ТБИЛИСИ ОСТАВЛЯЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕУХОЖЕННОЙ ДАМЫ, ЗНАВШЕЙ ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Карине ТЕР-СААКЯН (Армения) | 23.09.2013 | 00:00
В Тбилиси почти ничего не говорит о предстоящих президентских выборах – так, пара постеров. Сам город оставляет впечатление неухоженной дамы, знавшей лучшие времена. Правда, центр города: проспект Руставели, Колхозная площадь, памятник Вахтангу Горгасали и крепость Нарикала все так же привлекают туристов. Особенно много приезжающих – из Азербайджана, Турции и Ирана, попадаются и из России. Много европейцев. Но все это не может изменить тягостного чувства: раньше Тбилиси был городом-праздником, шумным, немного безалаберным, но вполне в духе столицы Кавказа. Сейчас от всего этого остались почти воспоминания. Люди на улицах идут хмурые, озабоченные, редко встретишь улыбку даже у молодежи. Говорят, что это наследие Михаила Саакашвили, создавшего атмосферу тотальной слежки и подавления инакомыслия. «Светоч демократии» на самом деле оказался типичным азиатским диктатором. А чего стоит его резиденция на Авлабаре, ради которой была снесена почти половина исторического местопребывания армян в Тбилиси…
Грузия в последние годы сильно изменилась, и в Тбилиси это чувствуется особенно сильно – взять хотя бы такси: старые, побитые с водителями из деревни, которые и города толком не знают. Кроме того, сельское хозяйство Грузии почти на последнем вздохе: крупного рогатого скота почти нет, молока очень мало, в основном производятся овощи и фрукты. С точки зрения продовольственной безопасности Грузия стоит на одном из последних мест в странах бывшего СССР. Даже знаменитое грузинское вино стало хуже, чем было. Конечно, списывать все нынешние неурядицы на правление Михаила Саакашвили было бы неверным, однако доля его вины довольно ощутима.
Самое главное, на наш взгляд – это спад антиармянских и антирусских заявлений в прессе и на бытовом уровне. Если при Саакашвили вся пресса, включая электронные СМИ, с утра до вечера говорила о «неблагодарных сомехи» (сомехи - армяне), то сейчас это, похоже, уходит. По словам представителей армянской общины Тбилиси, армяне больше удостаивались нелестных эпитетов, чем русские. Если с этим вопросом как-то нормализовалось, хотя продолжающееся присвоение памятников армянской архитектуры, насильственное огрузинивание армянских семей никуда не делось. При этом все понимают, что даже поменявший фамилию армянин все равно грузином не станет, однако в Тбилиси в армянской среде попадаются довольно интересные личности, которые, фигурально выражаясь, хотят быть большими католиками, чем Папа Римский. Армяне в Тбилиси, равно как и в регионе Самцхе-Джавахети, всегда поддерживают власть, как бы она плохо к ним не относилась. А все попытки организовать общину ни к чему не приводят – у каждого свои амбиции, желание быть только первым и так далее. Из почти 80-тысячного армянского населения по воскресеньям в церковь Св. Эчмиадзин (резиденция главы Грузинской епархии ААЦ) приходит примерно тысяча человек, и это одни и те же люди. А ведь до 1990-х годов только в Тбилиси проживало около 200 тысяч армян, а по всей Грузии – примерно 400 тысяч.
В XIX веке армянское население Тбилиси составляло 60%, будучи самым многочисленным этносом. Благодаря именно армянам Тбилиси (Тифлис) стал тем, чем он был на самом деле – столицей наместника Кавказа. Почти все армянские промышленники и деятели культуры были родом из Тифлиса: Александр Манташев, Микаел Арамянц, Мелик-Газарянц, писатели, поэты, художники, в их числе Раффи, Нар-Дос, Ованес Туманян, Габриэл Сундукян, Церенц, Геворг Башинджагян. Могилы их осквернены, разрушены и на их месте построен грузинский храм Святой Троицы. Храм, построенный на армянских костях Ходживанка… И где была тогда армянская община Тбилиси – непонятно. Также непонятно, где она была, когда рушились и присваивались армянские храмы. После провозглашения независимости Грузии в 1990 году был взорван храм Кармир Аветаран (Красное Евангелие) – из-за того, что это был армянский храм. Церковь Мугни Сурб Геворг тоже на грани исчезновения. В ближайшем будущем оставшиеся развалины превратятся в кучу строительного мусора, а на фундаментах армянских храмов будут строиться грузинские, что, впрочем, уже делается. Сейчас главной задачей Грузинской православной церкви (ГПЦ) является попытка присвоения храмов Сурб Ншан и Норашен – прекрасных памятников армянского архитектурного зодчества.
Сейчас ничего этого уже нет – только старые тбилисцы помнят дома Арамянца, Мелик-Газарянца, Манташева. Правда, остались «Манташевские ряды» - они отреставрированы, сюда ходят туристы выпить чашку кофе или чего покрепче, поесть блюда грузинской кухни. И еще в Тбилиси помнят великого Сергея Параджанова.
Ко всему прочему, прежняя власть усиленно пыталась исламизировать Грузию и ей это почти удалось: Азербайджан стал единственным поставщиком энергоресурсов, ну а о засилье Турции и говорить не приходится. Судя по всему, целью Саакашвили – или тех, кто его усиленно кормил – было поссорить два христианских народа на Южном Кавказе, то есть армян и грузин. Но справедливости ради надо сказать, что ко всем иным национальностям страны еще со времени Звиада Гамсахурдиа применялся лозунг «Грузия для грузин». Но почему-то в эту политику никак не вписывалась и не вписывается Турция. Скорее всего, в желании Грузии вступить в НАТО большую роль играет фактор Турции, как члена Альянса.
Грузия сегодня усиленно вовлекается в орбиту экономической деятельности Турции и Азербайджана. Скупаются земли, строятся объекты, создается и расширяется бизнес, проводятся разные энергетические, коммуникационные и иные проекты. Помимо этого, власти Турции и Азербайджана усиленно лоббируют возврат репатриантов, так называемых турок-месхетинцев, количество которых насчитывается несколько десятков тысяч человек. Есть вероятность того, что под видом так называемых «турок-месхетинцев» в армянонаселенные пункты может «возвратиться» кто угодно, тот же «турок-азербайджанец» или турок из Турции».
Напомним еще один пассаж из выступления Саакашвили в мае нынешнего года на Южно-Кавказском форуме, где он «выразил надежду, что со временем Южный Кавказ станет объединенным регионом, куда в перспективе может войти и Армения. Армении нужны связи с соседями, и она не может оставаться изолированной страной. Уверен, что мы сможем интегрировать Армению в эту общую зону стабильности. Но это должно произойти как часть политической либерализации, а не просто за счет открытия железной дороги в Грузию и присоединения к стратегическому для нас проекту Карс – Ахалкалаки».
Тогда же он отметил, что внешняя политика Азербайджана должна оставаться такой, как сейчас. «Мир не должен допустить дестабилизации этой страны. Последствия того, к чему ведет независимый курс, мы видели на примере моей страны. Никто не ожидал, что такие процессы произойдут с Грузией, но это произошло. Но Азербайджан – это крепкое, успешное государство, и мы надеемся, что он останется таким. Мы хотим того же для себя, ибо мы учимся на своих уроках», – сказал президент Грузии.
Славословия в адрес Баку нужно принимать только в этом аспекте и вряд ли Ильхам Алиев всего этого не понимает. Опаснее другое – если горячие головы в Баку, а их достаточно, начнут военные действия против Нагорного Карабаха и Армении, то Грузия может стать удобным для Азербайджана плацдармом. Так что Михаилу Саакашвили надо было бы лучше бы думать, прежде чем петь осанну Ильхаму Алиеву и его режиму, от которого уже начинают шарахаться даже европейцы, несмотря на энергоресурсы. Покойный Звиад Гамсахурдия, который отнюдь не пылал любовью к армянам, не договаривался до абсурдных заключений, подобных вышеупомянутому. Кстати, и приютила его после свержения именно Армения. Пока еще действующему грузинскому лидеру об этом следовало бы помнить.
специально для kavkazoved.info
городская культура Грузия экономика