ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АБХАЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей БГАЖБА | 24.11.2013 | 20:09
В 2008 г. Российская Федерация (РФ) признала независимость Республики Абхазия (РА). С тех пор прошло более пяти лет. Социально-экономическое развитие РА за этот период показало, что даже в условиях частичного признания со стороны других стран мира нашему молодому государству придется решать большой круг проблем, характерных для всего мирового сообщества. Приоритет международного права, заложенный в Законодательстве РА, партнерские отношения с РФ, строящей свое Законодательство на основе заключенных ею международных договоров и конвенций, что не может не оказывать воздействия на РА и задает совершенно определенный вектор решения задач – собственные механизмы социально-экономического и политического развития должны сочетаться с общепринятыми нормами при превалирующем значении последних (отдельно следует определить комплекс вопросов, касающийся взаимоотношений с Республикой Грузия и ее гражданами). Такой подход, безусловно, потребует существенных изменений со стороны многих сложившихся в обществе институтов (определенные порядки и структуры в обществе, формальным образом закрепленные в нормы и законы) и институций (общественные структуры, порядки и нормы, издавна существующие и сами собой устанавливающиеся в виде традиций и обычаев), субъектов экономики, государства в целом. Переживать новую институциализацию отношений придется, скорее всего, быстро, иначе трудно будет характеризовать РА как современное демократическое государство, рыночно и социально ориентированное. Очевидно, что, если РА не будет имплементировать (в зависимости от выбранной модели – это может быть инкорпорация, трансформация или общая, частная или конкретная отсылка) в собственное законодательство норм международного права, выработанных международным опытом, для применения современных механизмов управления социально-экономическими процессами, то процесс существенно затянется.
Стоящие на современном этапе развития Республики Абхазия вопросы социально-экономического характера, по сути, сводятся к определению форм, методов, приоритетов экономической политики, источников финансирования, т.е. выбору оптимальной модели развития.
В этом смысле для Абхазии важен и собственный исторический опыт и интересен исторический опыт стран, находившихся или до сих пор находящихся в вынужденной экономической изоляции. В равной степени актуален опыт стран, освободившихся от колониальной зависимости, поскольку социально-экономические процессы, проходящие в РА, во многом аналогичны (например, проблемы вымывания сельскохозяйственного населения из деревни в город). При всем многообразии проблем на одном из первых мест стоит позиционирование страны с точки зрения международного разделения труда (МРТ) во времени и пространстве мировой экономики, в особенности, экономики РФ.
Ретроспективный взгляд на историю народного хозяйства РА за более чем 200-летний период (с момента присоединения к Российской империи) позволяет, с известной оговоркой (отсутствие специальных исследований по этому периоду), выделить два этапа его развития, по критерию МРТ:
1. Участие страны в МРТ опосредованно другим государством (Российская империя (РИ) и СССР). Для этого этапа характерно отсутствие в той или иной степени проблемы реализации собственной продукции для местных производителей. Общая модель экономики в законченном виде (период конца СССР) может быть описана как «субтропическое сельское хозяйство курорты и туризм – торговля – перерабатывающая промышленность наукоемкое производство инфраструктура – транспортная артерия Закавказья», ориентированная на советское разделение труда, основанное на плановости. Продолжительность этапа вплоть до развала СССР в 1991 г.
2. Отечественная война народа Абхазии 1992-1993 гг. и период до признания РА затормозили вступление страны во второй этап, когда устоявшиеся хозяйственные связи разрушились, и все страны бывшего советского пространства встали перед необходимостью поиска своего места в МРТ, структурных изменений народного хозяйства в соответствии с новыми условиями. Устойчивой модели развития РА сегодня нет, предлагаемые: «торговля курорты и туризм – субтропическое сельское хозяйство – инфраструктура», «курорты и туризм – торговля субтропическое сельское хозяйство – инфраструктура», и др.,не учитывают изменившихся вокруг РА условий, особенно, более чем 20-ти летнего развития РФ по пути развития рыночной экономики под влиянием МРТ, что остро ставит перед народным хозяйством РА проблему реализации производимой продукции, т.е. не все, что будет произведено местными производителями, будет реализовано на российском рынке
Таким образом, главная задача нашей страны определение своего места в современной системе рыночных международных отношений, выбор тех отраслей, которые могут послужить «полюсом экономического роста», выработка форм и методов, стимулирующих их развитие. При этом не следует опираться исключительно на типичные для прошлого элементы разделения труда. Дальнейшее поддержание или развитие некоторых отраслей или подотраслей экономики РА может оказаться неэффективным.
Попытка использовать в качестве «локомотива роста» в 2001-2005 гг. такую сферу как «курорты и туризм» не привела к заметным результатам. Современное стремление использовать в качестве такого «локомотива роста» сельское хозяйство тоже может не привести к заметным народнохозяйственным результатам, несмотря на свое моральное значение для сохранения традиционного уклада жизни.
Причины не столь удачного поиска модели видятся в отсутствии экономического анализа выбора, расчета ожидаемых результатов и просчета последствий, в абстрактности понимания и использования идей экономического роста, в неиспользовании при разработке экономической политики всего потенциала специалистов, в отсутствии собственной программы социально-экономического развития страны, наконец.
Думается, что эти же причины привели к существенным изменениям в объемах оказания РФ финансовой помощи РА. Если в период с 2010-2012 гг. финансовая помощь РФ в рамках «Комплексного плана содействия социально-экономического развития РА в 2010-2012 гг.» (в сумме около 11 млрд. руб.) обеспечивала заметный рост такого макроэкономического показателя, как ВВП РА, то в 2013-2014 гг. из-за сокращения объемов финансовой помощи следует ожидать его вполне определенного падения при полном отсутствии прогнозов дальнейшего поведения экономических акторов, прежде всего, соответствующих государственных органов.
Необходимо на настоящем этапе, насколько это возможно, отходить от принципа «черного ящика» в хозяйственной деятельности, общественные институты должны знать, что происходит внутри того или иного ведомства, связанного с государством. Здесь проблема не только в доступе к информации, но и в ее качестве. Некачественная или неточная информация дает ложный сигнал не только собственному обществу и государству, но и внешним партнерам и инвесторам. В результате экономические, социальные и демографические последствия могут оказаться неправильно спрогнозированными. Так, например, публикация ежегодных статистических сборников «Абхазия в цифрах», буклетов к «Абхазо-Российскому Деловому Форуму» (базируется на «Абхазия в цифрах»), годовых отчетов и текущей статистических материалов Национального Банка РА (НБ РА) в целом служит делу информационной открытости, однако качество некоторых данных, очевидно,нет. Если следовать статсборнику «Абхазия в цифрах 2012», то из 142990 трудоспособного населения занятыми считаются 40541 человек, т.е. получается, что более 70% трудоспособного населения РА незанято. Из этого соотношения ряд местных исследователей делает вывод о 70% безработице в РА, что, естественно, нонсенс, особенно при количестве занятых в сельском хозяйстве 351 человек. На самом деле, вся причина в трактовке понятия занятого населения, под которым в сборнике понимаются только люди, работающие по найму за вознаграждение и отсутствующие на работе в силу определенных причин. Между тем, например, согласно Закону «О занятости населения РА» к занятым относятся: самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве; занятые воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и гражданами преклонного возраста; проходящие профессиональную подготовку. переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; обучающиеся в дневных общеобразовательных школах, средних специальных высших учебных заведениях (не полный перечень – А. Б.). Посыл о 70% безработице опасен тем, что, ориентируясь на такую нехватку рабочих мест, в социально-экономический план развития РА могло быть заложено создание новых рабочих мест, которые не были необходимы. Возникает вопрос, при отсутствии такого количества безработных кто займет эти новые рабочие места и, вообще, нужно ли было их создание?
В годовом отчете НБ РА по статье «прочие активы» по состоянию на 01.01.2012 отражено почти 40% всех активов (около 1,5 млрд. рублей). Для сравнения, у Центрального Банка РФ – 0,64%. Вообще, считается, что если по статье прочие активы или пассивы отражено более 5% средств, то речь идет о непрозрачной структуре. Потенциальный инвестор, ознакомившись с этими данными, захочет изучить вопрос внимательнее, благо для этого существует сайт НБ РА, и обнаружит, что в течение 3-х кварталов 2012 г. сумма «прочих активов» выросла при почти том же относительном весе (38% на 01.10.2012), и за I полугодие результатом деятельности стал убыток. В результате у инвестора появляются два достаточных основания для принятия отрицательного решения об инвестировании в РА.
Ясно, что открытая и качественно собранная информация позволит во многом обеспечить необходимый уровень точности знаний для определения «узких мест» экономики.
Немаловажный фактор при определении РА своего места во «времени и пространстве» МРТ – разработка новых направлений экономической политики во внешнеторговой деятельности, более соответствующих современному состоянию дел, учитывающих нормы ВТО, в которую вступила РФ, Евразийского Экономического Сообщества (РФ, Казахстан, Белоруссия), принципы свободы торговли. Существует опасение, что после 01 января 2015 г. после вступления в действие соглашения о режиме торговли товарами между РФ и РА и без того небольшой государственный бюджет РА лишится существенной части доходов от таможенной пошлины (в 2012 г. – 392,8 млн. руб. приблизительно 1/10 часть бюджета). Между тем, чем будет возмещаться этот «выпадающий» доход до сих пор не ясно, также как и нет обсуждения перспектив развития экономики страны с точки зрения ее встраиваемости в современные правила и принципы международной торговли.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, экономическое развитие и экономический рост происходит удачно в тех странах, где человеческий фактор не является пассивным наблюдателем процессов, а участвует в них активно, зачастую их опережая, что желательно и для РА. В противном случае нам придется героически преодолевать самими нами созданные трудности.
Андрей БГАЖБА,экономист
По материалам: Деловая Абхазия, полный номер газеты можно загрузить здесь
Абхазия экономика