ЧЕРКЕССКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ ПЫТАЮТСЯ ВТЯНУТЬ АБХАЗИЮ В ИГРЫ С ТБИЛИСИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Гурам ШАРИЯ (Грузия) | 29.08.2013 | 00:00
Как известно, после августовской войны 2008 года правительство Саакашвили резко активизировало «северокавказскую политику», ранее считавшуюся «периферийной». В Тбилиси сочли, что именно на этом направлении можно развернуть «массированное наступление» на позиции Москвы – тем более после того, как Саакашвили избавился от «нескольких деревень» (его слова – прим.) в Абхазии и Южной Осетии и посчитал, что отныне у него руки развязаны.
На северокавказском направлении основное внимание тбилисских «стратегов» и их западных консультантов привлек западный регион, где расположена область расселения «черкесских» народов – черкесов, адыгейцев, кабардинцев, абазин. Несмотря на то, что эти народы разделены административными границами и в настоящее время сепаратистско-антимосковские настроения среди них распространены значительно менее, чем на восточной окраине Северного Кавказа (Дагестан, Чечня, Ингушетия), в Грузии посчитали эту тему более «перспективной».
На самом деле, возможный сепаратизм «черкесов» (если использовать это обозначение для родственных народов) имеет ряд плюсов с точки зрения заинтересованных в ослаблении влияния Москвы игроков. В отличие от Дагестана – Чечни – Ингушетии, у черкесов потенциально может быть выход через море в страны, входящие в состав блока НАТО (в первую очередь, здесь важно отметить Турцию). Это выход проходит через территорию Абхазии, коренное население которой также примыкает родственными узами к «черкесской» группе народов. А сухопутные коммуникации Восточного Кавказа, прилегающие к горным регионам Грузии (а из Грузии уже можно получить доступ к той же Турции) более уязвимы и имеют намного меньшую пропускную способность.
Кроме того, в отношении черкесов можно взять на вооружение спекуляции по теме «геноцида». Как известно, именно черкесские племена более массово переселялись в Османскую империю, в результате чего образовалась черкесская диаспора, которая довольно многочисленна в некоторых странах Ближнего Востока и Передней Азии. Некоторые черкесы впоследствии эмигрировали в страны Западной Европы и США. Сочетание этих факторов – выход к морским границам, «геноцид» и наличие многочисленной зарубежной диаспоры в странах НАТО и их союзниках – можно считать «преимуществом» черкесов, с точки зрения перспектив создания сепаратистского очага на территории России.
Еще один фактор – процесс развития среди черкесов религиозного сознания. В отличие от Чечни, и особенно Дагестана, среди черкесских народов процесс «исламизации» еще не достиг существенной «массовости», хотя соответствующие тенденции тоже наблюдаются. «Исламизация» черкесов встречает серьезное препятствие в виде наличия сильных языческих «пережитков». В самосознании этих народов прочное место занимают традиционные (неисламские) морально-этические и другие нормы, упорядоченные в виде неких «кодексов» – «Адыгэ Хабзэ» и др.
Соответственно, внешние игроки и их кураторы могут использовать данное направление, как альтернативное или дополнительное к т.н. исламизму. Хотя США и их союзники успешно сотрудничают с разного рода «исламистами», если это входит в их интересы, но с черкесами им приходится работать в основном через Грузию. При этом, грузинские власти и спецслужбы времен Саакашвили не чурались иметь контакты и с «Имаратом Кавказа» и прочими ваххабитскими группами. Однако на данном этапе для Грузии, видимо, предпочтительнее все же поощрять «секулярный» национализм северокавказских народов, а не ваххабитско-салафитский «исламизм». Неисламистский национализм можно завернуть в обертки прозападных «демократических» лозунгов, таких как «борьба за права малых народов», «реабитилация жертв геноцида», «национальное самоопределение» и пр. Новые власти Грузии, кажется, пойдут по этому пути, во всяком случае, в ближайшее время.
Интересно, что основанный при Саакашвили в Тбилиси т.н. «Черкесский культурный центр» сейчас проводит эту же линию. На сайте данной организации публикуются статьи под подписью Алины Кабардоковой. В одной из них, под названием «Черкесы: кто мы и куда идем» утверждается, что национальной религией черкесов была «Адыгегъэ», а не ислам:
«На мой взгляд, если говорить о черкесах, то правы те, кто считает Адыгэ Хабзэ одним из самых основных признаков адыгского этнического самосознания. Нужно не забывать, что Адыгэ Хабзэ – это этико-правовая система. Источником ее было Адыгэгъэ. Это как шариат у приверженцев мусульманской веры – источником его легитимизации является ислам. Почему-то у нас часто пытаются «привязать» Адыгэ Хабзэ к Исламу, хотя это все равно, что Российские УК и ГК считать производными от Конституции США. Абсолютно разные мировоззрения».
Вот еще цитата из статьи: «Адыгэгъэ была нашей национальной религией. Сегодня она мертва, но старики еще в 70-е годы прошлого века совершали обряды в священных рощах, а сегодня их боятся показывать молодежи, чтобы исламисты не осквернили – только подумайте: черкесы боятся показывать свои святые места черкесам, потому что боятся, что те черкесы их осквернят! Почему родные священные груши и дубы вызывают у некоторых наших черкесов столько агрессии? Наши ли они после этого? Или это уже только тела наших в которых поселились чужие?»
Там же приводится информация, что доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки КБР, академ-секретаря историко-филологических дисциплин Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН) Аслана Ципинова в 2010 году убили за то, что тот пропагандировал возрождение черкесской культуры и обычаев. Имеется в виду, что Ципинова убили исламисты, которые считали его деятельность «возрождением язычества».
Статьи из сайта «Черкесского культурного центра» иногда перепечатывает интернет-издание «Адыгэ Хэкум и Макъ. Голос Черкесии» (hekupsa.com). С главным редактором данного ресурса, Евгением Ташу, недавно записал интервью скандально известный израильский журналист Авраам Шмулевич. Вместе с тем, за последние месяцы возникли некоторые разногласия между черкесскими националистами и руководством «Черкесского культурного центра». В открытом письме от 5 апреля 2013 года, черкесские активисты, среди них Ибрагим Яганов, Руслан Кеш, упомянутый Е. Ташу и другие, критикуют деятельность руководителя ЧКЦ М. Чухуа, который, по их словам, увлекается некими утопистскими «пан-кавказскими» проектами, в ущерб собственно черкесской проблематике.
Это заявление может свидетельствовать о том, что черкесские националисты временно отказались от попыток создания «широкого фронта» с другими северокавказскими сепаратистами, особенно с т.н. «Имаратом Кавказа». В отличие от режима Саакашвили, который не чурался, в своем антироссийском угаре, поддерживать контакты даже с террористическими формированиями исламских радикалов (т.н. ваххабитов) новая грузинская власть на словах заявляет об отказе от радикальной русофобии прежней власти и даже и желании «начать диалог» с Россией.
Сейчас Е. Ташу заявляет, что он против немедленного выхода «Черкесии» из состава России, так как, по его словам, черкесы еще не готовы к такому развитию событий. При этом, под Черкесией Ташу понимает, видимо, не только несколько национально-территориальных образований, но и территорию Краснодарского и Ставропольского краев, так как говорит о «8 миллионах русских на территории Черкесии».
Правильным, по мнению главного редактора ИА «Адыгэ Хэкум и Макъ. Голос Черкесии», было бы избрать путь неспешной подготовки к получению независимости: развивать народную культуру, традиции и т.д., переселять черкесов из Турции и других стран на территорию «Черкесии», давать черкесам гражданство Абхазии и заселять их в этой республике, чтобы абхазы и черкесы таи стали численно доминирующим элементом. Для этого нужно налаживать диалог между абхазской и черкесской общественностью.
Наиболее перспективным союзником черкесов в будущем Ташу видит Турцию и допускает возможность даже открытия турецкой военной базы на территории «Черкесии». Что касается Абхазии, эта республика должна стать независимой не только от Грузии, но и России. При этом, отношения между независимой Абхазией и Грузией должны улучшиться, чтобы создался своеобразный союз между Абхазией, где доминируют черкесы и абхазы, Грузией и Турцией.
Евгению Ташу вторит еще один черкесский националист Ибрагим Яганов, который является ветераном войны 1992-1993 гг. За последние годы он начал выступать с «прогрузинских» позиций, чем вызвал возмущение многих прежних товарищей и соратников в Абхазии. Яганов расхваливает Грузию, как «успешное государство», которое, в отличие от России и находящейся по ее контролем Абхазии, избавилось от коррупции, стремится к Европе и пр. Для того, чтобы Абхазия получила признание в мире и выход на международную арену, нужно налаживать отношения между абхазами и грузинами, сохранив при этом независимость Абхазии, считает Яганов. А это, в свою очередь, послужит к выходу Абхазии из влияния России и переориентации на Запад, в том числе через Грузию. Яганов, как и Ташу, считает абхазов частью черкесского «суперэтноса» и говорит, что во время войны 1992-1993 гг. он и многие черкесские добровольцы «мечтали о создании первого независимого черкесского государства». Об этом он сказал в интервью порталу «Наша Абхазия» от 21 июня 2013 года.
Руслан Кеш также считается «прогрузинским» черкесским активистом. Он выступает даже за возвращение в Абхазии грузинских беженцев, но таким образом, чтобы это не привело к обострению ситуации в республике. Однако Р. Кеш в настоящее время выступает с антиабхазских позиций. Он объявил «абхазо-черкесский проект» (создания абхазо-черкесского государства – прим.) «мифом начала 90-х годов», которое не имеет отношения к реальной истории. Черкесский активист обвиняет абхазских историков и общественных деятелей в том, что они пытаются объявить шапсугов, убыхов и некоторые другие черкесские народности абхазами, в то время как они являются черкесами, а граница между абхазами и черкесами проходила по реке Бзыбь. Абхазы не являются черкесами, утверждает Р. Кеш. В то же время, по мнению Р. Кеша, Абхазия, Грузия и Черкесия «всегда образовывали особое культурное и политическое сообщество.... То есть Абхазия, Грузия и Черкесия – это исторически единая западно-кавказская цивилизация, имеющая древнюю историю и богатую культуру». Естественно, данный черкесский активист также выступает за массовое переселение черкесов из стран Ближнего Востока в Россию.
Данный подход (т.е. репатриация черкесов), разделяется и грузинскими «союзниками» черкесских националистов. В статьях с подписью упомянутой А. Кабардоковой на сайте ЧКЦ этот вопрос поднимается постоянно. Кроме того, российским властям «рекомендуется» отменить разделение «черкесов» на 4 отдельные национальности в 6 субъектах Российской федерации. Все это должно способствовать образованию более или менее сплошной территории численного доминирования «черкесов», которая в дальнейшем будет использоваться как платформа нового очага сепаратизма в России.
На наш взгляд, на данный момент, стоит вопрос о временном отказе от явного заигрывания с одиозными группировками типа «Имарат Кавказа», имеющими террористическую направленность. При этом, действия в этом направлении на уровне спецслужб, видимо, будут сохраняться. Однако глава «Черкесского культурного центра» М. Чухуа, известный своими «пан-кавказскими» проектами и имеющий тесные связи с чеченцами, пока сохраняет свой пост. В то же время, закрыт т.н. «Фонд Кавказа» и вместо него создан «Фонд интеграции народов Кавказа», главой которого стал чеченец Умар Идигов, племянник Джохара Дудаева. Члены «Имарата Кавказа», как известно, негативно относятся к наследию «Ичкерии», которое считают проявлением «прозападного секулярного национализма».
Одновременно, возможно, грузинские власти, НПО и научно-образовательные учреждения будут усиливать работу по культурным и другим «неполитическим» направлениям. Например, 28 июня в Тбилисском государственном университете состоялся международный археологический симпозиум под названием «Проблемы Майкопской культуры в контексте Кавказско-Анатолийских отношений». Одним из организаторов симпозиума выступил «Черкесский культурный центр». По словам М. Чухуа, «Симпозиум посвящен черкесской культуре и ее параллелям на Северном Кавказе, в Анатолии и Месопотамии». Одновременно, в выставочном центре ТГУ была открыта выставка национальной черкесской одежды.
Политическая же составляющая будет сконцентрирована на продвижении «демократических» лозунгов, связанных с защитой малых народов, их самоопределения, защиты прав человека и т.д. Главная цель будет состоять «в открытии» Абхазии для «гуманитарного штурма» западными НПО. Одновременно, грузинское общество будет подготавливаться к идее признания независимости Абхазии, при одновременном вступлении в НАТО и ЕС, чтобы туда же постепенно втянуть и Абхазию, а в последующей перспективе – также и «Черкесию». Таким образом, Абхазия, Грузия и «Черкесия» могут образовать связанную между собой группу марионеточных государств под опекой НАТО и Турции.
Для приближения к этой цели надо будет раскачать ситуацию в Абхазии и постоянно оказывать сильное давление на руководство республики, которое противится как «примирению» с Грузией, так и обострению отношений с Россией, а также попыткам втягивания Абхазии в западные структуры и развертыванию на её территории деятельности западных НПО. Что касается России, то сепаратистские процессы среди черкесов будут поощряться с учетом сложной ситуации в СКФО, наличия проблем коррупции, земельных споров и других нерешенных проблем. При этом, Грузию по-прежнему будут выставлять «альтернативой» России, как «успешную» страну, которая смогла создать «демократическое» правление и модернизовала себя по европейским меркам.
специально для kavkazoved.info
Абхазия Грузия Россия черкесы