Еврейское наследие Грузии
Новости | 15.07.2013 | 18:18
В Грузии прошла полевая школа по иудаике Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах"Сэфер". Мероприятие было организовано при поддержке Института Бен-Цви и Центра Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме, Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation "Еврейские сообщества"), UJA Federation of NY и "Натива".
Полевая школа была посвящена памяти востоковеда, поэта и переводчика, члена Академического совета Центра "Сэфер" Джемала (Шимона) Аджиашвили, безвременно скончавшегося в январе этого года.
Целью полевой школы было исследование уникальной роли еврейской общины в контексте межэтнических и межрелигиозных отношений народов "Большого Кавказа", а также попытка изучения и сохранения материальных памятников еврейского наследия в Грузии.
Лекции участникам школы читали специалисты из Израиля, Грузии, России.
Среди них - директор израильского центра Тбилисского государственного университета Гурам Лорткипанидзе, профессор ГТУ и Международной Академии архитектуры Шота Бостанашвили, профессор грузиноведения Еврейского университета в Иерусалиме Константин Лернер, заведующая отдела "Религии Востока" музея истории религии Санкт-Петербурга, специалист по еврейской эпиграфике Наталья Кашовская, куратор-руководитель выставочного департамента Национального Музея Грузии Лела Цицуашвили, заведующий центра истории и археологии Горийского государственного Университета Эльдар Мамиствалишвили, исполнительный директор Российско-американского Центра библеистики и иудаики РГГУ Марк Куповецкий, историк и путешественник Леонид Ланда.
На лекциях можно было узнать об истории евреев Грузии, синагогах и еврейских кладбищах Грузии, коллекциях еврейского музея Грузии, новейших археологических находках.
Помимо лекций участники школы проводили полевые работы в Тбилиси, Гори и Кутаиси. Участники двух групп слушателей интервьюировали местных жителей – евреев и неевреев, обследовали еврейские кладбища в Кутаиси, Сурами, Кулаши и Лайлаши.
При этом во время работы школы, по словам Н. Кашовской, на кладбище в Сурами была обнаружена древнейшая в Грузии мацева, датируемая XVI веком.
Как отметил в интервью представителям "Сэфера" Марк Куповецкий, для него Летняя школа по иудаике была интересна по нескольким причинам.
"Прежде всего, это уникальный шанс увидеть собственными глазами современную Грузию после более чем 30-летнего в ней отсутствия.
Конечно же, школа интересна весьма обстоятельным и плодотворным обменом мнениями об историческом и культурном прошлом грузинских евреев с грузинскими, израильскими и российскими коллегами, а также внимательными и благодарными слушателями - участниками школы.
А также возможностью зафиксировать, вероятно, завершающий период существования еврейских общин в провинциальных городах Грузии, в частности, в Кутаиси, Гори и Сурами.
И, наконец, интересна сохранением среди грузин устойчивой и весьма позитивной памяти об уже исчезнувших еврейских общинах, в частности, в Кулаши и Лайлаши".
Наталья Кашовская со своей стороны, отметила, что выполнить всю программу с широким историческим и, одновременно, географическим радиусом путешествия участники школы смогли только благодаря помощи и поддержке грузинских коллег и партнеров.
"Результаты превзошли самые лучшие ожидания. Во время программных эпиграфических работ на кладбищах Кутаиси, Кулаши, Лайлаши были зафиксированы их временные рамки.
В процессе осмотра кладбища г. Сурами, находящегося на нашем маршруте из Гори в Кутаиси, были выявлены на сегодняшний день самые ранние для средневековья еврейские надгробия – 1544 и 1548 годов.
Эта находка – одно из самых ярких впечатлений. Восторги от живописных красот горных районов Грузии, Большого Кавказского хребта дополнены радостью первооткрывателей", - отметила она.
Леонид Ланда рассказал, что группа этнографов впервые посетила высокогорное еврейское местечко Лайлаши (Цагерский район), где благодаря помощи главы администрации Цагерского района Мамуки Чачхиани удалось осмотреть местную синагогу, кладбище, поговорить с грузинскими аксакалами, некоторые из которых до сих пор помнят слова из иврита, хотя последние евреи покинули селение более тридцати лет тому назад.
Участница школы Мария Вятчина заметила, что полевая школа предоставила тот самый материал, который иначе позволяет взглянуть на еврейскую историю, на взаимоотношения еврейского и нееврейского населения и даже стать очевидцами потрясающих научных открытий.
"Спасибо за интереснейшие десять дней! Очень хочется надеяться на новые школы, участников которых Кавказ приведет к новым историческим перевалам", - отметила она.
Ее коллега Виктория Герасимова, подчеркнула, что поездка в Грузию помогла ей ликвидировать громадный пробел в своих знаниях и обогатила разного рода историями, основанными в том числе и на личных впечатлениях.
"На несколько дней мне удалось стать членом команды эпиграфистов. Просто невозможно остаться равнодушным наблюдателем, когда вокруг кипит работа!
Я была готова делать что угодно, лишь бы помогать и ощущать себя причастной к этому магическому действу. Эпиграфисты трудились не разгибая спины, их работа не заканчивалась даже после того, как мы уходили с кладбища", - заявила она.
Еще один участник, Дмитрий Нилов, заметил, что хотя это был его первый опыт участия в подобных мероприятиях Сефера, он дал ему массу новых полезных навыков (в области эпиграфики, составления планов и т.п.), интересных знакомств и просто новых впечатлений.
"Надеюсь, что это не последняя полевая школа в Грузии и местные памятники еврейской истории будут изучены более тщательно", - заключил он.
Результаты полевой работы будут отражены в буклете, видео и фотоматериалах (участник школы Яков Лурье готовит фильм о школе), статьях и докладах на конференциях.
Семен Чарный, по материалам: АЕН, jtimes.ru
археология Грузия евреи