяснялись по-чеченски. В. Козлов писал: «Психический склад терских казаков, считающихся частью русского народа, был более близок к психическому складу народов Северного Кавказа».
По рассказам старейших жителей аварского селения Цилитль (Гумбетовского района) многие взрослые мужчины до революции могли объяснять на чеченском языке, так как они часто ходили в Чечню за кукурузой. Большие базары, куда стекались и дагестанцы, и чеченцы, и другие народы Северного Кавказа, устраивались в крупных чеченских селах. Контакты между Аварией и Чечней улучшились после постройки шоссейной дороги в конце XIX века, соединившей селения Ботлик и Анди с Ведено. Аргунский округ граничил с Тушетией, и поэтому многие его жители говорили по-грузински, по-аварски.
Чеченцы, поддерживавшие с кумыками давние торговые связи, знали кумыкский язык. По свидетельству капитана К. Самойлова, на Чеченской плоскости почти все жители знали кумыкский язык и общались с представителями соседнего народа без переводчиков. О чеченцах Кумыкской плоскости Н. Семенов в конце 1880-х годов писал: «В той самой полосе плоскости, где находятся Баташ-Юрт и Байрам-аул, разбросано до 10 аулов, населенных, по крайней мере, наполовину чеченцами. Многие фамилии этих чеченцев успели уже утратить свой природный язык». К сожалению, во время статистической переписи населения разработка этнического состава проводилась лишь по родному языку и не учитывала такой важный признак, как национальное самосознание. Тем самым, например, чеченцы – жители некоторых селений Кумыкской равнины, считавшие родным языком кумыкский, но осознававшие себя чеченцами – причислялись к кумыкам.
Подводя итоги, необходимо отметить что, что демографическая картина, складывавшаяся в Терской области была весьма пестрой и неоднозначной. У русской администрации не было четкого плана решения назревшего земельного вопроса в связи с установкой на уничтожение крепостного права в стране, вытекающей из него массовой миграции русского населения на окраину в поисках лучшей доли. Установление капитализма в регионе привлекло сюда массу сезонных рабочих, отходников. Мухаджирское движение приводило к запустению целых кавказских районов и заселение их пришлым населением. Развитие торговли, бизнеса способствовало расслоению населения, переселению богатых людей в города и свои хутора, образованию новых сел. Многочисленные миграционные процессы вели к смешению национальных и социальных групп в Терской области, сращиванию или противодействию их в основном в сфере экономических и политических интересов.
Примечание. Ссылки в электронной версии статьи не приводятся
Загрузить полную версию статьи, включая материалы по чеченским селам, выявленные в ходе исследовательской работы, проведенной З.Х. Ибрагимовой, в формате MS Word...
Для более удобного поиска информации представляем Архивный указатель для чеченских населенных мест, упоминаемых в исследовании:
Автуры, Агашпатой, Агкишки, Аду-Юрт, Азамат-Юрт, Айти-Мохк, Акки-Юрт, Алды, Аллерой, Али-Юрт, Аллерой, Алхан-Юрт, Амир-Аджи-Юрт, Аргун, Асхал, Атаги, Атаги Большие, Атаги Малые, Атаги Старые, Ахкинчу-Борз, Ачарышки, Ачхой,
Бай-Терик, Балансу, Бамат-Юрт, Батако – Юрт, Батым-Юрт, Бачин-Юрт, Беин-Юрт, Бекум-Кале, Белгатой, Белти-хутор, Беной, Бердыкель, Бехти-Мохк, Бешил-Ирзау, Бильты, Бичим-Баар, Богачерой, Брагуны, Бунчи,
Валерик, Варанды, Варанды Малые, Вашендарой, Ведено, Верхненаурское, Воздвиженская слобода,
Гази-Барзой, Гадис-Юрт, Галайты, Гатын-Кале, Гелен-Гойты, Гельдыген, Герзель-аул, Герменчук, Гехи, Гойты, Горячеводское, Гойты, Гудермес, Гуни, Гурчи, Гуруш-Корт,
Дай, Дачу-Борзой, Девлетби-хутор, Джугурты, Дуба-Юрт, Дышни-Ведено,
Заверхи, Закан-Юрт, Закан-Юртовская стан.,Замай-Юрт, Зандак, Зельхи, Зибер-Юрт, Зивирхи,
Иласхан-Юрт, Иса-Юрт, Истису , Итум-Кале, Ихорой, Ичкирь, Ишхой-аул,
Кады-Юрт, Казак-Кичу, Катыр-Юрт, Кегин-Юрт, Кень-Юрт, Кошкельды, Куллары, Кургалой, Куртат, Курчалой, Кюри,
Лошкарой,
Майортуп, Макажой, Маршен-Кале, Машкарой, Мескер-Юрт, Мескеты, Мехкеты, Мискер-Юрт, Мусен-Кале,
Нагой-Мирза-Юрт, Наур Верхний, Наур Нижний, Начхой, Нижелой, Нихалой, Новые Алды, Новые Атаги, Новый Юрт, Ногай-Мирза-Юрт, Ножай-Юрт, Ноту, Нюхой,
Ойсунгур, Осхарой,
Памятой, Пеш-Басой,
Радухке, Рай , Рогун-Кожи,
Сальбюри, Сатты, Саурго, Саясан, Самсир, Семсир, Сержень-Юрт, Сиса, Сонной, Старо-Сунженское, Старые Атаги, Старый Юрт, Сюрта,
Тамби, Таузен, Турту-хутор,
Узуп-Тала, Умахан-Юрт, Урус-Мартан, Устар-Гордой, Ушкалой,
Хадис-Юрт, Хани-Кале, Хан-Кала, Хархарой, Хатуни, Химой, Хоби-Шавдан, Хорочой, Хуландой,
Ца-Ведено, Цацан-Юрт, Цеси, Цогуной, Цонторой,
Чабаной, Чеберлой, Черкеевский, Чеча-Ахки, Чечен-Аул, Чечен Большой, Чечен-Аул, Чечен-Юрт, Чишки, Чулик-Юрт, Чурчи-Ирзау,
Шавхал-берды, Шалажи, Шали, Шама-Юрт, Шарой, Шатой, Шуани, Шунди,
Элистанжи, Энгель-Юрт, Энгеной, Эшелхотой, Эшиль-Хотай (отселок),
Юкерг-Келой, Юрт-Аух,
Ялхарой, Ялхой-Мохк;
город Грозный
историография Россия Чечня этничность / этнополитика