На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

«ГРУЗИНСКАЯ МЕЧТА» И «НАЦИОНАЛЫ» НАШЛИ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ?

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Георгий ВЕКУА (Грузия) | 02.09.2013 | 00:00

27 октября в Грузии пройдут президентские выборы, к которым готовятся субъекты политического процесса в стране. После победы на парламентских выборах в октябре 2012 года, к власти пришла коалиция партий под названием «Грузинская мечта». Тремя основными составляющими частями в ней являются партия нынешнего премьер-министра Бидзины Иванишвили, Республиканская партия и «Свободные демократы» И. Аласания. «Национальное движение», стараниями западных «партнеров» Грузии, объявлено «главной оппозиционной силой», с которой правящая коалиция должна сотрудничать, т.е. жить в т.н. «коабитации» (сосущестовании). 

Сейчас все больше политических наблюдателей и простых жителей Грузии приходят к мнению, что пресловутая коабитация вполне устраивает многих чиновников и политиков во властных структурах страны. И это несмотря на то, что большинство жителей страны, судя по опросам общественного мнения, выступают против «коабитации» и искусственного продвижения националов на роль «сильнейшей оппозиционной партии». 

В преддверии президентских выборов, во многих районах страны происходит практически слияние партийных организаций «Грузинской мечты» и «националов». Точнее, активисты и должностные лица националов занимают посты в местных органах власти под эгидой правящей коалиции. Можно ожидать, что на выборах эти люди будут работать одновременно на «Грузинскую мечту» и «Национальное движение», то есть, пытаться вывести на второе место бывшую правящую партию. 

Националам и их кандидату отчаянно нужно занять именно второе место на этих выборах, так как в этом случае они получат «легитимацию» своих притязаний на роль «главной оппозиционной силы». Правящую коалицию также будет устраивать такой расклад, потому что тогда они могут оправдывать себя, что были вынуждены все это время заниматься «коабитацией» с националами – мол, видите, часть народа все же за них.  

Между нынешней и бывшей правящей партией и их кандидатами вклинилась бывший спикер парламента Н. Бурджанадзе. Она выступает с лозунгами «покончить с коабитацией», предать суду всех националов, виновных в различных преступлениях, в том числе Саакашвили. Апеллируя к т.н. консервативным ценностям, высказывая неодобрение к попыткам провести «гей-парады», поддерживая грузинскую церковь, Бурджанадзе набрала довольно высокий рейтинг за короткое время, в том числе среди бывших сторонников «Грузинской мечты», которые разочаровались в политике правящей силы. 

Наибольшую потенциальную опасность для «Грузинской мечты» и «Националов» представляет т.н. православный электорат. Не секрет, что ГПЦ пользуется высоким уровнем доверия в грузинском обществе. Отдельные клирики уже пользовались случаем, чтобы вести некое подобие политической агитации против или за определенных кандидатов и политических сил. Если перед выборами значительное количество авторитетных священнослужителей, настоятелей церквей и другие духовные лица призовут (хотя бы неофициально, на уровне своих приходов и паствы) к поддержке того или иного кандидата, это может оказать серьезное влияние на результаты выборов. 

Националы уже потеряли надежду заручиться поддержкой Церкви, хотя у них остаются некоторые сторонники среди высшего руководства, повязанные личными, материальными и другими отношениями с верхушкой националов. А вот «Грузинская мечта» пришла к власти, в том числе благодаря широкой поддержке православного духовенства, которое было недовольно многими аспектами политики режима Саакашвили. Среди них – засилье, с молчаливого согласия правительства, турецкого капитала и населения в некоторых регионах Грузии, особенно в Аджарии, ухудшение и практическое прекращение отношений с единоверной Россией, излишне однобокая ориентация на Запад, попытки искусственной «вестернизации» общественной и культурной жизни и т.д.

Некоторое время «симфония» между новыми властями Грузии и Церковью продолжалась. Однако постепенно проявились признаки разочарования со стороны православных лидеров в отношении правительства Иванишвили. Фактически, новая власть продолжает прежнюю прозападную политику «националов», хотя по отношению к России прежняя агрессивная и грубая риторика, характерная для Саакашвили и его дружков, почти не применяется. Тем не менее, «Грузинская мечта» отчаянно нуждается в поддержке значительного количества духовенства, и самое главное, православной паствы.  

Но каким образом сохранить эту поддержку? Тем более, что Н. Бурджанадзе развернула довольно активную кампанию по привлечению на свою сторону именно этого сегмента общества. Во время своих поездок в регионы страны, Бурджанадзе непременно встречается со священнослужителями, посещает церкви и т.д. 

Власти нужен громкий информационный повод, чтобы выставить себя в роли «защитника православия». На наш взгляд, это делается (и уже не первый раз) с помощью искусственного обострения отношений с группировкой суннитов-мусульман, аджарцев. 

Как известно, в 80-90-х годах, многие семьи из высокогорной Аджарии, где большая часть населения исповедовала ислам, были переселены в южные районы Грузии, из-за экологических катастроф, малоземелья и др. Эти люди все это время вполне мирно жили со своими односельчанами – грузинами православного вероисповедования. Однако с конца 2012 года один за другим стали возникать конфликты – местные грузины, как будто побуждаемые кем-то, вступали в конфликты и противостояние с аджарцами-мусульманами. В свою очередь, аджарцы тоже давали некий повод для обострения ситуации: некоторые группы начали оборудовать новые мечети в частных домах, и стали привозить людей из других сел на коллективные пятничные молитвы. 

Такие конфликты случились уже в трех селах Южной Грузии, со смешанным проживанием грузин-православных и аджарцев-суннитов. Во всех случаях, местная полиция и депутаты-мажоритарии от «Грузинской мечты» негласно или открыто занимали сторону православных, а националы тут же выступали в защиту мусульман. 

И вот на днях, случился еще один конфликт, на этот раз в селе Чела Адигенского района. Этот район примыкает к горной Аджарии, в отличие от прежних мест конфликтов. Сама история выглядит довольно странно. Началось все с того, что в один прекрасный день, около мечети данного села, где проживают до трех десятков семей аджарцев-мусульман, возник высокий минарет. Как оказалось, минарет был изготовлен из металлоконструкции, и завезен в разобранном состоянии из Турции, а на месте уже был собран и смонтирован. 

26 августа Служба доходов министерства финансов произвела демонтаж минарета, под предлогом того, что при прохождении таможенных процедур был неправильно указан вес и товарный код конструкции. При этом, данная Служба заявила, что после приведения документов по минарету в порядок, она сама обеспечит его обратную установку.  

После демонтажа минарета, в селе собрались представители мусульманского населения села, к которым присоединились протестующие из нескольких соседних сел. Прибивший в село спецназ МВД жестко разогнал митингующих, в результате чего несколько человек пострадали. До 20 участников акции были задержаны, часть из них позднее была отпущена. 

Остается непонятным, зачем нужно было демонтировать и вывозить из села минарет, если причина только в определении правильного веса конструкции, как об этом заявила Служба доходов. Реальная причина, видимо, в том, что минарет был возведен незаконно, то есть, не было разрешения на его установку. Это признали и руководители местных суннитов-мусульман, которые говорят, что не знали о том, что для установки минарета нужно разрешение. Кстати, оказалось, что и мечеть в селе тоже строится без разрешения. 

Довольно странно, что руководители мусульманской организации не знали о необходимости иметь разрешение на возведение культовых объектов. Это притом, что в Турции не разрешают открытие грузинских церквей и даже реставрация исторических храмов связана с огромными сложностями. В частности, грузинские реставраторы не получают разрешение на участие в процессе восстановления зданий. Также странно и то, что грузинские власти позволили начать возведение мечети, ввоз минарета из Турции, его установку и лишь потом «опомнились», причем осуществили демонтаж минарета с какой-то показной строгостью – пригнав в село многочисленный спецназ, перекрыв дороги и т.д. Все это привело к нагнетанию ситуации между православными и суннитами-мусульманами. Сотни единоверцев жителей села Чела из горных районов Аджарии начали марш протеста в Адигенский район, в СМИ стали чуть ли не истерично обсуждать случившегося и т.д.

Интересно, что националы молниеносно отреагировали на события вокруг минарета. Свои заявления, осуждающие действия властей и выражающие поддержку суннитам, сделали Саакашвили, ряд депутатов парламента из нацдвижения, К. Бендукидзе и даже бывший министр Мерабишвили откликнулся из тюрьмы. Саакашвили даже пришел к мечети в Батуми, где намеревался провести встречи с местными мусульманами и активистами, которые хотели организовать акцию протеста. Однако данная акция было отложена самими организаторами, чтобы не дать возможность Саакашвили «попиариться» на ее фоне.  

С заявлением вокруг данной ситуации выступила министр юстиции Т. Цулукиани. Надо отметить, что данный министр нередко позиционирует себя как верующую прихожанку ГПЦ и подчеркивает свою религиозность. В то же время, она получила образование во Франции и многие взгляды, которые высказывались ею, носят явный отпечаток прозападных убеждений. Цулукиани заявила, что, с одной стороны, мусульмане допустили ошибку, возведя минарет без разрешения властей, в то же время, она мягко раскритиковала и власти, за демонтаж минарета, что оскорбило религиозные чувства верующих. 

Но самое интересное, министр юстиции вдруг заговорила о некоем референдуме, который может быть проведен на тему, нужны ли вообще минареты в Грузии. Она сослалась на опыт отдельных стран Европы, где ставился этот вопрос, и отметила, что в разных странах по-разному решен этот вопрос. Заметим, что там, где был проведен референдум, строительство минаретов запрещено (например, в Швейцарии). В то же время, по словам Цулукиани, мечети могут функционировать и без минаретов. 

Вечером 27 августа с заявлением выступила и ГПЦ. В тексте, озвученном представителем патриархии, было сказано, что некоторые силы хотят внести раскол между христианским и мусульманским населением Грузии. Подробные события вредят имиджу православной Церкви и государства. ГПЦ призвала мусульманских лидеров, проявить больше сдержанности и не допустить осложнение отношений между православными и мусульманами. 

Из этого заявления ясно читается, что ГПЦ резко критикует националов и некоторые прозападные НПО за их провокационные заявления. В то же время, для самой Церкви подобные инциденты нежелательны, так как вовлекают ее в межконфессиональные разборки. 

В целом, создается впечатление, что правящая коалиция и националы, наоборот, совместно заинтересованы в периодическом возникновении стычек между суннитами-аджарцами и православным населением. Националы на данном этапе решают задачу завоевания второго места на выборах, для чего им надо консолидировать вокруг себя национальные и религиозные меньшинства и прозападно настроенных избирателей. На голоса консервативного электората и православных они почти не рассчитывают. Но своими громкими заявлениями националы обеспечивают выгодный «фон» для «Грузинской мечты», которая может теперь выступать в роли «защитника православия» и пр. В свою очередь, видимо, правящая коалиция обещает националам неофициальную помощь во время выборов, чтобы постараться вывести их на второе место.  

В этой ситуации «вне игры» остается Бурджанадзе и ее сторонники, которые рассчитывали как раз на голоса пророссийского и консервативного электората. Однако, в самой Церкви, видимо, понимают, что акции по демонтажу минаретов, проведение референдума по запрету их возведения, реально вряд ли укрепляют позиции православия в стране, а лишь увеличивают степень агрессии по отношению к Церкви. Патриархия предпочитает проведение не очень шумной, но довольно эффективной кампании по возвращению в лоно православия аджарцев-мусульман, что уже приносит свои плоды.  

В то же время, многие жители страны отмечают, что за последний год резко активизировалась деятельность в стране разного рода «протестантских» и псевдопротестантских сект, особенно т.н. «свидетелей Иеговы». Для ГПЦ их «миссионерская» деятельность представляет не меньшую, если не большую опасность, чем возведение минарета в селе, где живут аджарцы-мусульмане. Но принятый в 2011 году закон о возможности различным религиозным образованиям получить статус юридического лица резко активизировал деятельность прозападных религиозных сект. 

Что касается группировок суннитов-мусульман (в основном аджарцев), невооруженным глазом видна тесная связь их лидеров с Турцией и религиозными группами этой страны. Кроме того, они находятся в постоянном диалоге с полностью прозападными НПО в Грузии, которые регулярно выступают с заявлениями в защиту религиозных прав аджарцев-мусульман. Посол США в Грузии также активно вмешивается в данную тему. Поэтому возникают подозрения, что возникающие в последние месяцы конфликты между православным и суннитско-мусульманским населением являются срежиссированными акциями, которые преследуют политические цели. Кроме аджарцев, в этот процесс начали вовлекать и кистинское (чеченское) население Восточной Грузии. В частности, несколько дней назад, случился «бытовой инцидент» между жителями грузинского села Матани и кистинского села Дуиси, в результате чего возникла потасовка. В Панкисское ущелье были введены части специального назначения МВД Грузии и через 1-2 дня ситуация вроде бы нормализовалась. Однако, данный инцидент, на наш взгляд, полностью вписывается в вышеупомянутое русло. Интересно отметить, что в селе Матани, несколько жителей которого спровоцировали обострение обстановки, до сих пор сохраняется некоторое влияние националов.    

Нагнетание ситуации перед выборами, возможно, имеет целью оказать психологическое воздействие на население страны, а также давление на православное духовенство, чтобы оно воздержалось от выражения мнений, могущих повредить популярности правящей коалиции «Грузинская мечта».      

Тбилиси, специально для kavkazoved.info

Аджария Грузия ислам политика и право



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info