На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

«ВОСПОМИНАНИЯ КАВКАЗСКОГО ОФИЦЕРА» Ф.Ф. ТОРНАУ И ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (I)

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Регина АВИДЗБА | 03.09.2013 | 00:00

«Путешествия… Что может быть сильнее
 желания человека побывать где-то, познать что-то, 
увидеть то, чего не видел прежде и не знал, но хочешь узнать…»
 
Маслова Н.М.
 
«Пишу не исповедь моих чувств и мыслей, а вспоминаю только 
действительные происшествия, факты, постепенно развивавшиеся… 
потому не касаюсь никаких обстоятельств, 
естественно порождающихся
 из ежедневной встречи нестарого мужчины…»
 
Ф.Ф. Торнау 
«Воспоминания кавказского офицера».

Издавна особое место в общем литературном процессе, в публицистике занимали произведения, являющиеся плодом наблюдений, размышлений и анализа увиденного в путешествиях по родной стране или за ее пределами, по землям малоизвестным или вовсе еще неизвестным.

Многие из крупных писателей мира не остались равнодушными к жанру путешествий. Среди русских мастеров этого жанра Н.М.Карамзин, А.Н. Островский,  А.И.Герцен, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.Е.Салтыков–Щедрин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Известных путешественников представила зарубежная литература – Л. Стерн, Ш. Монтескье, Д. Дефо, Дж. Свифт, Т. Смоллетт, М. Твен, Э. Хемингуэй и др.

Особую группу составляют путешествия ученых, географов, этнографов, археологов,  капитанов, землепроходцев (Дарвина, Беллинсгаузена, Челюскина и др.). Образцами реальных, документальных путешествий, путевых очерков на определенном этапе их развития явились, например, «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.И. Радищева. Традиции жанра путешествий, заложенные этими авторами, были продолжены писателями и публицистами XVIII-XX веков.

«После произведений поэзии, путешествия везде составляют самую популярную часть литературы, — писал Н.Г.Чернышевский. — В самом деле, путешествие, соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествоведения и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека, в столкновениях его с другими людьми… совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие — это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествоведение. Каждому читателю дает оно все, что только хочет найти он». [6:6]

Неограниченные жанровые возможности путешествий настолько сильно завораживают и захватывают воображение, что естественно подталкивают автора данной статьи к научно–исследовательским, литературным приключениям, на–примере «Воспоминаний кавказского офицера»  Ф.Ф.Торнау, открывающим писательское дарование русского офицера — разведчика периода Кавказской войны, судьба которого была необычной, сложной и во многом весьма романтичной.

«Писатель свободен пробираться в недра гор, или опускаться в глубину океанов, с ученою пытливостью, или, пожалуй, на крыльях вдохновения скользить по ним и ловить мимоходом, на бумагу, их образы; описывать страны и народы исторически, статистически или только посмотреть, каковы трактиры — словом, никому не отведено столько простора и никому от этого так не тесно писать, как путешественнику». [2:125]

Имя барона Федора Федоровича Торнау стало известно широкому читателю, прежде всего, в связи с его «Воспоминаниями кавказского офицера». Перевод Торнау на Кавказ в 1832 г. открыл двенадцатилетний период его жизни, отразившийся в литературной форме. Это захватывающее повествование о разведывательных, отчасти исследовательских экспедициях по неизведанным местностям Западного Кавказа, по еще не побежденному Черноморскому побережью от Гагры до Геленджика, по тайным тропам горных перевалов через Главный Кавказский хребет из Абхазии на Линию. «Воспоминания» публиковались в журналах «Русский вестник» и «Исторический вестник». Посмертно же стараниями дочери, а также М.И.Семевского изданы отдельной книгой.

Яркая, многогранная личность Ф.Ф. Торнау всегда привлекала к себе внимание исследователей, занимавшихся историко-этнологическими проблемами народов Кавказа. Хочется отметить фундаментальные работы таких видных ученых — исследователей, как Г.А. Дзидзария («Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы», «Декабристы в Абхазии»), С.Э. Макарова («Барон Ф.Ф. Торнау и его воспоминания»),  Б.М. Кеферов и Р.У. Туганов («Правде не изменил… Рассказ как было»), творческий отчет географа Ю.К. Ефремова («Тропами горного Черноморья»), А. Ашихмина («Разведчик Кавказа Федор Федорович Торнау»), Цвижба Л.И. («Пленник») и др.

Неординарная натура разносторонне одаренного человека во многом способствовала тому, что воспоминания офицера-разведчика вышли далеко за пределы чисто мемуарного жанра. 

Во-первых, «Воспоминания» Торнау заметно обогатили историческую науку, дополнив наши знания многими подробностями военных операций на Кавказе в середине 1830-х гг. 

Кроме того, русская этнография получила уникальные материалы, написанные на основе личных наблюдений писателя, под видом горца в мир горцев. Отдельные части наблюдений барона Ф.Ф. Торнау не имеют аналогов в историко-этнографической и географической литературе Кавказа. Бесценны материалы о бытовом укладе, национальных традициях и особенностях кавказских народов, остававшихся недосягаемыми для исследователей. Представленные Ф.Ф. Торнау описания убыхов, садзы-джигетов и некоторых других народов, полностью исчезнувших с карты Кавказа в 60-х годах XIX века в ходе мухаджирского движения (переселения в Турцию и страны Ближнего Востока), и по сей день остаются едва ли не единственным источником по изучению их культуры.

 «Следует признать, — пишет Г.А. Дзидзария, — что, когда встает вопрос о более или менее глубоком изучении истории и культуры Кавказа первой половины XIX столетия, особенно его северо-западного района, вряд ли можно обойтись без тех уникальных сведений и красочных описаний, которыми так богаты многочисленные рукописи — официальные донесения, записки и письма, погребенные в свое время в недрах военных архивов, а также печатные работы Торнау». [3:2]

 «Какой радостью было найти данные о первом посещении русским человеком Красной Поляны! Допотопный комплект “Русского вестника” за 1864 год содержал захватывающе интересные “Записки кавказского офицера”, скромно подписанные буквой “Т”. Под этой литерой скрывал свое имя русский разведчик барон Торнау. Переодевшись горцем, он сумел проникнуть в самое сердце причерноморской Черкесии и побывал на Красной Поляне еще в 1835 году». [4:41]

Но более всего привлекает литературный писательский дар Ф.Ф.Торнау, роскошные описания географических и климатических условий края предвосхищают литературу путешествий, получившую мощное развитие как результат «Литературных экспедиций», активной деятельности Русского Императорского Географического общества. Действительно, все эти грани свидетельствуют, что автор «Воспоминаний» — это образованный, умный наблюдатель, внимательный к окружающей жизни, глубоко в нее вглядывающаяся личность.

Между тем, без яркого художественного таланта автора все богатство им сообщенных разнообразных сведений не смогло бы стать фактом литературы и осталось бы всего лишь сводом, пусть и довольно полным, ценных научных наблюдений. 

Сюжетную интригу романа, романтический характер повествовательной канвы придают «Воспоминаниям» достоверные события, пережитые Ф.Ф. Торнау.

 «Воспоминания кавказского офицера» — «книга, от которой нельзя оторваться, не дочитав ее до конца. Правда действительных фактов при их романтическом характере придает книге занимательность истории и романа. Переход автора через ту часть правого фланга кавказской цепи, которая была до тех пор совершенно недоступна русским, и продолжительный плен его у горцев представляет несравненно, более поэтический интерес, чем наши поэмы и романы, в которых действие перенесено на Кавказ и украшено всевозможными вымыслами», — писала газета «Голос» в 1865 г. (№184). [5:1]

Как русский писатель, Ф.Ф. Торнау, безусловно, заслуживает пристального внимания и включения в контекст историко-литературной традиции, отразившей мировоззрение целого поколения, оказавшегося не только свидетелем, но и непосредственным участником мощных социально-политических и нравственно-этических перемен в обществе. Первая треть XIX века была ознаменована, по словам Л.Н. Толстого в повести «Два гусара», тем, что «много прекрасного и много дурного старого погибло, много прекрасного молодого выросло и еще больше недоросшего, уродливого молодого появилось на свет Божий». [7:23]

Густая романтическая закваска была присуща всей жизни Ф.Ф. Торнау, от первых до последних ее мгновений. «Я родился, — пишет он, — в десятом году в доме моего деда, генерала Екатерининских времен, поселившегося в Полоцке, и остался на руках у бабушки, когда матушка уехала к отцу, квартировавшему с батареей в Виннице. В двенадцатом году, во время отступления нашей армии, не доходя Смоленска, отец выпросил двухсуточный отпуск, поскакал в Полоцк — и не застал меня. Семейство моего деда выехало накануне по петербургской дороге, спасаясь от французов. Не имея времени догонять, он вернулся к своей батарее, потом ушел с армией за границу, под Дрезденом кончил жизнь, и таким образом никогда не видал своего сына». [5:4]

Важно отметить и подчеркнуть тот редкий факт, что никакие житейские трудности и невзгоды, суровые испытания и проза обыденности так и не смогли заглушить чистый родник романтического видения, преломлявший картину мира на страницах «Воспоминаний» Торнау. 

Следует особо подчеркнуть, что исследователи располагают многочисленными отчетами и рапортами офицера Ф.Ф. Торнау, хранящимися в Центральном государственном военно-историческом архиве (Москва), в Центральном государственном архиве Грузии (Тбилиси) и Государственном архиве Краснодарского края (Краснодар). Они проливают свет на многие эпизоды, вошедшие в книгу воспоминаний или оказавшиеся, так сказать, за кадром. В любом случае, наличие подлинных документов помогает уверенно ставить вопрос об историзме «Воспоминаний кавказского офицера» и рассматривать эту проблему как одну из центральных.

Настолько непринужденно и увлекательно, в своеобразной повествовательной форме автор открывает для русского офицерства, и, прежде всего, для своего читателя красоту кавказской природы, образы горцев, традиции, обычаи, нравственные нормы кавказского народа, что тем самым ставит важные актуальные проблемы народов Кавказа и всего человечества.

(Окончание следует)

Регина АВИДЗБА - аспирантка Института мировой литературы им. Горького

Кавказская война культура Россия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2025 | НОК | info@kavkazoved.info