После обретения независимости, в основном в период президентства Роберта Кочаряна, российские компании, в рамках различных сделок установили контроль над двумя компаниями связи, большинством предприятий энергетической сферы, в том числе строящимся пятым блоком Разданской ТЭС, Севано-Разданским каскадом ГЭС, 80% акций ЗАО "АрмРосгазпром", компанией "Распределительные электрические сети Армении". ЗАО "Железные дороги Армении" была передана в концессионное управление российской компании "Южно-кавказские железные дороги", но ее владельцем остается правительство Армении.
Особое место в числе армяно-российских сделок принадлежит подписанному в конце 2001 года договору "Имущество за долг", согласно которому по инициативе армянской стороны России в счет долга в 108 млн дол. за ядерное топливо были переданы пять предприятий: четыре блока Разданской ТЭС, завод "Марс", НИИ автоматизированных систем управления, ЗАО "Ереванский НИИ математических машин", научно-производственное предприятие материаловедения.
Хотя эксперты и оппозиционные политики подвергал некоторые из соглашений острой критике, но вопрос о национализации в армянском политическом, экспертном и журналистском сообществе никогда ранее не поднимался. Правда, обсуждался вопрос о необходимости разработки и принятия закона "О национализации" с тем, чтобы нерадивые владельцы бывшей госсобственности четко осознавали, что в случае экономически неэффективного управления, собственность могла бы вновь перейти в руки государства.
Некоторые радикальные наблюдатели, которые высказывают сегодня убеждение в необходимости национализации российских предприятий в Армении, не понимают многих вещей и путают национализацию с конфискацией. Но как можно отнять у компаний, представляющих огромную страну, их собственность в Армении?
Известно, что многие страны, в том числе и развитые, принимали решения о национализации тех или иных системообразующих предприятий, а иногда национализировались и целые отрасли промышленности, например в Великобритании лейбористами была национализирована угольная промышленность. Но национализация зачастую была предвестником реструктуризации долгов, внедрения инвестиций, а затем и нового этапа приватизации того же национализированного предприятия. Мировой опыт показывает, что не всегда национализированные предприятия успешно управляются, а в некоторых странах управление ими сопровождается коррупцией.
Главной причиной национализации в абсолютном большинстве случаев становится неэффективная экономическая деятельность тех или иных предприятий или отраслей. Банкротство каких-то крупных предприятий или отраслей может оставить без работы десятки тысяч человек, что приведет к социальным бунтам и политической нестабильности в любом государстве.
Национализация может быть полной или частичной, но во всех случаях, если государство национализирует предприятие, оно выплачивает за это колоссальные деньги владельцу, уже исходя не только из чистой стоимости, но и вложенных инвестиций. Если говорить о российских предприятиях в Армении, то следует использовать дифференцированный подход, поскольку ситуация на них различна и в вопросах эффективности управления, и в вопросах привлеченных инвестиций, а также в целом в плане выполнения взятых на себя российской стороной обязательств.
Наиболее успешно работает сфера связи, где российский Beeline приобрел компанию "Armentel", а владельцем контрольного пакета оператора сотовой связи "VivaCell" стала российская МТС. Эксперты оценивают как весьма эффективное управление со стороны российского владельца активами V-ого блока Разданской ТЭС, куда были вложены солидные инвестиции. Относительно деятельности компании "АрмРосгазпром", 80% акций которой принадлежит российскому "Газпрому", необходимо отметить, что это предприятие работает с прибылью, вложены немалые инвестиции, в частности, страна на 95% газифицирована, однако эффективность менеджмента вызывает вопросы. Что касается Севано-Разданского каскада ГЭС, то здесь российская сторона не сделала никаких ощутимых инвестиций.
Деятельность принадлежащей России компании "Распределительные электрические сети Армении" (РЭСА) вызывает в целом сдержанные оценки армянских энергетиков. По мнению местных экспертов, владелец РЭСА российская компания "РАО ЕЭС" улучшила работу РЭСА, однако это было сделано за счет иностранных кредитов и за счет повышения тарифов на электроэнергию. Это могла сделать и армянская сторона, тем более что РЭСА в момент передачи России находились в куда более лучшем состоянии, нежели российские распределительные электросети.
Поначалу РЭСА приобрела по очень невысокой цене зарегистрированная в оффшорной зоне малоизвестная компания "Мидленд ресурсиз". И только потом РАО "ЕЭС" приобрела у нее электросети. Таким образом, Россия получила полный контроль над РЭСА не напрямую от армянской стороны, а после того как РЭСА несколько лет управляла компания зарегистрированная в британской оффшорной зоне.
Аналогичная ситуация сложилась, когда россияне приобрели компанию "Арментел" у греческой "ОТЕ". Последняя поначалу предложила приобрести "Арментел" правительству Армении и только после отказа, продала ее российской стороне. Большинство сделок были нетранспарентными и вызвали много вопросов, в том числе и в плане соблюдения законов со стороны правительства Армении. Несомненно, что большинство этих сделок содержало в себе и коррупционные элементы.
(Продолжение следует)
Ереван. По материалам: «Вестник Кавказа»