На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ЧЕРКЕСЫ В БОЛГАРИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 22.07.2013 | 00:00

Турецкое правительство расселяло черкесские семьи в окрестностях Бургаса, Видина, Врацы, Шумена, Велико Тырново, Добрича, откуда в XVIII в. часть болгарского населения бежала в российскую Бессарабию (потомки тех беженцев до сих пор живут в Приднестровье, Молдавии, Одесской и Запорожской обл. Украины, сохранив свой язык и национальное самосознание). Черкесы либо основывали свои сёла, либо подселялись в сёла турецкие, крымско-татарские и болгарские. Резкая смена среды обитания приводила порой к повышенной смертности среди черкесов, но турецкие власти продолжали расселять горцев именно в этих местах. Часть черкесских семей, страдая от голода и нехватки необходимого, перебралась затем в Восточную Турцию.

Оставшиеся семьи, чтобы прокормиться, прибегали чаще к разбою, чем земледелию. История сохранила предания о Джафер-бее, жителе черкесского с. Долиште (бывшее Влахар), в окрестностях Варны, который похитил пятерых молодых болгарок, и продал их на невольничьем рынке.

Христо Ботев в «Образцах турецкого правосудия» описывает стандартную для тех лет ситуацию: «Как дела, батюшка? Нашли коров? -  спросил я у нашего сельского попа.

- Нашли… Лучше бы мы их не находили… Проклятые псы. Мы отогнали их от стада и – за ними до самого села. Уж совсем было догнали, да из села выскочили другие, ещё похуже. Забрали коров, а на нас ружья навели. Мы… взяли с собой жандарма и пошли с ним в село – на поиски… спустили воду из запруды – и что же видим?.. Масло, сыр, мёд, маслины, мука, рис… И мясо наших коров, посоленное, - тоже в тех кожаных мешках…Кинулись мы в село, связали черкесов… пошли во Врацу. У каймакама [глава администрации] при виде этого богатства глаза разгорелись; он арестовал наших крестьян за то, что они без разрешения властей связали служителей султана… А черкесов отдал под суд. Они, черти, ни аза не знают по-турецки, только затвердили слова «Сен кардаш, бен кардаш» («Я – твой брат, ты – мой брат»)… Их отпустили, а наши крестьяне сидят в тюрьме…» (1).

В сёлах Трыстеник и Пиргово черкесы были «известны своими жестокими нападениями…Трыстенские черкесы участвовали, вместе с турками, в первом столкновении с Рущукским отрядом русской армии у с. Обретеник 26 июня / 8 июля 1877 г. Они, трыстенские черкесы, жестоко напали на село Трыстеник после боя у Обретеника: грабили и забирали кого хотели, и… исчезли из истории села. О черкесах остались на долгие годы только воспоминания об их жестокости» (2).

История многих восточно-болгарских сёл связана с черкесской тематикой. Село Благоево (Разградская область) основали в 1805 г. бежавшие от черкесского произвола болгары из-под Дряново. История села Кривица того же района хранит рассказы о стычках местных болгар с черкесскими шайками.

Село Петрич, возле Панагюриште, известно тем, что местные жители, поддержанные повстанческим отрядом Г. Бенковского, разгромили в первые дни Апрельского восстания отряд башибузуков и черкесов. После того, как отряд Г. Бенковского оставил село, туда ворвались башибузуки и черкесы, получившие подкрепление.

Вслед за Петричем пало село Клисура. Село полностью сожгли, умертвив сотни жителей. Когда к селу подошёл посланный на помощь отряд Панайота Волова, одного из «апостолов свободы», Клисуры уже не существовало. Внимание турок к этому району (т.н. Четвёртый повстанческий округ) было обусловлено тем, что здесь находился один из центров восстания, подавить который нужно было любой ценой. Поэтому направленные сюда регулярные части турецкой армии были подкреплены 10 000 башибузуков и черкесов.

Большая часть жителей села Былгарово (бывшее Урум Эникёй) была уничтожена шайками черкесов и башибузуков: «История говорит, что незадолго до Освобождения, когда черкесы стали покидать болгарские земли, они жгли и разрушали всё вокруг. Шли они и через Българово… Испуганное население , 400 жителей... из болгар и греков, укрылись в церкви св. Атанасия. Двое суток пробыли они в храме, на третий день греки заплатили большой выкуп, чтобы всех освободили. Однако когда отперли ворота, разъярённые черкесы начали массовые убийства, и погубили всех. Уцелел лишь один мальчик среди трупов, который позже поведал об этой трагедии. Через месяц русские солдаты наткнулись на 280 трупов, которые некому было похоронить. В 1997 г. при восстановлении храма св. Атанасия в Былгарово… строители извлекли множество человеческих костей. Целый двор был покрыт костями убитых женщин, мужчин, детей и стариков. Они хранятся в костнице, во дворе церкви» (3). C тех пор в Былгарово, отмечая День освобождения от турецкого рабства, поминают жертв резни в храме св. Атанасия траурной панихидой, а дату резни в Былгарово местные жители называют Днём геноцида.

Судьбу несчастного Былгарово повторили жители села Любенова махала. 2000 турецких солдат, черкесов и башибузуков умертвили 1013 чел. Любенову махалу называют теперь «вторым Батаком» (в Батаке происходили ужасающие по своей жестокости массовые казни болгарского населения).

У с. Джуранли (сейчас – Калитиново) произошло сражение между русским отрядом ген. Иосифа Гурко и Новозагорским османским гарнизоном под командованием Реуф-паши, в составе которого также находились черкесы (около 400 чел.). Поле боя осталось за русскими, которые затем отошли к Шипкинскому перевалу, где 21-26 августа 1877 г. произошло одно из самых кровавых столкновений русско-турецкой войны 1877-1878 г. В составе турецких соединений на Шипке воевали и черкесы.

О тяжести «черкесского бремени» читаем у Х. Ботева:  «Мрачна и печальная наша история от турецкого завоевания до наших дней, тяжела и возмутительна жизнь некогда свободолюбивого болгарского народа!.. Тяжки цепи, ржавые от крови и слёз… Злодеяния, унижения, колья, виселицы, пытки, тюрьмы,.. черкесы и татары, - словом, зло, дикое зло, которое может выдумать одно лишь азиатское воображение…» (4).  Х. Ботев приводит примеры исключительно издевательских распоряжений турецкой власти для болгар – выводить на прогулку туфли турка, платить налог диш-хак за стёртые зубы турка, если тот покушал в доме болгарина, и называет татар (крымских) и черкесов «братьями-наёмниками» турок…

специально для kavkazoved.infо

Примечания

1) Христо Ботев «Образцы турецкого правосудия» («Христо Ботев. Стихотворения. Публицистика. Письма», издательство «Свят», София, 1983)
2) Трифон Трифонов «Тръстеник. Русенско през векове. 1878-2011» (II часть)
3) «Българово чества Освобождението си» (DarikNews, 4 февруари 2012)
4) Христо Ботев «Народ. Вчера, сегодня, завтра» («Христо Ботев. Стихотворения. Публицистика. Письма», издательство «Свят», София, 1983)

Болгария историография черкесы этничность / этнополитика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info