На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

К ИРАНИЗАЦИИ ВОСТОЧНОГО ЗАКАВКАЗЬЯ ПРИ ДИНАСТИИ ШИРВАНШАХОВ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Сона ДАВТЯН | 13.11.2013 | 12:00

Первые сведения о присутствии иранских поселенцев в Восточном Закавказье касаются сасанидского военного гарнизона в Дербенде (арм. Ճորա պահակ, араб. обычно ал-Баб, иногда ас-Сул) и ряда «ворот» (т. е. укрепленных проходов). Возможно, что уже при Ахеменидах предпринимались определенные меры для защиты Кавказских проходов от набегов с севера, но сведения об этом периоде очень скудны. В период средневековья Дербент входил в состав Ширвана и был политическим и экономическим центром и узловым пунктом, связывавшим Северный Кавказ с Закавказьем и странами Ближнего Востока. Сасаниды большое внимание обращали на Дербендский проход и не раз строили здесь укрепления для защиты своих северных границ от нашествия тюркских кочевых племен. С той же целью они выделяли вассальные владения местным князьям и селили вблизи перевалов значительные колонии своих собственных подданных - главным образом из прикаспийских областей. Такие названия, как Шарван (позднее Ширван), Лайзан, Байлакан и т. д., дают возможность предположить, что иранская иммиграция происходила главным образом с южного побережья Каспия. Основным поставщиком человеческого ресурса был, по-видимому, Дейлам. 

Об иранском происхождении первой династии Ширваншахов свидетельствуют как арабские, так и армянские источники того времени. В своем географическом труде VII века – «Ашхарацуйц»- Анания Ширакаци, упоминая Ширван в числе 11 областей-стран Албании, сообщает, что Хосров Ануширван раздал их правителям титулы «шаха» (в значении местного правителя). Арабский автор IX века ал-Баладзуры повторяет сведения армянского источника и также приписывает пожалование титулов «Ширваншах» Хосрову Ануширвану. Автор X в. ал-Мас'уди указывал на происхождение Ширваншахов от Сасанида Бахрама Гура. В свою очередь, и в сочинении Фазлуллаха ибн Рузбихана Хунджи (XV в.) отмечается царское происхождение Ширваншаха (шираншах) - царя львов. Ряд средневековых авторов — Бейдави (XIII в.), Давлет-шах (XV в.), Хондемир (XVI в.) и другие — также связывают происхождение династии Ширваншахов с Сасанидами. Таким образом, иранское происхождение первой династии Ширваншахов не вызывает сомнения.

В 654 г. арабы заняли Ширван. Однако начиная с раннего период завоевания Ширвана халифатом и вплоть до начала IX в. арабы оставили у власти Ширваншахов.  Баладзури называет маликом (царем) Ширвана аш-Шамаха ибн Шуджа, который правил в то время, когда правителем Арминии (остикана, включавшего на тот период Армению, Ширван, Арран и Грузию) в 797/8 г. был Са'ид ибн Салм ал-Бахили. По-видимому, он был Ширваншахом, оставленным арабами у власти, принявшим ислам и арабское имя, хотя и мог быть поставлен наместником халифа арабским правителем Ширвана. Ширваншахи подчинялись на местах наместникам халифа Арминии, в состав которой по административному делению халифата входил и Ширван. Баладзури сообщает, что местные феодалы продолжали жить в своих владениях, защищая каждый свою область. В 799 г. правителем Армении, Азербайджана, Ширвана и Дербента был назначен аббасидский полководец Язид ибн Мазйад аш-Шайбани, который стал основателем новой, арабской династии Ширваншахов — Мазйадидов (Йазидидов), хотя полный суверенитет и титул Ширваншахов представители этой династии заполучили только пол-века спустя. Тогда, в середине IX века, воспользовавшись смутами и беспорядками в халифате, правители отдельных областей Восточного Закавказья фактически и юридически оформили свой суверенитет в пределах контролируемых ими територии. Потомок Йазида ибн Мазйада – Хайсам ибн Халид – объявил свою независимость и принял титул Ширваншаха в 861г. Многие исследователи именно его и считают первым мусульманским правителем Ширвана из династии Мазйадидов. Период правления Мазйадидов характеризуется походами на «неверных», то есть на ряд племен Дагестана, где ислам еще не получил большого распространения и превалировали древние языческие культы. В IX в. ислам, хотя и был утвержден арабами в Ширване, но не вытеснил полностью ни  христианство, ни древние культы. Во время провления Ширваншаха Йазида ибн Ахмада (умер 1027г.) в царствующем доме однозначно приозошли события, не отраженные в первоисточниках. Однако, результатом этих развитий стала смена имен Ширваншахов — после Йазида ибн Ахмада  произошел возврат от араабских имен к сасанидским. Сыновья и наследники Йазида II носили персидские (иранские) имена Шамкуйе, Ануширван, Манучихр, Кубад, Саллар, Бухт-Нассар, Фарибурз, Афридун, Фаррухзад, Гуштасп, Кавус, Кей-Кубад. Объяснения этому находятся в источниках, датируемых двумя веками позже. Придворный чиновник XII века Мас'уд ибн Намдар повествует о везире Ширваншахов Баха ад-дине ал-Какуйе, который происходил от известной дейламской династии и был представителем уже третьего поколения наследственных везирей Ширвана.  Вероятнее всего Ширваншах Язид II, приняв на службу представителей этой династии, породнился с ними, в результате чеговохникла новая ономастическая традиция Ширваншахов. Начиная с XI века, и у Какуидов и у Ширваншахов  популярными становятся имена Фарибурз, Гаршасп, Кубад, Кавус и т.д. И уже в 943 г. Мас'уди, как уже отмечалось,  возводит родословную Мас'уди царя Ширвана Мухаммад ибн Йазид к  сасаниду Бахрам Гура. Тот факт, что Ширваншахи претендовали на благородное происхождение от Бахрам Гура, может объясняться не только возможным брачным союзом, заключенным с семьей одного из местных шахов или Ширваншахов сасанидского происхождения, но и желанием подкрепить свой престиж благородностью собственного происхождения.

Исследуя политическую историю Ширваншахов, можно также заметить, что Ширваншахи, следуя сасанидской традиции в Иране, при воцарении умерщвляли своих братьев, чтобы не иметь соперников и претендентов на власть.    

Другим, не менее важным аспектом иранизации Восточного Закавказья являлись персидский язык в качестве обыденного языка общения (lingua universali) и основанная при дворе Ширваншахов в Шамахе  так называемая ширванская школа персидской литературы. Переселившиеся в Ширван в VIII – IX вв. арабские племена были вынуждены общаться с местным населением на персидском языке, а арабский язык оставался лишь языком канцелярии и официальной переписки. Арабские авторы IX-X вв. отмечали большое распространение персидского языка в Ширване и Арране. Ибн Хаукаль (X в.) пишет: «Что касается языка жителей Азербайджана и большинства жителей Арминии (также имеется в виду упомянутая выше провинция халифата), то это персидский и арабский, но мало кто говорит по-арабски, а кроме того, говорящие по-персидски не понимают по-арабски. Чисто по арабски говорят купцы, владельцы поместий (феодалы), а для многих групп населения в окраинах Арминии и прилежащих стран существуют другие языки, такие как армянский — для жителей Дабиля (Двина) и области его, а жители Барды говорят по-аррански». Мукаддаси (X в.) отмечает: «В Армении говорят по-армянски, а в Арране по-аррански; когда они говорят по-персидски, то их можно понимать, а их персидский язык кое в чем напоминает хурасанский». Последнее касается, возможно, татов, населявших западное побережье Каспийского моря. 

Что же касается возникшей в XII в. при дворе Ширваншахов Минучихра III и Ахситана I ширванская школа поэзии, главой ее считался Низам ад-Дин Абу-л-Ала Гянджеви - «царь поэтов» (малик-аш-шуара). Будучи придворным поэтом Минучихра III, он также занимал почетную должность главы надимов — личных собеседников Ширваншаха. Низам ад-Дин Абу-л-Ала Гянджеви был учителем виднейших поэтов Ширвана. Однако, несмотря на привелигированное положение при дворе, поэт был оклеветан своими врагами и лишен должности в возрасте 55 лет.

К наиболее известным поэтам ширванской школы относится также ученик Абу-л-Ала Гянджеви Абу-н-Низам Мухаммад Фалаки Ширвани (1108 — 1145 гг.). Фалаки родился в Шамахе. При помощи своего друга Хагани – еще одного знаменитого ученика Абу-л-Ала Гянджеви - он попал во дворец ширваншаха и стал писать касыды, восхвалявшие Минучихра III как умного правителя, много сделавшего для благоустройства и поднятия культуры в Ширване. Его тахаллус-псевдоним Фалаки («небесный») объясняется его увлечением астрологией, поэт даже оставил астрологический труд. Фалаки умер, не дожив и до сорока лет.

  К старшему поколению ширванских поэтов относится 'Иззад-Дин Ширвани. К сожалению, об этом поэте имеется очень мало сведений; известно только, что он был современником Абу-л-Ала и Хагани и встречался с ними. Из его произведений до нас дошли одна неполная касыда и одно рубаи.

Крупнейшим из всей группы придворных поэтов Ширваншахов XII в. был ьезусловно Афзал ад-Дин Ибрахим ибн Али Хагани (1121/2 — 1199 гг.). Родился он в деревне Мелхем близ Шемахи в семье плотника Али. Дед его, Осман, был ткачем. Мать была христианкой несторианского толка, попавшей в плен к мусульманам и принявшей ислам. При дворе Ширваншахов пышно процветала панегирическая поэзия, и Хагани был первым среди поэтов, создавшим ряд хвалебных касыд, прославлявших Минучихра III и его сына Ахситана. Но своей славой Хагани был обязан не столько панегирическим касыдам, сколько своим эмоциональной лирической поэзии. 

Выдающийся представителей персидской литературы Низами Ганджави хотя и не причисляется к придворным поэтам, однако, нуждаясь в заработке, и он посылал свои произведения шахам, в том числе Ширваншаху Ахситану. О его связях с Ширваном и, в частности, о его дружеских отношениях с Хагани, свидетельствует опубликованное в Тегеране письмо Хагани к Низами. Третья поэма Низами - «Лейли и Меджнун», посвященная теме любви, была написана по заказу Ширваншаха Ахситана I, который сам выбрал тему и подчеркнул, что языком поэмы должен быть персидский. В письме Ахситана Низами имеются следующие строки: «...Мы – высокородные цари и исполняем свое обещание, мы верны своим словам и не поступаем так, как низкородные тюрки... Поэтому ты создай нам подобающие нашему высокому роду, высокие, а не грубые тюркоподобные строки».   Такое отношение к персидскому языку свидетельствует о его престиже, как и о высоком статусе иранской культуры при дворе Ширваншахов. Как сообщают источники, в медресе в X-начале XIII вв. основными предметами изучения были персидский и арабский языки, богословие и фикх. 

Иранское влияние распространилось также и на другие сферы культурной жизни Ширвана - на архитектуру, прикладное и декоративное искусство, поливную керамику и т.д. В XI-XIII вв. байлаканские гончары искусно вставляли в узор гравировки свою подпись. Помимо имен мастеров, известны и надписи, представляющие собой образцы персидской лирической поэзии и благопожелания на арабском. 

В Бакинской бухте, на месте затонувшего в XIV в. сооружения крепостного типа, имеющего форму вытянутого прямоугольника (так называемые баиловские камни), обнаружено около восьмисот каменных плит с высеченными надписями на персидском языке. Все свободное от надписей пространство плит заполнено рельефными изображениями различных животных, фантастических существ и человеческих голов, некоторые из которых - в коронах. По свидетельству Закария ал-Казвини (источник датируется 1275 г.), в резиденции Ширваншаха на стенах крепости Бигурд, недалеко от Шемахи, имелись скульптурные изображения людей. Ариф Ардебили, автор второй половины XIV в., сообщает, что Ширваншах Ахситан построил в районе Шемахи на горе неприступную крепость Гюлистан, окруженную каменной стеной, в верхней части которой имелись высеченные на камне прекрасные рельефные изображения человеческих лиц. Посетивший в XVII в. Шемаху путешественник Адам Олеарий писал, что видел на крепостной стене высеченные на камне человеческие лица. Возникновение этого стиля можно объяснить культурными связями с Ираном, где при Сасанидах и раньше были распространены подобные  изображения. 

Изразцовое убранство усыпальницы Пир-Хусейна и его надгробия расписаны кобальтовым и зеленовато-бирюзовым тонами. Местом изготовления изразцов, по мнению В. А. Крачковской, является город Кашан, что еще раз свидетельствует о влиянии иранской художественной традиции.

 Все эпиграфических памятники Восточного Закавказья, относящихся к X-XIII вв., все надписи — на мечетях, мавзолеях, надгробьях, замках — сделаны на персидском или на арабском языках.

Таким образом, несмотря на то, что, начиная с IX века, правящая династия Ширваншахов имела арабские корни, она уже вскоре была иранизирована, что  отразилось и на всех областях политической, административной, экономической, духовной и культурной жизни Ширвана.  

Сона ДАВТЯН – аспирантка кафкдры Иранистики Еорванского государственного университета. Стартья подготовлена на основе доклада автора в ходе международной конференции: Shirvan, Arran, and Azerbaijan: A Historical-Cultural Retrospective (Ереван, ЕрГУ. 2-3 ноября 2013 г.)

Иран историография культура Ширван



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info