КРАСНАЯ ПОЛЯНА ОТ СЕДОЙ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Публикации | 24.07.2013 | 00:53
Кавказ считается прародиной современного человека. Многие исследователи склоняются к мысли, что именно отсюда происходят племена, положившие начало древним государствам Европы и Азии. Ведь недаром спасшийся от всемирного потопа Ной нашёл прибежище для своего ковчега именно на горе Арарат.
Поэтому Красная Поляна — это не только заповедный уголок природы. Она имеет свою уникальную историю, связанную с развитием человеческой цивилизации. Здесь учёные обнаружили несколько стоянок первобытных людей, орудия труда, изготовленные из горного хрусталя, обсидиана, кремня, кости.
Множество народов проживало на Кавказе, сменяя друг друга. Огромное значение имели торгово-экономические и культурные связи. Общение народов разделённых труднодоступными горными хребтами и ущельями было затруднительно, поэтому особое значение приобретали караванные пути, проложенные по удобным маршрутам в обход естественных препятствий – непроходимых зарослей, скал, глубоких ущелий, высоких заснеженных хребтов.
В античные времена по долине реки Мзымты проходил кратчайший торговый путь от Северного Кавказа к побережью Понта Эвксинского (так греки называли Чёрное море, в буквальном переводе – море гостеприимное), куда приходили торговые суда из метрополии – сначала Эллады, затем всемогущего Рима.
Здесь находится более двадцати крепостей, построенных в VI – IX в.в. нашей эры. На альпийских лугах сохранились ацангуары – загоны для скота, а в окрестностях посёлка загадочные родовые усыпальницы — каменные дольмены.
Со времён средневековья черноморское побережье Кавказа населяли многочисленные племена: шапсуги, абадзехи, джигеты, бжедухи, натухайцы, хамышеи, бесленеи, кабардинцы, убыхи и другие имевшие общее название адыги (адыгэ).
На Руси эту группу племён издавна называли черкесами, хотя происхождение этнонима тюркоязычное. Долину Мзымты в районе современной Красной Поляны населяли медозюи.
Адыгэ были народом высокой культуры – они знали литейное дело, умели лепить из глины и высекать из камня художественные изображения. Основными занятиями для них были животноводство, земледелие и охота.
Черкесы всегда были отменными наездниками, поэтому особое внимание уделялось коневодству. С большой любовью занимались горцы садоводством, причём не только на своих приусадебных участках, но и везде, где это было возможно.
Когда наступал сезон прививок, каждый черкес, где бы он не находился, имел при себе черенки культурных сортов плодовых пород, нож и обвязочно-обмазочные материалы. И как только на его пути встречались плодовые дички, он делал на них прививки. Именно так здесь появились фруктовые сады, плодами которых жители Красной Поляны пользуются и сейчас.
На месте современной Красной Поляны ещё 130 лет назад находился черкесский аул Кбаадэ – самый крупный в долине Мзымты. Ему было предрешено стать местом исторического значения. Кбаадэ был последним оплотом отстаивавших свою независимость горцев общины Ахчипсоу, которые не хотели покориться «белому царю», как не хотели переселяться в Турцию.
Здесь 21 мая 1864 года соединялись четыре отряда русских войск, участвовавших в Кавказкой войне ( Малолабинский генерал–майора П.Х. Грабе, Псхувский генерал-майора П.Н. Шатилова, Даховский генерал–майора В.А Геймана и Ачипсхувский генерал–лейтенанта князя Д.И. Святополк-Мирского).
В присутствии главнокомандующего армией – Великого князя Михаила Николаевича был отслужен молебен, подписан манифест об окончании сорокалетней Кавказкой войны, произведён артиллерийский салют и церемониальный марш войск. В честь династии российских царей было решено основать здесь город Романовск, а само место было названо Царской Поляной. Русские войска, свернув лагерь, ушли, а жизнь в некогда цветущем ауле замерла.
После ухода русских войск 14 лет посёлок был необитаем. От обильных снегопадов порушились сакли, заросли некогда ухоженные поля и сады. Лишь в 1878 году здесь появились люди. Это были посланцы проживавших в Ставропольской губернии греков, которые искали свободные земли для поселения – Мурат Ксандинов и Фёдор Фанайлов.
Через перевал Псеашхо они добрались до просторной поляны, заросшей папоротником. Дело было осенью. Ходоков поразила расцветка растительности – красно-бурая папоротника, ярко-красная и золотистая клёнов, черешен, кустарника. Поэтому они назвали поляну «Красной».
Вскоре сюда переселились из Ставрополя 36 греческих семей. Они расчистили поляну, построили дома и стали обживать место. Несколько позже в этих краях появились эстонские переселенцы. Они обосновались в четырёх километрах выше по Мзымте от поселения греков и тоже занялись сельским хозяйством. Так появился посёлок Эстонский сад (Эсто-садок).
В 1898 году Красную Поляну обследовала специальная государственная комиссия в составе профессора А.И. Воейкова, Ф.И. Пастернацкого, инженера М.В. Сергеева и члена Государственного совета Н.С. Абазы.
Красота природы, чистейший воздух, обилие замечательной ключевой воды и минеральных источников произвели на учёных потрясающее впечатление. Красная Поляна была признана ценной горноклиматической станцией, и её решили использовать как горный курорт . 19 июня 1898 года было восстановлено и высочайше утверждено название Романовск.
В 1899 году открыта дорога для движения из Адлера до Романовска — «Краснополянское шоссе». Землю разбили на участки, спланировали улицы, выделили участки под парк и площади, склоны гор предназначили под дачи и сады. Планировкой Романовска руководил инженер А.И. Малышев.
На южном склоне хребта Ачишхо по проекту архитектора А.И. Носаневича в 1901 году построен охотничий дворец для царя, а несколько ниже дом для его свиты. Строительством руководил инженер Буткин. Окрестные места объявили «заповедной охотой» царской семьи.
Построили здесь свои дачи и царские вельможи, крупные землевладельцы и промышленники: видный деятель государственной думы Хомяков, графы Бобринский и Шереметьев, миллионер Морозов, генерал – губернатор Драчевский и другие.
Появились здесь и дачи многих прогрессивных деятелей России: ботаника Хмелевского – исследователя флоры и климата Красной Поляны, полковника медицинской службы Чайковского, построившего пансионат для лечения больных туберкулёзом, знаменитого певца Собинова, врача Полякова – основоположника научных исследований Черноморья, геоморфолога Рейнгарда; здесь работали и получили широкую известность русские и советские учёные Н.М. Альбов, Э.Л. Регель, Н.И. Кузнецов и М.Н. Смирнов, Г.Т. Селянинов, Е.М. Морозова, И.В. Фигуровский, Ю.К. Ефремов и многие, многие другие. У своих земляков любил бывать классик эстонской литературы Антон Хансен Таммсааре.
Он останавливался в сохранившемся до сих пор доме Ваарманов (теперь это дом – музей), где бывала также Мийна Харма, хоровые песни которой Таммсааре любил и высоко ценил. В то лето писатель много работал, занимаясь переводами с немецкого, русского и других языков на эстонский. В Эсто-садке он написал два рассказа «Играющий на кантеле» и «Мальчик и бабочка». Участвуя в концертах и спектаклях, играл на скрипке.
В 1914 году в честь 50-летия окончания Кавказской войны в Романовске у могучего дуба состоялся парад русских войск, сопровождавшийся выносом боевых знамён частей, участвовавших в этой войне, и чтением приказа главнокомандующего войсками Кавказского военного округа графа Воронцова-Дашкова.
Однако название «Романовск» так и не прижилось, да и в советскую топонимику после 1917 года никак не вписывалось. Красная Поляна развивалась и притягивала к себе как красное – красивое место, где можно и отдохнуть, и укрепить своё здоровье путешествуя по окрестностям.
Фото: kraspol.ru
По материалам: kraspol.ru, kavpolit.com
культура Россия черкесы