СТИЛЬ «МИЛИТАРИ» В ВОЕННОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ АРСЕНАЛЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 03.10.2013 | 00:00
Милитаризация Азербайджана приняла системный характер. Пополнением своих оружейных арсеналов руководство республики намерено продвинуться в решении сразу нескольких политических и военных задач.
Результаты президентских выборов в Азербайджане не просто предсказуемы – они фактически безвариантные. Но поддержание позиций нынешней элиты, построенной по клановому принципу, требует постоянной подпитки. В условиях отсутствия у режима свободы действий в зоне Карабахского конфликта, введения его активности в рамки снайперских обстрелов, беспорядочной огневой демонстрации на линии соприкосновения и боевых вылазок разведывательно-диверсионного свойства, наиболее прагматичным алгоритмом поведения для Баку является наращивание военных «мускулов». Нет ничего проще для азербайджанского руководства, как направлять высокие доходы от экспорта нефти и газа на покупку вооружений и военной техники (ВВТ). Схема обмена нефтегазодолларов на современные образцы ВВТ не требует больших интеллектуальных усилий. По сути, вся внешнеполитическая концепция и военная доктрина Азербайджана разворачиваются вокруг двух тезисов – важная энергоресурсная роль прикаспийской республики для Запада и «возвращение» Нагорного Карабаха под азербайджанский суверенитет.
И, конечно, милитаризация республики была бы неполной без постоянного пренебрежения её политическим руководством призыва международного сообщества всем сторонам Карабахского конфликта – готовить народы к миру, а не к войне. Президент Азербайджана 27 мая 2013 года прервал непродолжительный отрезок «воздержания» руководства республики от милитаристской риторики. В предыдущие месяцы можно было заметить убыль заявлений азербайджанской стороны по поводу военного пути решения конфликта. Спад милитаризма в азербайджанской тональности стал результатом, прежде всего, интенсивной работы сопредседателей Минской группы, осуществивших с начала текущего года несколько визитов в регион конфликта. Под эгидой сопредседателей были организованы встречи глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана, что также возымело отрезвляющее действие на Баку. Заявления Алиева были приурочены к очередной годовщине дня первой республики, правопреемником которой себя объявил нынешний Азербайджан. Алиев не только не уклонился от упоминания темы военного реванша, но возвестил о нём в более категоричных формулировках, позволяющих предположить, что руководство страны подняло планку милитаристской риторики на более высокий уровень. Традиционная фраза о том, что «мы никогда не исключали военный путь», была расширена до констатации обладания правом «в любое время провести любую операцию на территориях, признанных международным сообществом как территория Азербайджана».
В системной милитаризации азербайджанская власть находит ответы на многие вопросы. Принявшая внушительный вид закупка Азербайджаном ВВТ весьма органично вписывается в милитаристскую логику Баку. В республике сделали упор на приобретение наступательных систем вооружений. Некоторые образцы приобретённой в течение 2011-2012 годов военной техники были продемонстрированы на параде в Баку 26 июня этого года.
Импортируемая из России и ряда других стран ударная техника включает дальнобойную артиллерию с высокой и одновременно неизбирательной поражающей способностью.
В Баку достаточно длительное время строятся планы взятия военного реванша в зоне Карабахского конфликта с акцентом на возможности «бога войны». К примеру, согласно опубликованному в декабре 2012 года исследованию азербайджанского информационного агентства «АПА», основное место в арсенале ВВТ, приобретённого Азербайджаном в 2001-2011 годах, занимает ракетно-артиллерийское вооружение. За этот десятилетний период было закуплено более 450 ракетно-артиллерийских систем различного калибра. Из них около 120 миномётов крупного калибра, до 70 реактивных артиллерийских систем, 3 ракетных комплекса «Точка-У», более 100 самоходных артиллерийских систем (САУ), а также транспортируемые буксиром различные гаубицы. Имеющиеся на вооружении Азербайджана артиллерийские системы «Смерч», 2С7 «Пион», 2А36 «Гиацинт - Б», 2С9 «Нона-С», Т-122 «Sakarya» (1), «Lynx Extra», по задумке бакинских стратегов, «мощными ударами во время неожиданной атаки выведут из строя позиции армянской армии, укреплённые в передовом и тыловом эшелонах». До 55% артиллерии, приобретённой Азербайджаном, составили системы с прицельной дальностью от 40 до 150 км, 22% - с дальностью стрельбы 20 - 40 км (2).
К примеру, в пакет заключённых с Россией в 2011-2012 годах оружейных контрактов, в частности, входят САУ «Мста-С» и самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена», РСЗО «Смерч», тяжёлые огнемётные системы ТОС-1А «Солнцепёк». Не менее показательно в контексте целей Азербайджана при возможной масштабной военной эскалации в зоне Карабахского конфликта выглядят закупки у России танков Т-90С. По всей видимости, строятся планы на отдельных направлениях задействовать тяжёлую бронетехнику, которая вступит в бой за массированными артиллерийскими и воздушными ударами по карабахским позициям.
Цели Азербайджана – усилить дальнобойную артиллерийскую составляющую в военных планах вокруг Нагорного Карабаха – продвигаются и с учётом военно-технического сотрудничества с Турцией. В прошлые годы на этом пути Анкара и Баку сталкивались с определёнными трудностями. Но, как можно понять из сообщений турецких источников, они в целом преодолены. Так, минувшим летом сообщалось, что турецкие поставщики решили проблему с двигателями для гаубиц «Firtina» Т-155, предназначенных для поставки в Азербайджан. По контракту с последним турецкая компания «МКЕ» должна поставить 36 самоходных гаубиц. Контракт был подписан в 2011 году, однако немецкая компания «MTU», отказалась продавать двигатели для заказанной Азербайджаном техники, объясняя это тем, что он формально находится в состоянии военного конфликта с Арменией.
Россия, Израиль, Украина и Турция выстроились в ряд основных поставщиков ВВТ Азербайджану. Именно в таком порядке можно ранжировать указанные страны по критерию объёмов поставляемой ими в прикаспийскую республику оружия. Роль Израиля в милитаризации Азербайджана достойна отдельного исследования. Некоторые военные аналитики считают, что именно Израиль в последние годы занял место ведущего партнёра Азербайджана по оружейным поставкам. Хотя прямые и косвенные данные свидетельствуют об ином раскладе. К примеру, озвученная в ходе визита президента Путина в Баку 13 августа Алиевым цифра в $ 4 млрд. двустороннего военно-технического сотрудничества Азербайджана с Россией (которая, со слов азербайджанского лидера, «имеет тенденцию к росту») за предыдущие годы смотрится явно предпочтительнее часто упоминаемого объёма оружейных сделок Баку и Тель-Авива в $1,6 млрд.
Как бы на самом деле не были распределены страны-поставщики на верхних строчках экспортёров ВВТ в Азербайджан, высокие темпы милитаризации прикаспийской республики – вне всякого сомнения. Согласно статистическим данным авторитетных изданий, объём импорта продукции военного назначения странами Восточной Европы в 2008–2012 годах увеличился на 21 % в сравнении с аналогичным предшествующим четырёхлетием. Произошло это в основном за счёт Азербайджана, который стал единственной страной в достаточно обширном регионе (Восточная Европа), увеличившей военный импорт на 155 %. В начале сентября текущего года бакинские комментаторы указывали, что из выделенных бакинским руководством в 2013 году военных расходов в $ 3,7 млрд. почти $ 1 млрд. предусмотрен для закупок российских образцов ВВТ.
Было бы большим упрощением понимать затронутую тему милитаризации Азербайджана под призмой решения им политических и военных задач исключительно в радужных для прикаспийской республики тонах. Приобретая внушительные объёмы продукции военного назначения, которые ещё в первые годы «нулевых» вышли далеко за рамки сугубо оборонительных целей, Азербайджан столкнётся с необходимостью решения новых для себя задач. Заверения российской стороны (прежде всего, в адрес Армении) о том, что, продавая ВВТ Баку, она не теряет контроль за использованием этой техники в дальнейшем, выглядят пока лишёнными конкретики. При этом нельзя не замечать ведущуюся Москвой с Баку работу не только в сфере поставок ВВТ, но и на таком важном военно-техническом направлении, как создание совместных оборонных предприятий на азербайджанской территории. Некоторые отрывочные данные о попытках России закрепиться на растущем оружейном рынке Азербайджана периодически просачиваются в прессу. Что интересно, подобная активность Москвы практически всегда вызывает у азербайджанских экспертов большие вопросы, после которых следуют примечательные выводы. В частности, известный военный аналитик Азербайджана Джасур Сумеринли заключает, что планы России по подключению к деятельности предприятий оборонной промышленности Азербайджана в действительности являются попыткой сохранить Баку в сфере своего военного влияния, воспрепятствовать его независимой политики производства оружия (3).
Со стороны Москвы в адрес Баку поступили предложения увеличить квоты в российских ВУЗах для подготовки азербайджанского офицерского корпуса. Как известно, делом повышения квалификации последнего преимущественно занята Турция. Если Израиль и Россия заняли ведущие позиции на рынке азербайджанского импорта ВВТ, то Турция приобрела сопоставимые позиции в сфере подведения высшего и среднего командного состава ВС Азербайджана под натовские стандарты. В случае возможного перехвата Россией у Турции инициативы в вопросе подготовки азербайджанских военных кадров у нефтегазовой республики появятся дополнительные поводы заподозрить Москву в планах держать под контролем процессы, проходящие в военном строительстве Азербайджана. И не только там. После августовского визита президента России в Азербайджан из Москвы участились посылы о необходимости качественных прорывов в отношениях с Баку по всему спектру двусторонних экономических отношений.
Милитаризация Азербайджана устраивает все внешние Южному Кавказу силы. Есть только три государственных субъекта, которых повышенный военный аппетит соседней страны не может не беспокоить. Армения, Нагорный Карабах и Иран имеют все основания сомневаться в способности внешних сил ввести Азербайджан в контролируемые рамки путём его «накачки» ВВТ.
(1) Турецкая компания «Roketsan» завершит поставки Азербайджану РСЗО Т-122 «Sakarya» к концу текущего года. Азербайджану уже передана значительная часть систем реактивного огня и ракет указанного типа.
(2) Азербайджан за последние 10 лет приобрёл 450 артиллерийских систем – анализ, http://ru.apa.az/news/238250, 28.12.2012.
(3) Опасные военные планы России в отношении Азербайджана, http://www.zerkalo.az/, 19.07.2013.
Михаил Агаджанян, внешнеполитический аналитик
специально для kavkazoved.info
Азербайджан безопасность воинское искусство / вооружения Израиль Нагорный Карабах Россия Турция