Русское православное паломничество к святыням Кавказа в XVII в.: путешествия купца Василия Гагары и иеромонаха Арсения (Суханова)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Сергей ЖИТЕНЁВ | 26.06.2013 | 00:00
Для русских паломников Кавказ и его святыни были закрыты многие столетия по причине того, что со времен монгольского нашествия в первой трети XIII и до XIX в. весь регион постоянно находился в руках иноземных захватчиков, которые боролись между собой за преобладание в этом стратегически важном регионе. Только государевы послы и отчаянные купцы, занимавшиеся международной торговлей, могли позволить себе совершать по тем временам весьма рискованные путешествия по Кавказу.
Торговые и дипломатические караваны из России на Кавказ шли тремя путями. Первый путь был водным, шел вниз по Волге из Астрахани в Каспийское море, по которому русские купцы и дипломаты добирались до персидских владений на Кавказе (Дербент, Баку) и собственно в Персию. Именно по этому пути русская казацкая вольница добиралась до персидских прибрежных городов, атаковала и брала их приступом.
Второй путь был сухопутный и проходил через главный Кавказский хребет, его особенностью было пересечение постоянно меняющейся границы между владениями Персидской державы и Османской империей. Этот маршрут считался самым опасным и сложным.
Третий путь был водным, как и первый, он шел по Дону через Азовское море, далее по Черному морю вдоль Кавказского побережья и далее в пункт назначения во владения Османской империи, которая контролировала Грузию и большую часть Армении. Более подробно этот путь можно представить следующим образом. «Все московские посольства в этот период, без исключения, пользовались следующим маршрутом: шли вниз по Дону и далее, пересекая Азовское и Черное моря, достигали Константинополя, несмотря на серьезные опасности со стороны донских казаков и крымских татар. Такое постоянство неудивительно, если учитывать, что практически весь XVII век Россия находилась в состоянии войны или шаткого перемирия с Польшей, поэтому безопасного пути через Украину, находящуюся под властью польского короля, не было.
Итак, русские послы шли по следующему маршруту: из Москвы до Рязани сухим путем, далее по реке Оке на стругах, потом вновь сухим путем до Воронежа, где снова садились в струги, на которых далее шли по Дону через казачьи станицы и городки-крепости Маныч, Раздоры, Яр, Черкасск, Монастырский и другие. Дойдя до Азова, они выгружались из стругов, нанимали по разрешению турецкой администрации корабль, на котором далее плыли по морю, заходя по пути в крымские города Керчь, Кафу и Балаклаву1, после чего пересекали Черное море и по Босфору доходили до Константинополя» [Житенёв 2007, с. 352]. Если русские путешественники шли не в Царьград, а на Кавказ или в малоазийские города, то они шли вдоль кавказского побережья, как правило, до Трапезунда.
В первой половине XVII в., по мере укрепления Московского царства и увеличения его военной и экономической мощи после окончания Смутного времени, русские дипломаты и купцы стали активно посещать с разными целями Кавказ, как правило, он был транзитным регионом, через который государевы послы и торговые люди отправлялись в Персию и Турцию. Хотя были и путешествия собственно в вассальные государства, расположенные на Кавказе. Если целью путешественников была Персия, то они обычно шли по первому пути через Каспийское море. Так, в 1623—1624 гг. купец Федот Котов совершил путешествие в Персию, описав его в своих записках, известных под названием «Записки купца Федота Котова о путешествии в Персию» [Котов 1988].
Русские люди со времен седой древности веков знали, что на Кавказе живут братья по вере, которые в своих храмах хранят великие христианские святыни, укрывая их от захватчиков-иноверцев. Поэтому, оказываясь во время своих путешествий в Грузии или Армении, наши послы или купцы стремились обязательно поклониться христианским святыням, находившихся в местных храмах и монастырях. Время донесло до нас тексты хождений замечательных русских путешественников и богомольцев, совершивших в XVII в. паломничество в Святую Землю и поклонившихся святым местам Кавказа, о двух из которых пойдет речь в настоящей статье.
Первый из них — Василий Гагара2, купец из города Казани, совершил паломническое путешествие в 1634—1637 гг. в Палестину и Египет, вернувшись из которого в Москву, описал его в литературном труде, получившем название в русской исторической науке «Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары». Для краткости мы будем называть описание этого паломничества «Хождение Василия Гагары». В начале своих записок автор рассказывает о себе и своей жизни до того времени, когда он отправился в путешествие на Кавказ и Ближний Восток. Купец Василий Гагара был уроженцем города Плеса3, однако считал себя «казанцем», а значит, жил и торговал в Казани, откуда отправлял корабли с отечественными товарами вниз по Волге и далее по Каспийскому морю в Персию, откуда поставлял восточные товары на русский рынок.
Василий Гагара был женат, но детей не имел, а жизнь свою вел крайне распущенно и греховно, о чем с искреннем покаянием написал в своем хождении: «И жих в юности своея житие свое блудно и скверно препроводил, аки свинья в кале греховне пребых, блуд творя-ше безспрестанно: не имех бо ни среды4, ни пятка5, ни торжественнаго Божия праздника <...>» [Гагара 1891, с. 1]. Так дожил он до сорока лет, пока наконец Господь не наказал Василия: скончалась его жена, погибли в море все товары, посланные им для торговли в Персию. Потрясенный свалившимися на него бедами, Василий Яковлевич дал Богу обет: «Во Иерусалим ити помолитися и у Господня гроба приложитися, и во Иердане искупатися, и многим патриархом греческим о гресех своих блудных и скверных покаятися, и потом от них приняти благословение. И как я обещахся ити во Иерусалим, и по обету моему Бог мне невидимо почал давати богатство: единым годом и со вторицею против того погибшаго, что на море Божиим судом погибе, нажил» [Гагара 1891, с. 2]. Получив, таким образом, знак свыше, Василий Гагара решил не откладывая исполнить свой обет и в 1634 г. отправился в путь.
Перед нами редкий случай в древнерусской паломнической литературе, когда автор хождения очень подробно описывает побудительные мотивы, ради которых он отправился в далекое по тем временам и опасное путешествие. «Путь его лежал чрез те земли, которыя уже ранее были известны ему, благодаря его торговым сношениям; быть может, и на этот раз он не чуждался торговых предприятий, так как, чтобы добраться до Иерусалима, он употребил более года и притом заходил иногда в города, совсем бывшие ему не по пути» [Долгов 1891, с. II].
Маршрут путешествия Василия Гагары значительно отличается от привычных путей следования русских паломников, которые шли к Святой Земле обычно через Константинополь, и далее по морю через греческие острова или сухим путем по средиземноморскому побережью Малой Азии.
Выйдя из Казани, наш паломник добрался до Кавказа и по горным дорогам пришел в Тифлис6, где помолился в монастыре св. Давида7,около Мцхета8 помолился в древнем храме Джвари9, побывал в других святых местах Грузии и описал их — впервые в отечественной паломнической литературе. Из Тифлиса русский купец, вместо того чтобы двигаться по направлению к Иерусалиму на юго-запад, пошел в юго-восточном направлении в Армению и достиг Еревана10, где также посетил местные святыни, в частности монастырь Эчмиадзин11, и описал их в своем хождении. Далее его путь проходил через города Ардаган12, Карс13, Эр-зурум14, Севастию, Кесарию, Алеппо, Дамаск и Самарию. По дороге из Самарии в Иерусалим Василий Гагара посетил Капернаум, взошел на Фаворскую гору и побывал в Назарете. Купец Василий Гагара выполнил свой обет и поклонился святыням Вселенского Православия, а также благополучно вернулся в Московское царство, где написал свои записки, которые дошли до нашего времени.
Для нас его паломничество важно тем, что он впервые рассказал в своих записках о святых местах Кавказа. Интересную оценку «Хождению Василия Гагары» дал архимандрит Леонид (Кавелин): «Описание Грузии делает "хождение" Василия Гагары особенно интересным в ряду наших паломников-писателей допетровского времени» (Цит. по: [Долгов 1891, с. II]).
Следующий рассказ — о знаменитом русском паломнике-писателе иеромонахе Арсении (Суханове)15, совершившем в те опасные времена два путешествия на Кавказ. В 1637 г. в Кахетию было отправлено большое царское посольство. Дело в том, что кахетинский царь Тейму-раз16 на протяжении многих лет неоднократно обращался к русскому правительству с просьбами о помощи в борьбе против агрессии со стороны персидского шаха Аббаса I Великого и о готовности войти в состав Московского царства. Царь Михаил Федорович долго колебался и, наконец, в апреле 1637 года объявил послу кахетинского царя о том, что «согласен принять Кахетию под свое покровительство и вместе с ним посылает к царю Теймуразу своих послов» [Белокуров 1891, с. 123]. Состав русского посольства, направляемого в Грузию, был большим и представительным, его возглавляли князь Федор Федорович Волкон-ский17, дьяк Посольского приказа Артемий Иванович Хватов18 и архимандрит Ипатьевского монастыря Иосиф19. Посольство можно условно разделить на две части — государственную и церковную. В церковную часть входили, кроме названного архимандрита Иосифа, несколько монахов и священников, в том числе и иеродиакон Чудова монастыря Арсений. «Посольство должно было вести переговоры с царем Теймуразом о тех условиях, на которых он желал вступить в подданство Московскому государству, привести его к присяге верности и собрать возможно более подробные сведения о Грузии. <...> Духовным лицам посольства дано было кроме того еще особое поручение — осмотрение <.> христианской веры в Грузии, св. Божиих церквей и чудотворных мощей; оно было послано, как выражается Суханов, "для разсмотре-ния Иверского царства народа веры, как они веруют и нет ли у них каких прибылых статей иных вер, да будет у них есть что несправчиво, и нам велено им о том говорить, чтобы они в том исправилися"» [Белокуров 1891, с. 124—125].
Кроме царской грамоты к царю Теймуразу, отправленной с государевыми послами князем Ф.Ф. Волконским и дьяком А.И. Хватовым, с духовными лицами посольства были посланы две грамоты от Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа — одна к царю Кахетии, а другая «учительная» к грузинскому архиепископу Иоанну. В своих грамотах Патриарх Иоасаф извещал, что послал в Грузию «...учительных людей, добре ведящих божественное писание книжнаго учения ко истинному извещению правые веры истинных церковных преданий». Обращает на себя внимание не столько высокая оценка, данная Патриархом Иоасафом духовным качествам священства, входившего в состав посольства, а значит, и иеродиакону Арсению.
Вместе с русским посольством в Кахетию возвращалось кахетинское посольство. Путешествие царского посольства в Грузию в 1637— 1640 гг. было не только паломничеством, но и важной дипломатической поездкой, имеющей большое государственное и церковное значение. При этом следует отметить, что это дипломатическое путешествие было длительным и очень тяжелым, но, несмотря на это, «была подписана царем Теймуразом и его ближними людьми запись о подданстве их и всей Грузинской земли Московскому царству и они были приведены к крестному целованию в верности исполнения этого договора» [Белокуров 1891, с. 146]. Таким образом, государевы послы исполнили главное поручение, возложенное на них царем Михаилом Федоровичем.
Что касается церковной части нашего посольства, то архимандрит Иосиф совместно с другими русскими священниками, участниками посольства, неоднократно вступал в прения с царем Теймуразом и грузинским Священноначалием по вопросам несоблюдения и даже отступления с их стороны от православных традиций при богослужениях. В своем статейном списке, то есть отчете, который архимандрит Иосиф подал царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Иоасафу по возвращении из путешествия, он писал о неправильно совершаемых православных обрядах в грузинских храмах, хотя и признал, что народ в Грузии придерживается православной веры.
По возвращении в 1640 г. вместе с посольством из Грузии иеродиакон Арсений написал челобитную на имя государя, в которой описал свои труды в этом дипломатическом путешествии и просил возместить издержки, которые он понес за годы пребывания в составе посольства. После возвращения из Грузии и получения им небольшого вознаграждения иеродиакон Арсений, по мнению С.А. Белокурова, продолжал жить иноком в Чудовом монастыре, где по-прежнему изучал и переписывал рукописи. Но уже в 1642 году, а может быть, несколько позже, но не позднее 1645 года, его назначают на должность строителя Троице-Сергиевой Богоявленской обители, расположенной на территории Московского Кремля и являвшейся приписной, то есть находившейся в подчинении Троице-Сергиева монастыря.
Весной 1649 г. строитель Богоявленского монастыря иеромонах Арсений (Суханов) стал тем доверенным лицом царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа. Он должен был сопровождать Иерусалимского Патриарха Паисия, гостившего в это время в Москве, на его обратном пути в Иерусалим. Иеромонаху Арсению поручалось во время его паломничества ознакомиться во всех подробностях с положением христианской веры на Православном Востоке. Вот здесь самое время вспомнить о его опыте по изучению состояния Православия в Грузии, который получил старец Арсений во время пребывания в составе русского посольства в Кахетии. Таким образом, известность у руководителей Московского царства и Русской Церкви, умение отстаивать свои взгляды, образованность, знание греческого языка, практический опыт дипломатической и духовной деятельности, полученный в Грузии в 1637—1640 гг., по-видимому, определили выбор руководителей Московского царства Русской Церкви в пользу иеромонаха Арсения (Суханова) для исполнения столь важного и деликатного поручения.
Паломничество иеромонаха Арсения растянулось почти на пять лет, но для нас важна последняя часть его паломнического путешествия. Отпраздновав в апреле 1652 г. Пасху в Святом Граде, иеромонах Арсений покинул Иерусалим и отправился в обратный путь в Москву. Он пошел в сторону Дамаска, далее его путь в Московское царство лежал через Восточную Турцию, Армению, Персию, Грузию и Северный Кавказ. По мнению С.А. Белокурова, «такой маршрут возвратного пути Суханова не входил в первоначальные его планы, так как он рассчитывал возвратиться тем же путем, которым и приехал, морем на Царьград. <.> Таким образом, изменение направления возвратного его путешествия произошло в Иерусалиме. Чем оно вызвано было, об этом Суханов в своем проскинитарии нигде ничего не говорит и не делает никаких намеков, так что оно остается неизвестным» [Белокуров 1891, с. 293].
Действительные причины изменения обратного маршрута иеромонаха Арсения нам неведомы, но мы можем предположить, что он, находясь в Иерусалиме, мог получить из Москвы послание, в котором были указания ему вернуться на родину через Грузию. В Московском царстве помнили о том, что Кахетинский царь Теймураз присягнул русскому царю и стал его подданным. Поэтому в Посольском приказе могли вполне справедливо решить, что иеромонах Арсений, как бывший участник русского посольства к царю Теймуразу, мог посетить Грузию с целью получения информации о положении дел на Кавказе.
В контексте описания в проскинитарии обратного пути иеромонаха Арсения (Суханова) можно сделать вывод, что он путешествовал не один, а в составе большой группы паломников, возвращавшихся из Иерусалима. Можно предположить, что основу этой многочисленной паломнической группы составляли армянские богомольцы во главе с патриархом Армянской Церкви, а также в нее входили христиане тех стран, через которые проходил путь русского старца. С указанными спутниками иеромонах Арсений покинул Иерусалим и продолжил свое паломничество по Святой Земле, проезжая по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Далее паломнический караван проехал через сирийские земли и дошел до древней Армении.
Достигнув Евфрата, паломники поднялись против течения вдоль реки на север и добрались до города Малатия20. От Малатии они повернули на северо-восток и отправились в сторону Кавказа. Однако недалеко от горного городка Эгины с нашими паломниками совершилось печальное приключение: их задержала турецкая застава, которая решила поживиться за счет христианских паломников. «На самом свету приехали на иную речку; ажно тут турчин стоит на заставе; у него два шатра и палатка. Тут нас турчин со иными товарищи всех чернцов остановил и половину имал в шатер перед турчина; а он расспрашивал и записывал имена и говорил: Бог-де до вас добр, я-де вас ждал три дни в лесу; и тут имал кафиру тот турчин с человека по десяти ефимков; и бил многих армян турчин чеканом21, и на Арсения замахнулся, да не ударил, Бог милостию своею заступил» [Арсений 1889, с. 97]. Понятно, что били чеканом тех паломников, которые не могли дать туркам денег. А что касается нашего иеромонаха, то, похоже, он держался мужественно, но из скромности об этом не поведал в своей книге. Откупившись от турок, и не только деньгами, но и кровью, паломнический караван направился в армянский город Эгину.
«Поехали в полночь на горы высокия; тут горы снежныя, и приехали на место Эгина в третьем часу дня; тут живут все армяне. За городом армяне встретили всем градом своих армян поклонников» [Арсений 1889, с. 97]. В Эгину они прибыли 13 июня. Отдохнув после тяжелой дороги и пережитых волнений, 17 июня двинулись далее. Переехав по «доброму» мосту горную реку Муртасу, паломники по горным дорогам добрались до города Мурзин. Далее в горах 20 июня паломнический караван разделился: «От того стана армянския власти с товарищи поехали налево в горы высокия. <...> А мы с караваном поехали и ночевали у той же реки» [Арсений 1889, с. 98]. В этом месте от паломников отделилась группа во главе с армянским Патриархом, а оставшаяся часть уже 22 июня добралась до города Эздрыган22, не задерживаясь в котором, они поехали далее и 27 июня достигли Эрзерума. Задержавшись в Эрзеруме три дня, наши паломники 30 июня продолжили свой путь, но, похоже, что из всего паломнического каравана их осталось только двое: «<.> поехали от Эрзерума; тут взяли кафиру с двух нас» [Арсений 1889, с. 100].
Путешествуя по горным дорогам и преодолевая перевалы, наш паломник 7 июля добрался до города Карса, последнего турецкого города на его пути. Из Карса на следующий день он поехал по дороге в сторону реки Арпачай, по которой в то время проходила граница между Турцией и Персией. Миновав благополучно границу, иеромонах Арсений проехал мимо монастыря Эчмиадзин, разоренного персидским войском, и выехал к Араратской долине, о которой написал следующее: «А за тою горою место — дол, зовется Арарат, и за тем долом другая гора Араратская, и та с снегом; на ней, сказывают тутошние жильцы, Ноев ковчег» [Арсений 1889, с. 102]. От Араратской долины наш иеромонах, преодолевая горы и реки Кавказа, 22 июля 1652 г. дошел до города Шемаха23.
Приехав в Шемаху, он разыскал русских купцов и расспросил о положении дел, а они рассказали ему о том, что шемахинский хан их не отпускает на Русь. Тогда иеромонах Арсений оставил свои вещи у купцов, а сам, не представившись шемахинскому хану, чтобы его «не приписали» к русским купцам и тем самым не задержали, нанял проводника и 18 августа выехал в Грузию. В Тифлисе он надеялся получить разрешение на проезд у Рустем-хана, главы персидской администрации на Кавказе. Иеромонах Арсений приехал в Тифлис 4 сентября 1652 г. и остановился в одном грузинском монастыре, в каком именно, он не уточняет, зато делится жизненно важной для себя информацией: «тут живут два арапина, умеют по-гречески» [Арсений 1889, с. 105]. Царский посланник не знал грузинского языка, но хорошо владел греческим, поэтому он с радостью сообщает о том, что он нашел для себя переводчиков. При помощи Тифлисского епископа Елисея он добился того, что Рустем-хан дал ему грамоту к шемахинскому хану.
Во время пребывания в Тифлисе, 24 сентября, наш паломник посетил монастырь в Мцхета, где провел ночь и подробно осмотрел обитель. В первую очередь его привлекло то место в храме монастыря, где находилась Риза Господня, потому что он помнил о невыполненном задании, которое было дано русскому посольству, отправленному в Грузию в 1637 г. Иеромонах Арсений, как мы помним, входил в состав того посольства, которое должно было проверить, действительно ли Риза Христова лежит в храме Мцхетского монастыря и находится в сохранности. Тогда, пятнадцать лет назад, русские послы не смогли выполнить этого поручения, теперь же наш паломник имел полную возможность исполнить царское задание. Вопрос об этой святыне продолжал быть актуальным, потому что в 1625 г. персидским шахом Абба-сом I Великим была прислана в Москву в подарок царю Михаилу Федоровичу часть Ризы Господней, которую персы-завоеватели забрали из Мцхеты. И в Московском царстве очень беспокоились о том, что стало с остальной частью святыни.
Русскому иеромонаху несколько раз рассказали историю о том, как Риза Христова попала в Грузию, и дали возможность ее увидеть: «Внутри церкви, на середке, на правой стороне, за первым столбом, меж двух столпов, в ряд, стоит столп четвероуголен, в высоту сажен трех, снизу заделан наглухо, а вверху на четыре столпика; на тех столпиках свод каменный шатриком, покрыт тесом. Снизу на самой земле у того столпа якобы киоточка малешенька завешена пеленою, да против его послано по мосту пеленами, и на тех пеленах стоят образы окладные; и Арсений пелену открыл, смотрел киотку, и она не глубока, а знать камение порушено немного; а под тем столпом положена Риза Христа Бога нашего, цела вся, нерушена» [Арсений 1889, с. 109]. Таким образом, иеромонах Арсений выполнил поручение своего государя пятнадцатилетней давности, а также смог помолиться и поклониться святыне.
Из Тифлиса назад в Шемаху он выехал 4 октября, дорогу туда ему удалось одолеть за десять дней. Грамота Рустем-хана сделала свое дело, шемахинский хан принял нашего паломника, велел его отпустить в Московское царство и даже дал в дорогу пристава для сопровождения. Из Шемахи он смог выехать только 11 ноября 1652 г., его путь лежал в Тарки24 где находилась тогда резиденция тарковского шамхала25. Путь царского посланника лежал через Дербент26, куда он прибыл 18 ноября и где ему некий русский пленник по имени Семен не советовал путешествовать далее сухим путем, а предлагал добираться до Астрахани по морю. Но наш старец продолжил свой путь по намеченному маршруту и 22 ноября выехал из Дербента, а 24 ноября прибыл в Тарки, но не без потерь, т.к. по дороге у него украли часть вещей. В Тарки он пробыл более полумесяца, потому что шам-хал, которого в проскинитарии он называл то «шавкал», то «шевкал», поначалу не хотел отпускать его в Москву. Это объясняется тем, что накануне приезда иеромонаха Арсения в Персию русские казаки напали на Тарковское шамхальство27, отряды которого, в свою очередь, совершили набег на «казачьи городки». А незадолго до происходящего в Астрахани28 казаками было задержано и разграблено посольство персидского шаха Аббаса II, который велел своим вассальным ханам в ответ на столь недружелюбные действия направить против русских на Терек и на Волгу войска. Может быть, поэтому столь неблагоприятная обстановка вынудила нашего паломника представиться другим лицом, когда 25 ноября на встрече с «большим сыном» шамхала он сказал: «<...> я на Москве не жил, а жил во Иерусалиме, только родина моя на Москве...» [Арсений 1889, с. 118].
Иеромонах Арсений 1 декабря 1652 г. был официально принят тарковским шамхалом и в беседе с ним также выдал себя за другого человека. Пребывание в Тарки затягивалось, и тогда наш старец решился на то, чтобы предложить шамхалу «почесть», проще говоря, подарок-выкуп за себя. Предложенная шамхалу «почесть» действительно помогла русскому посланнику получить пропуск на родину. Тарковский шамхал, сначала не принявший было подарка из-за его малой ценности, после значительного его увеличения велел отпустить нашего паломника на Терек. Таким образом, 12 января 1653 г. иеромонах Арсений покинул Тарки, и 18 января приехал в город Терек29, задержавшись в нем около полутора месяцев, видимо, по причине плохой погоды, неблагоприятной для путешествий. Когда потеплело и дороги стали проходимыми, наш старец добрался до Каспийского моря и 7 марта вышел в море на корабле в направлении Астрахани.
В Астрахань он прибыл 17 марта и отправил оттуда в Москву челобитную на имя царя Алексея Михайловича. Из Астрахани царский посланник выехал 5 апреля и по Волге уже 15 апреля достиг Казани. Пробыв в Казани два дня, иеромонах Арсений направился в Нижний Новгород, в который прибыл 25 апреля. И только в начале лета, 7 июня 1653 г., он вернулся из своего паломнического путешествия в Москву.
Заключительная часть проскинитария иеромонаха Арсения (Суханова) открывает перед нами реальную картину жизни на Кавказе в середине XVII в. При этом, благодаря его настойчивости, смелости и опыту, мы можем видеть глазами нашего паломника святыни грузинского православного монастыря, побывать во дворце тарковского шамхала, наблюдать повседневную жизнь армянского города.
Мы вкратце рассмотрели путевые записки двух замечательных русских писателей-паломников — купца Василия Гагары и иеромонаха Арсения (Суханова), которые совершили паломнические путешествия к христианским святыням Кавказа в XVII в. и донесли до нас рассказ о тяжелой жизни народов Кавказа под персидским и османским гнетом. В проскинитарии иеромонаха Арсения также отражено начавшееся в XVII в. политическое стремление грузинской правящей династии к объединению с Россией, чтобы выжить в борьбе с персидскими и османскими захватчиками.
Примечания
1 Балаклава — древнейший город-порт, расположенный в Балаклавской бухте, на побережье Черного моря, недалеко от знаменитого и не менее древнего Херсонеса. Археологи считают, что городу более 2500 лет, он упоминается в сочинениях многих античных авторов под названием Симболон или Палакион. В VIII—VI вв. до Р.Х. город населяли тавры, позже их вытеснили древние греки. В I в. по Р.Х. город стал римской крепостью, а затем перешел под власть Византийской империи. Став военным оплотом Византии в Крыму, город превратился в большой торговый центр, который в IX — XIII вв. вел активную торговлю с Древней Русью. В этот период в городе был построен храм в честь Двенадцати апостолов. Византийцы построили здесь мощную крепость Каламиту, которую в 1357 г. завоевали генуэзцы и назвали Чембало. В 1475 г. город-крепость был завоеван турками, который назвали его Балык-Юве — «Рыбье Гнездо», трансформированное потом в Балаклаву. В 1785 г. вместе с Крымом город вошел в состав Российской империи и стал военным портом. В настоящее время город административно входит в состав Севастополя, хотя находится от него в двенадцати км, располагается на территории Украины и развивается как курорт.
2 Гагара Василий Яковлевич (перв. пол. XVII в.) — паломник, писатель, казанский и московский купец. В 1634—1637 гг. он совершил паломничество в Святую Землю и Египет, вернувшись из которого, описал его в литературном труде, известном под названием «Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары». По указу царя Михаила Федоровича, высоко оценившего вести, привезенные паломником, В.Я. Гагара, по возвращении из путешествия, был зачислен купцом в Гостиную сотню и остался жить в Москве.
3 Плес — крепость-городок, основанный в 1410 г. по велению Московского великого князя Василия I Дмитриевича на правом берегу Волги, при слиянии ее с р. Шохонкой, для защиты подступов к Москве и Костроме от ордынских набегов. В настоящее время город находится на территории Приволжского района Ивановской обл. Российской Федерации.
4 Среда — в недельном круге богослужений в среду вспоминается сотворенное Иудой предательство Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
5 Пяток — пятница, день недели. В недельном круге богослужений в пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
6 Тифлис (Тбилиси) — древний город на Кавказе, расположен в долине р. Куры, свое название получил от теплых серных источников (груз. «тбили» — теплый). Территория города была заселена еще в 4 тыс. до Р.Х. Первое письменное упоминание о Тифлисе как о городе-крепости относится к IV в. по Р.Х. При царе Вахтанге I Горгасале (452—502) город превратился в крупнейший военно-стратегический и экономический центр Восточной Грузии. Царь Дачи, сын Вахтанга, в начале VI в. перенес столицу страны из Мцхеты в Тифлис. Тогда же в городе были возведены Анчисхатский храм и Сионский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором находилась великая православная святыня — крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. В кон. VI в. преподобный Давид Гареджийский основал в Тифлисе обитель, названную в его честь Давидовой. В 627 г. город был захвачен объединенным войском хазар и византийцев. В сер. VII в. Грузию захватили арабы, которые превратили город в столицу Тбилисского эмирата. В IX—XI вв. Тифлис последовательно захватывают хазары, персы, турки-сельджуки. В 1122 г. город был освобожден от захватчиков грузинским царем Давидом Строителем (1089—1125), который сделал его столицей своего царства. В XII в. в городе был построен Синий монастырь, а в 1278—1293 гг. — Метехский храм. В пер. пол. XIII в. Грузия была захвачена сначала войсками хорезмшаха Джелал-ад-Дина, а затем — монголами, которые превратили ее в своего вассала. В кон. XIV в. Грузия подверглась опустошительному нашествию орд великого эмира Тимура Тамерлана, а Тифлис был разрушен. В XV — XVIII вв. город неоднократно разорялся персидскими и турецкими захватчиками. В настоящее время Тбилиси является столицей Республики Грузия.
7 Монастырь св. Давида — мужская обитель в честь преподобного Давида Гареджийского, который основал ее в кон. VI в. на горе рядом с Тбилиси, в настоящее время располагается в центре города. Преподобный Давид после кончины был погребен в основанной им обители, его честные мощи покоятся здесь под спудом. В 1616 г. во время нашествия на Грузию войск персидского шаха Аббаса I Великого здесь приняли мученическую смерть около шести тысяч монахов обители. Постепенно в монастыре был создан пантеон-усыпальница выдающихся деятелей Грузии. Здесь был впоследствии погребен великий русский поэт Александр Сергеевич Грибоедов, российский посланник в Персии, погибший в Тегеране в 1829 г.
8 Мцхета — древний город на Кавказе, расположенный у слияния рек Арагви и Куры, основан во втор. пол. I тыс. до Р.Х. До кон. V в. по Р.Х. Мцхе-та была столицей восточно-грузинского государства Картли (Иберии). Здесь в IV в. был построен первый в Грузии храм во имя Животворящего Креста Господня. В последующий период город стал важным военно-стратегическим и торговым центром. В кон. VI — нач. VII в. близ Мцхета был построен знаменитый храм Джвари (Святого Креста). В нач. XI в. в Мцхета на месте первого храма был возведен монументальный кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп). Тогда же в городе была построена Самтаврская Преображенская женская обитель. В настоящее время Мцхета является районным центром Грузии.
9 Джвари — храм Святого Креста рядом с г. Мцхета в Грузии, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви. Джвари по-грузински — крест.
Храм был воздвигнут над деревянным крестом, поставленным на этой горе святой равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. В 586 г. царь Степаноз I начал строительство храма, который должен был стать достойным вместилищем для национальной святыни — креста святой Нины. Храм был достроен и освящен в 604 г. и сохранился до нашего времени. Храм изначально был построен из камня и украшен рельефами.
10 Ереван (Эривань) — древний город на Кавказе, расположенный на р. Раздан, притоке Аракса, в левобережной части Араратской равнины. Город известен с 783 г. до Р.Х. как крепость государства Урарту под названием Эривуни. В армянских источниках город впервые упоминается в VI в. по Р.Х. В сер. XIII в. экономическое и политическое значение города возрастает, а в 1440 г. он стал административным центром Восточной Армении. Город неоднократно подвергался нашествию персов и турок. В 1604 г. он был разорен и опустошен войсками персидского шаха Аббаса I Великого, который тогда же создал Эриванское ханство. Поэтому город был достаточно быстро восстановлен и являлся административным центром ханства до 1828 г. В настоящее время Ереван — столица Республики Армения.
11 Эчмиадзин — древняя армянская мужская обитель в честь Сошествия Спасителя, расположенная в г. Вагаршапат (Валаршапат) в Араратской долине, в двадцати км к западу от Еревана, исторический центр Армянской Апостольской Церкви. Монастырь является главным духовным центром армянского народа, в честь него г. Вагаршапат в 1945—1995 гг. назывался Эч-миадзин. В 303 г. священномученик Григорий, просветитель Армении и первый епископ Армянской Церкви, построил в Вагаршапате, в то время столице Армянского царства, кафедральный собор Эчмиадзин. Название Эчмиадзин (в переводе с арм. — Сошел Единородный) святитель Григорий дал собору в честь чудесного явления ему Единородного Сына Божия. Господь Бог спустился на землю и ударил золотым молотом в место, где должен был быть построен первый христианский храм в Армении. В IV в. рядом с собором была построена резиденция Патриарха и Католикоса всех армян, а также открыты греческие и сирийские школы. В 406 г., сразу после создания армянской письменности, в Эчмиадзине была открыта первая национальная школа. Вагаршапат и Эчмиадзин неоднократно разорялись и разрушались персидскими захватчиками, поэтому в 484 г. собор был отстроен заново по типу крестовокуполь-ных храмов, характерных для армянской церковной архитектуры. Тогда же здесь сформировался мощный монастырский центр и была учреждена первая библиотека Армении. Многочисленные завоевания Армении привели к тому, что к нач. XV в. обитель пришла в упадок, а глава Армянской Церкви давно уже покинул Эчмиадзин. Поэтому в 1441 г. на Эчмиадзинском соборе Армянской Церкви было принято решение о приобретении земель, на которых стоял Эчмиадзин, в церковную собственность, восстановлении монастыря и перенесении туда резиденции католикоса. В течение XV в. обитель была восстановлена и расширена. Однако в результате агрессии персидской армии во главе с Аббасом I Великим в нач. XVII в. обитель снова была разорена. В 1629— 1632 гг. монастырь был восстановлен и в нем продолжена иноческая жизнь, а также деятельность по национальному и культурному возрождению армян. В 1653—1658 гг. в обители была построена колокольня кафедрального собора, а в XVII — XVIII вв. он был расписан изнутри. В 1753 г. Эчмиадзинский монастырь был окружен по периметру каменными стенами с четырьмя арочными воротами. После присоединения Восточной Армении к Российской империи в 1828 г. Эчмиадзин и принадлежащие ему владения по-прежнему считались собственностью Армянской Церкви. В 1833 г. в монастыре был установлен памятник русским воинам, павшим за освобождение Армении. В 1869 г. к соборному храму была пристроена обширная ризница, превращенная позже в музей-сокровищницу Эчмиадзина. В 1871—1874 гг. рядом с монастырем было построено здание духовной семинарии Геворгян. В нач. XX в. монастырь построил новое здание библиотеки, больницу, школу-интернат, лабораторию и обсерваторию. В советский период, особенно в первые десятилетия, насельники монастыря подверглись репрессиям, а духовная жизнь пришла в упадок. В годы Великой Отечественной войны обитель начала возрождаться, а в 50 — 60-е гг. она была восстановлена, большинство храмов и зданий были отреставрированы. К 1700-летнему юбилею принятия христианства в Армении весь монастырский комплекс Эчмиадзин был заново поновлен, а также построены новые храмы и здания
12 Ардаган — небольшое древнее грузинское поселение, называвшееся в древности Артаани, расположенное в верховьях р. Куры, недалеко от г. Кар-са. В XIV в. Ардаган был захвачен турками и превращен в сильную крепость в составе Карского пашалыка. В настоящее время находится в составе Турции и называется Ардахан.
13 Карс — древний город-крепость на Кавказе, расположенный на востоке Малой Азии, на важном торговом и военном пути из Анатолии в Закавказье. В X — XI вв. город — столица Армянского царства. В XVI в. захвачен Турцией, превратившей его в опорный пункт для распространения своего владычества в Закавказье. Во время русско-турецких войн XIX в. Карс, являвшийся сильной крепостью, был одним из главных объектов борьбы на Кавказском театре военных действий. В настоящее время город является административным центром вилайета Карс на северо-востоке Турецкой Республики.
14 Эрзурум — древний город на Кавказе, расположенный на высоте 1950 м над уровнем моря, в горной долине, на северо-востоке Малой Азии. Город основан в IV в. до Р.Х. как армянская крепость, которая называлась Карин. В IV в. по Р.Х. город известен как византийская крепость, которую назвали Феодосиполис. Здесь был построен православный монастырь, а город укрепили двойной каменной стеной и глубокими рвами, но, несмотря на это, в 502 г. его захватили персы. В 647 г. город-крепость завоевали арабы и назвали его Каликала, но впоследствии войска Византийской империи смогли вернуться сюда. В 1201 г. город был захвачен турками-сельджуками, которых отсюда в 1247 г. выбили монголы. В 1472 г. городом вновь овладели персы. В 1522 г. Эр-зерум был покорен турками и вошел в состав Османской империи. Город был превращен в мощную крепость, которая стала важным стратегическим пунктом в многовековых войнах между турецкими султанами и персидскими шахами. В настоящее время он называется Эрзурум и находится на территории современной Турции.
15 Арсений (Суханов) (ок. 1600—1668) — иеромонах и келарь Троице-Сергиева монастыря, паломник и богослов, писатель и библиофил, дипломат и известный церковный деятель сер. XVII в. Он родился в г. Солове, недалеко от Тулы, в дворянской семье, в миру его звали Антон Путилин Суханов. В 1622 г. в Голутвином монастыре он был пострижен в иноки с именем Арсений. В конце 20-х гг. XVII в. он был переведен в Москву, в Чудов монастырь. В 1633 г. он был архидиаконом у Патриарха Филарета, исполняя при этом обязанности патриаршего ризничего, казначея и секретаря. В 1637 г. он в составе царского посольства ездил в Кахетию. По возвращении был рукоположен в иеромонахи и назначен строителем Троице-Сергиевой Богоявленской обители в Москве. В 1643—1645 гг. руководил строительством и ремонтом зданий своего монастыря в Московском Кремле. В 1649 г. иеромонах Арсений как знающий и доверенный человек царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа был отправлен вместе с Иерусалимским Патриархом Паисием на Православный Восток. Однако он доехал только до Ясс, где надолго задержался Патриарх Паисий. В Яссах иеромонах Арсений узнал о возможном нападении Крымского ханства на Московское царство, также получил сведения о нахождении самозванца Т.Д. Анкудинова. Поэтому он срочно возвратился в Москву в кон. 1649 г. Весной 1650 г. он вернулся в Яссы, к Патриарху Паисию, в присутствии которого провел знаменитые прения о вере, после этого ездил в Чигирин на переговоры с гетманом Б.М. Хмельницким. В кон. 1650 г. он вернулся в Москву и подал царю и Патриарху на рассмотрение трактат «Прения с греками о вере», а также статейный список. В нач. 1651 г. иеромонах Арсений был вновь послан царем Алексеем Михайловичем на Православный Восток, но не в свите Патриарха Паисия, который продолжал оставаться в Яссах. Он поклонился христианским святыням Константинополя, Египта и Иерусалима, обратный путь его проходил через Малую Азию и Кавказ. Иеромонах Арсений вернулся летом 1653 г. в Москву, где описал свое паломническое путешествие в произведении под названием «Проскинитарий». В 1653 г. он был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря, но уже в октябре 1654 г. Патриарх Никон послал его на Афон с милостынею и за древними греческими рукописями, которые были нужны для исправления русских богослужебных книг. Иеромонах Арсений выполнил задание Патриарха Никона и привез в 1655 г. в Москву около 500 древних греческих, латинских и славянских рукописей. По возвращении он был назначен руководителем царского Печатного двора, в котором занимался правкой богослужебных книг и издательским делом. В 1664 г. иеромонах Арсений ушел на покой в Троице-Сергиев монастырь, где скончался и там же был погребен.
16 Теймураз I (1589—1663) — царь Кахетии в 1606—1648 гг., царь Картли-Кахетии в 1625—1632 гг. Теймураз вместе с Георгием Саакадзе возглавлял многолетнюю борьбу грузин против персидской агрессии, которая остановила истребление грузинского народа войском персидского шаха Аббаса I Великого. Теймураз стремился к объединению Кахетии с Московским царством, с этой целью он неоднократно присылал свои посольства к русским царям, в частности в 1635 г. В 1658 г. Теймураз лично прибыл в Москву с просьбой о помощи, но не смог ее получить. В 1661 г. он отошел от политической жизни и принял монашеский постриг. Но персы не оставили его в покое, ему было предложено принять мусульманство, после отказа он был заключен в Астрабадскую крепость, где скончался. Царь Теймураз был замечательным поэтом своего времени, его лирика и историческая поэма «Кетеваниани» считаются классикой грузинской литературы.
17 Волконский-Шериха Федор Федорович (f1665) — царский посол, князь, стольник, воевода. В 1623 г. он служил воеводой в Царево-Кокшайске, в 1625 г. — в Михайлове. В 1626 г. царь Михаил Федорович пожаловал его в стольники. В 1627—1630 гг. — воевода в Таре. В 1638—1639 гг. он ездил царским послом к грузинскому царю Теймуразу I. В 1642—1643 гг. — воевода в Ельце, в 1654—1655 гг. — в Брянске. В 1656 г. он в составе царского посольства принимал участие в переговорах с поляками в Вильне, где было заключено перемирие между Московским царством и Речью Посполитой.
18 Хватов Артемий Иванович (перв. пол. XVII в.) — царский посланник, дьяк Посольского приказа, в 1638 — 1639 гг. участник царского посольства в Кахе-тию, которое возглавил князь Ф.Ф. Волконский-Шериха. В 1648 г. А.И. Хватов принимал участие в переговорах с поляками об установлении границы между Московским царством и Речью Посполитой.
19 Иосиф (перв. пол. XVII в.) — архимандрит Ипатьевского монастыря, в 1638—1639 гг. участник царского посольства в Кахетию. Архимандрит Иосиф возглавлял в посольстве группу духовных лиц, в которую входил иеродиакон Арсений (Суханов).
20 Малатия — древний город в центральной части Анатолии, в Курдистане, в настоящее время называется Малатья и находится на территории современной Турции.
21 Чекан — старинное ручное боевое оружие, представляющее собой насаженный на рукоять топорик с молотком на обухе.
22 Эздрыган — древний город Эрзингиан, расположенный на берегу р. Ка-расу, в доосманский период назывался Эриза. В настоящее время носит название Эрзинджан и является административным центром на северо-востоке современной Турции.
23 Шемаха — древний город, входивший в тот период в состав Персии, возник в V—IV вв. до Р.Х., в настоящее время находится на территории Азербайджана.
24 Тарки (Таргу) — древний город, расположенный на землях кумыков, в узком месте между отрогами Кавказских гор и Каспийским морем. В VIII в. эти земли были завоеваны арабами во главе с неким Шамхалом. Обратив местных жителей в ислам, он образовал наследственное владение, занимающее территорию современного Дагестана. Тогда же была построена на месте древнего поселения крепость Таргу, за обладание которой на протяжении столетий велась борьба между различными завоевателями Кавказа из-за ее выгодного стратегического положения. В 1396 г. через город-крепость прошли войска эмира Тимура Тамерлана. В XVI — XVII вв. город был столицей Тарковского шамхальства, его окружали крепостные стены, а внутри стоял дворец шамхала. В 1668 г. Тарки был занят на некоторое время казацкими отрядами атамана С.Т. Разина. В 1821 г. в Тарки была построена русская крепость Бурная. В настоящее время — одноименное селение в 4 км от Махачкалы, в Республике Дагестан в составе Российской Федерации.
25 Шамхал — титул правителей кумыков, народности, населявшей равнины и предгорья территории современного Дагестана. Название титула произошло от имени Шамхала, предводителя арабов, завоевавших земли кумыков; на Руси был он был видоизменен и назывался «шевкал». Титул «шамхал» существовал до 1867 г. Резиденция шамхалов находилась в разное время в Тар-ки, Темир-Хан-Шуре и Кази-Кумыхе.
26 Дербент (перс. Дар-банд — узел ворот) — древний город-порт и крепость на берегу Каспийского моря. Город расположен на узкой береговой полосе, известной под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Это место с древнейших времен было известно как единственный и естественный удобный проход из степей Северного Кавказа в Закавказье и на Ближний Восток. Крепость в этом месте возникла с незапамятных времен, в Европе о ней узнали после походов римских войск во главе с Гнеем Помпеем (106—48 гг. до Р.Х.). На смену римским и византийским обладателям крепости в V в. она стала принадлежать Сасанидскому государству персов, цари которого построили здесь мощные каменные укрепления. V—VII вв. — время расцвета Дербента, ставшего главным военным пунктом и культурным центром Кавказа. В 652 г. город захватили арабы, и он вошел в состав Арабского халифата, большая часть жителей была обращена в ислам. Город стал центром арабской администрации, в нем находилась резиденция наместника халифа. В VIII — X вв. город-порт стал центром морской торговли на Каспийском море. В X в., с распадом Арабского халифата, Дербент стал центром независимого эмирата со своей наследственной династией. В 1071 г. город заняли турки-сельджуки. В перв. четв. XIII в. он был захвачен и разрушен монголами и пришел в упадок. В XVI — XVIII вв. город входил в состав персидской державы Сефевидов, был восстановлен как крепость и порт. В настоящее время Дербент является районным центром Республики Дагестан в составе Российской Федерации.
27 Тарковское шамхальство — государственное образование кумыков в северо-восточной части современного Дагестана с центром в г. Тарки. Шам-хальство было образовано в XV в. на территории, по которой проходила оживленная сухопутная торговая дорога, связывавшая Персию с Россией и Северным Причерноморьем. Шамхальство находилось в вассальной зависимости от Персии. С 1640 г. шамхалы навсегда переехали на побережье Каспийского моря, в г. Тарки, т.к. не в силах были контролировать горные районы. В теч. XVII — нач. XVIII в. от Тарковского шамхальства отделились практически все горные районы, и от обширного государства осталось небольшое владение, лежавшее вдоль побережья Каспийского моря. Начиная с 1776 г. Тарковское шамхальство неоднократно попадало под протекторат Российской империи и в 1813 г. было окончательно присоединено к России.
28 Астрахань — древний город-порт, расположенный в северной части дельты Волги, поселения на его территории периодически возникали во времена господства в этих местах хазар, булгар, половцев, монголов и татар благодаря его выгодному географическому положению. Первые письменные известия о городе относятся к XIII в. как о поселении Аштархан (Аджитархан). В XIV в. Хаджи-Черкес, эмир Золотой Орды, захватил город и превратил его в самостоятельное владение. В 1395 г. войска великого эмира Тимура Тамерлана захватили город и подвергли его разгрому, но он быстро восстановился. В 1459 г. Астраханское ханство окончательно обособилось, а город стал его столицей. В 1556 г. войска Московского царства захватили Астраханское ханство и город. Основание современному городу было положено сооружением в 1558 г. новой крепости на высоком Заячьем холме. Тогда же в городе был построен мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. В 1589 г. в городе было закончено строительство каменного кремля с 8 башнями. В 1597 г. в Астрахани был основан мужской монастырь в честь Преображения Господня, в котором находилась резиденция местных архиереев. В 1602 г. был освящен кафедральный собор в честь Успения Божией Матери. В Смутное время город сильно пострадал от отрядов самозванцев и мятежного атамана Ивана Заруцкого, окончательно был освобожден от захватчиков только в 1614 г. В XVII в. город был отстроен, укреплен и продолжал развиваться как пограничный и торговый центр в составе Московского царства. В 1670—1671 гг. здесь был один из очагов восстания под руководством атамана Степана Разина, и город находился под управлением его сподвижников Василия Уса и Федора Шелудяка, от которых принял мученическую кончину Астраханский митрополит Иосиф. В настоящее время город является центром Астраханской обл. Российской Федерации.
29 Терек — город, расположенный на одноименной реке, в описываемое время был пограничным с Персией городом, в котором стояли русские войска.
Литература
Арсений (Суханов). Проскинитарий хождение старца Арсения Суханова в 7157 году во Иерусалим и в прочие святые места для описания святых мест и греческих церковных чинов // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Вып. 21.
Белокуров С.А. Арсений Суханов. М., 1891. Ч. 1.
Гагара В.Я. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары // Православный Палестинский сборник / Под ред. С.О. Долгова. СПб., 1891. Вып. 33. Т. XI. Вып. 3.
Долгов С.О. Вступительная статья к Хождению Василия Гагары // Православный Палестинский сборник. СПб., 1891. Вып. 33. Т. XI. Вып. 3.
Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X — XVII веках. М., 2007.
Котов Ф. Записки купца Федота Котова о путешествии в Персию // Записки русских путешественников XVI — XVII вв. / Сост., подгот. текстов, коммент. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной. М., 1988.
Источник: Кавказские научные записки. - 2011. - № 4 (9).
историография Кавказ христианство