РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ ВНЕШНЯЯ АКТИВНОСТЬ НА КАВКАЗЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Андрей АРЕШЕВ | 25.07.2013 | 08:00
По мере того приближения даты президентских выборов в Грузии, которые, похоже, теперь уже неминуемо поставят в карьере незадачливого Михаила Саакашвили жирную точку, диалог между Москвой и Тбилиси демонстрирует некоторые признаки оживления. И дело здесь даже не только в так называемых Женевских консультациях – ожидать от них какого-либо политико-дипломатического прорыва было бы, мягко говоря, преждевременно. Речь идёт, прежде всего, о частичном восстановлении торгово-экономических и коммуникационных связей между Россией и Грузией. На прилавки российских магазинов вернулась минеральная вода «Боржоми», некоторые другие виды сельскохозяйственной и пищевой продукции. Фактом является также увеличение российского туристического потока в Грузию, чему способствует регулярное прямое авиасообщение между двумя странами. Согласно недавнему социологическому опросу граждан Грузии, проведённому по заказу американского NDI, почти две трети респондентов в Тбилиси и регионах высказались за восстановление железнодорожного сообщения между двумя странами. (1)
Вместе с тем, позитивные тенденции в российско-грузинском диалоге имеют преимущественно «экономическую» составляющую, а увеличение контактов по линии общественных организаций вовсе не означает какого-либо отхода российской стороны от принятого в августе 2008 года принципиального решения о признании Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств. В частности, начало силами российских пограничников процедуры демаркации границ между Южной Осетией и Грузией вызвало резкое неприятие со стороны Европейского Союза. Соответствующее заявление сделал ервокомиссар по интеграции Штефан Фюле, в то время как российский МИД обратил внимание на неправомерный характер попыток «перевести стрелки» на Россию в связи с демаркационными процедурами на грузино-юго-осетинской границе. В Москве полагают, что Южная Осетия, как «независимое государство», предпринимает меры по «обустройству своей государственной границы». (2) При этом надо заметить, что пограничный контроль в республике, осуществляемый российской стороной, носит во многом условный характер. По словам руководителя Погранслужбы КГБ Южной Осетии Сергея Колбина, граждане, которые в упрощенном порядке пересекают границу со стороны Южной Осетии, беспрепятственно перемещаются по всей территории Грузии, и общее количество нарушений постоянно растёт (3).
Приграничные разногласия и впредь будут использоваться для поддержания «управляемой напряжённости» вокруг Южной Осетии и Абхазии. «Границы хороши тогда, когда они признаны обеими сторонами, – в таких формулировках определяет соответствующую мысль Ариэль Коэн из вашингтонского фонда «Наследие». – Если… какая-либо из сторон решит передвинуть границу, а международное сообщество не отреагирует на это, то это не только поставит в опасное положение более слабое государство, но и создаст угрозу для миропорядка в Европе и во всем мире в целом» (4). Между тем, значение Южной Осетии для России и её безопасности на Кавказе будет возрастать и по мере приближения сочинской Олимпиады. Спецслужбы республики предоставляют России важную информацию по данному вопросу, заявил глава Совбеза РФ Николай Патрушев после церемонии подписания Меморандума о взаимодействия между советами безопасности России и Южной Осетии. (5)
Сотрудничество Москвы и Цхинвала в сфере безопасности сохранит своё значение и после 2014 года. В Южной Осетии с тревогой следят за процессами военного строительства в Грузии, целью которых является создание современных эффективной и мобильной армии, действующей по стандартам НАТО. Среди задач обновлённых грузинских вооруженных сил – по-прежнему числится «восстановление территориальной целостности страны». Характерной чертой военного строительства в Грузии, идущего, как и в предшествующие годы, под плотной опекой США и НАТО, является углубление его регионального характера, и в частности, усиление взаимодействия с армиями соседних Турции и Азербайджана. Отработке соответствующих задач будут, по-видимому, будут посвящены намеченные на 2014 год плановые американо-грузинские военные учения, которые по факту станут четырехсторонними. Продолжается процесс восстановления военно-морских и военно-воздушных сил Грузии, что, хотя бы в силу географического соседства не может не беспокоить Абхазию, также связанную с Россией двусторонними соглашениями, в том числе военно-политического характера. Так, на средства США в Западной Грузии началось строительство Центра управления морскими операциями. Согласно официальной информации посольства США в Тбилиси, центр в Супсе предназначен для содействия международному и межведомственному сотрудничеству в борьбе с трансграничной преступностью. Однако на практике же это означает восстановление ВМС Грузии, почти полностью разгромленных в 2008 году (6). Кроме того, как показывают события на Ближнем Востоке, благими целями могут прикрываться откровенно деструктивные цели, а военно-морская инфраструктура ближайших региональных союзников США (Израиля и Турции) используется в целях прямой агрессии против Сирии. 10 июля 2013 г. в нейтральных водах Черного моря грузинские пограничники захватили судно «Паша», направлявшееся из Сухумского порта в один из турецких портов. В течение 2013 года – это уже третий случай незаконного захвата турецких судов грузинскими пограничниками, в связи с чем МИД Абхазии выступил с соответствующим заявлением. Согласно документу, возобновление агрессивных акций, целью которых являются оказание политического и экономического давления на Абхазию, направлено на дестабилизацию обстановки в регионе. (7)
Модернизируются также военно-воздушные силы Грузии, а механизм пропагандистского прикрытия возможных провокаций в известной мере раскрывается в недавно опубликованном докладе Госдепартамента США, некоторые пассажи которого посвящены ситуации вокруг Грузии, Абхазии и Южной Осетии и содержат оригинальную интерпретацию международно-правовых норм. Содержатся в этом документе и прямые, в духе «холодной войны», обвинения в адрес России, отвечая на которые, в российском МИДе напомнили о существующих реалиях: «Абхазия и Южная Осетия являются суверенными государствами. Нежелание считаться с этим негативно скажется на перспективах контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), а также функционировании действующего инструмента укрепления военной безопасности и доверия в Европе - Договора по открытому небу (ДОН)… Российская Федерация придерживается и будет придерживаться принципиальной позиции, что любые полеты в режиме открытого неба ближе 10 километров от границ государств, не участвующих в ДОН, к числу которых относятся Абхазия и Южная Осетия, являлись бы нарушением статьи VI этого договора».
Отвечая на недавние адресованные России призывы генерального секретаря НАТО не применять силу в отношении Грузии, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин призвал официальный Тбилиси предпринять соответствующие шаги в отношении Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, очевидно, что этого сделано не будет, и вмешательство западных союзников Грузии будет и дальше оставаться ключевым фактором, мешающим нормальному диалогу между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом с одной стороны, и Тбилиси и Москвой – с другой. Проявляться это может в самых разных формах. Информация о продолжающейся подготовке сил специального назначения Грузии под руководством кураторов из американских частных военных компаний дополняется сведениями об активизации биологической деятельности американцев по периметру границ России, что также нашло отражение в вышеупомянутом заявлении российского МИДа. «…Нет документального подтверждения, что все объекты, находящиеся под юрисдикцией или контролем США, ранее участвовавшие в военных биологических программах, уничтожены или перепрофилированы на мирные цели в соответствии со статьей II КБТО. Серьезную озабоченность у нас вызывает и биологическая деятельность Минобороны США вблизи российских границ». И хотя напрямую в этом контексте Грузия не упоминалась, функционирование, в частности, так называемой Центральной реферальной лаборатории в Тбилиси, являвшейся в течение нескольких лет объектом пристального общественного внимания, не является ни для кого секретом. В свое время в правительстве Южной Осетии, ссылаясь на своих специалистов эпидемиологов, заявляли о том, что в сопредельной Грузии с помощью американских специалистов ведут работы по созданию вирусов, поражающих животных, и которые могут нести угрозу человеку (8). Нынешняя вспышка заболеваний серозным менингитом берёт начало в южных субъектах России, в связи с чем главный санитарный врач России Геннадий Онищенко напомнил о функционировании на территории Грузии микробиологической лаборатории ВМС США. Именно с этим, по мнению главы Роспотребнадзора, связаны эпидемии африканской чумы свиней, ежегодно – начиная с 2007 года – бушующие в приграничных регионах России. В этом году вирус был обнаружен в 13 регионах, включая Краснодарский край, Ростовскую, Волгоградскую, Смоленскую, Белгородскую и другие области, а также Подмосковье (9). По оценке Онищенко, на создание лаборатории на территории Грузии США было потрачено 350 миллионов долларов. Россия предпринимает ответные меры, в том числе и по закупке для Южной Осетии и Абхазии соответствующего оборудования, которое могло бы помочь в мониторинге и парировании соответствующих угроз (10).
Всё это не создаёт позитивных предпосылок к дальнейшему потеплению отношений между Россией и Грузией. На пути к хотя бы частичной нормализации отношений между двумя странами создаются мины и завалы, пусть не столь откровенные, как в августе 2008 года, а более «тихие», но от этого – отнюдь не менее серьёзные. «Начавшийся между Тбилиси и Москвой диалог не должен создать впечатления, что Грузия сумеет самостоятельно наладить отношения с РФ и не нуждается в поддержке партнеров» - с таким, мягко говоря, осторожным заявлением выступил недавно грузинский премьер-министр Иванишвили (11). Конечно, возглавляемое им правительство и он лично находятся сейчас в достаточно сложной и уязвимой ситуации. США, предоставившие Тбилиси в период с 1992 по 2011 гг. пакет помощи на общую сумму в 4,24 млрд. долларов, являются крупнейшим иностранным донором Грузии и самым влиятельным из западных союзников республики. Это позволяет эффективно блокировать любые, даже самые робкие попытки активизации деловых связей грузинских компаний с «нежелательными» для США партнёрами, например, с Ираном. (12) Вышеозначенные миллиарды, «точечно» расходуемые на военные программы, обслуживание коммуникационных проектов и «работу» с элитами», в целом не придали (да и не могли придать) грузинский экономике импульса к развитию. Последовательное вытеснение функционеров бывшей правящей партии из властных структур вовсе не означает их замену на приверженцев хотя бы более сбалансированного внешнеполитического курса страны. Кроме того, оно сопряжено с необходимостью постоянной оглядки на западных патронов, сохраняющих существенные рычаги влияния на внутриполитическую стабильность в стране. Несмотря на сужение полномочий президента, которого выберут вместо Саакашвили осенью текущего года, от того, подготовка и проведение выборной кампании станут для грузинских властей серьёзным испытанием. Однако уже сейчас необходимо понимать, что налаживание конструктивного диалога с Россией исходит прежде всего из интересов грузинского общества и государства. Надеяться же здесь на поддержку «партнёров», которые «поддерживали» Грузию в течение всего периода безраздельного правления Саакашвили – мягко говоря, отдаёт прекраснодушием.
У России и новой, постсаакашвилевской Грузии имеются общие интересы в установлении нормальных двусторонних отношений, максимально свободных от деструктивного влияния внешних сил. Однако очевидно, что произойдёт это, к сожалению, совсем не скоро. Если же грузинская сторона будет и далее молчаливо соглашаться с превращением территории республики в источник неприятностей по адресу России и её союзников в регионе – о каких-либо надеждах на позитивный диалог не только с Москвой, но также и с Сухумом и Цхинвалом придётся забыть всерьёз и надолго.
Примечания
(1) http://times.am/?l=ru&p=28691
(2) http://www.golos-ameriki.ru/content/e-u/1700583.html
(3) http://cominf.org/node/1166498788
(4) http://russian.eurasianet.org/node/60148
(5) http://rus.ruvr.ru/news/2013_07_12/Specsluzhbi-JUzhnoj-Osetii-peredali-Rossii-vazhnuju-informaciju-1926/
(6) http://cominf.org/node/1166498539
(7) http://kavpolit.com/mid-abxazii-trebuet-ot-tbilisi-prekrashheniya-zaxvatov-sudov-turcii-kotorye-vedut-torgovlyu-s-abxaziej-i-nezakonnyx-arestov-ix-ekipazhej-v-nejtralnyx-vodax-chernogo-morya/
(8) http://www.segodnia.ru/content/118713
(9) http://www.infox.ru/authority/state/2013/07/19/MID_obyespokoyen_voy.phtml
(10) http://svpressa.ru/society/news/71044/
(11) http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/07/12/1152058.html
(12) http://russian.eurasianet.org/node/60210
Абхазия безопасность воинское искусство / вооружения Грузия Россия США терроризм Южная Осетия