Геополитика «страны огней» (II)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Леонид САВИН | 08.05.2013 | 00:00
Часть I
Существует распространенное мнение о единстве азербайджанского народа. Но помимо азербайджанцев, которые как национальность появились лишь в 20–х гг. прошлого столетия, в этой стране проживают лезгины, таты, аварцы, курды, русские, евреи, талыши, грузины и турки. Конечно, их общий процент достаточно низкий по сравнению с титульной группой. Однако межэтнические трения иногда дают о себе знать, и эта карта может быть разыграна заинтересованными сторонами. Например, лезгины, которые есть и в других странах, в частности, в соседнем Дагестане, с недавнего времени находятся под подозрением властей из-за попыток реанимации общества «Садвал» (Единство), которое было обвинено в причастности организации взрыва в метро г. Баку в 1994 г. (сами «садвалисты» это отрицали). Однако, в политической жизни основную роль, скорее, сыграет молодежь без какой либо привязки к этнической составляющей. В стране отмечается постоянный демографический рост, и в самое ближайшее время именно молодые люди будут составлять активную часть общества.
При всей «привлекательности» государства как поставщика энергоресурсов официально минимальный прожиточный минимум в Азербайджане составляет 102 маната ($130). Однако альтернативные подсчеты говорят, что этот показатель равен 168 манатам ($214). Кроме того, по словам экспертов, чиновники зачастую вымогают взятки с граждан за предоставление социальной помощи.
Иерархизация и стиль ведения дел по-восточному (иначе говоря – коррупция) вынуждает многих азербайджанцев искать заработок в других странах, в том числе в России. Однако это не говорит о том, что народ в Азербайджане тихо стонет под гнетом тиранов. События в Губе в марте 2012 года свидетельствуют о том, что гражданская мобилизация – дело вполне достойное и возможное. Инцидент в этом богатом регионе на севере страны начался с оскорбления главы исполкома Рауфа Хабибова в адрес людей. Не кого-то конкретно, а всех жителей района, когда Хабибов сказал на публичном мероприятии что «губинцы продавали и свой народ, и свое государство, и свою землю, и свою семью. И все это за какое-то продовольствие на 30-40 манатов». Все это вылилось в погром и массовые беспорядки. Дом Хабибова был разграблен и подожжен, а самому чиновнику удалось скрыться от расправы. Для успокоения разгневанной толпы в город отправили спецназ и внутренние войска, а для разгона применяли спецсредства. При этом происходящее в Губе официальные СМИ старались замолчать, что выставило их не в лучшем свете. Видео погромов и стычек с правоохранительными органами быстро разошлось в Интернет, да и в самих событиях участвовало много людей из других регионов, которые моментально откликнулись на просьбы родственников и друзей приехать в Губу для помощи «в разборках».
В самом Баку акции протеста регулярно проходят на площади фонтанов. Во время их проведения дипломаты и наблюдатели из стран ЕС уютно размещаются за столиками кафе, откуда можно безопасно понаблюдать за митингами, а после раскритиковать властный режим за очередное нарушение прав человека. Эта тема является довольно болезненной для руководства республики. В стране по данным ОБСЕ находится 716 политзаключенных, а поскольку Азербайджан, в принципе, был принят в Совет Европы авансом, поэтому Брюссель настойчиво требует оплаты этого кредита доверия.
Время от времени Азербайджан сотрясают скандалы и посерьезней. Последний, получивший широкую международную огласку, был связан с амнистированием бывшего военнослужащего Азербайджана Рамиля Сафарова, который на курсах НАТО в Будапеште в 2004 г. зарубил топором своего спящего коллегу из Армении. Отсидев в Венгрии 8 лет, он был депортирован в Азербайджан для отбытия дальнейшего наказания, но тут же был помилован президентским указом. На родине он стал национальным героем, а дипломатические отношения между Венгрией и Арменией были разорваны.
Еще один скандал, за развитием которого пристально следит азербайджанская общественность, – это дело депутата (уже бывшего) парламента Гюляр Ахмедовой, которая, по заверению бывшего ректора международного Университета Эльшара Абдуллаева, получила от него взятку в размере 1 млн. долл. США за получение депутатского мандата. Абдуллаев скрылся от преследований во Франции и начал выкладывать компромат в Интернет. Помимо Ахмедовой всплыла и история с его братом, который пропал без вести, а работники правоохранительных органов, обещав найти его, неплохо поживились на чужом горе. Еще одна дама, замешанная в этой истории – Севиндж Бабаева – скоропостижно скончалась в Турции при загадочных обстоятельствах.
Не будет преувеличением сказать, что коррупция – это специфическая часть общественных процессов в Азербайджанской Республике. Можно ли тогда называть это явление отклонением от нормы, если без нее ничего здесь не происходит (как и «бакшиш» на Ближнем Востоке или обязательное условие торга на рынках являются частью культуры)? Правда, заявляя о приверженности европейским ценностям, руководство республики, тем самым, создает ложные ожидания у своих международных партнеров. И если требования влиятельных инстанций, будь то Всемирный банк или Европейская комиссия, по многим вопросам выполняются, то борьба с коррупцией, по-видимому, отложена в долгий ящик. И это вызывает соответствующую реакцию со стороны молодых политиков.
2013 г. в плане политики будет довольно сложным как для власть предержащих, так и для оппозиции. Президентские выборы должны состояться в октябре текущего года. Выдвинет ли Ильхам Алиев свою кандидатуру в очередной раз (по Конституции он имеет на это право), либо будет разыгран другой сценарий – об этом судачат как наши, так и азербайджанские политологи. По данным из инсайдерских источников, США дали добро на очередной президентский срок, однако напоминают Алиеву манипулированием местными НПО (сложно сказать насколько это эффективно, так как любая более-менее серьезная общественная деятельность в АР контролируется спецслужбами). А среди политиков многие уже сейчас начинают готовить тылы и прощупывать возможные стратегии своих попутчиков и оппонентов. В этом контексте нужно отметить, что официальный Баку сильно обеспокоился созданием в России азербайджанцами-олигархами Союза азербайджанских организаций России (САОР), и после формального заявления о ее регистрации ответил шквалом критики в адрес этой инициативы через прессу. Следует учесть и точку зрения Запада на то, как будут развиваться политические процессы в стране. Ранее И. Алиев говорил, что предпосылок для «цветных революций» в Азербайджане нет, так как отсутствует и сильный харизматичный оппозиционер, и протестные настроения в обществе. Но, похоже, что маятник уже немного качнулся в другую сторону. Кстати, массовые акции могут быть запущены еще и с помощью мусульман-фундаменталистов. Недаром Министерство национальной безопасности Азербайджана тщательно отслеживает деятельность религиозных активистов, а против иных проводит и репрессии. Например, вспомнить хотя бы суд над группой «иранских агентов», которых обвинили в подготовке терактов против компании British Petroleum, посольства Израиля и других объектов в Баку.
Не менее сложной может быть и выбор по поводу Ирана, если ситуация начнет ухудшаться. По вопросу войны властные элиты, и оппозиция, и обыватели в целом солидарны, так как для руководства страны подобная дестабилизация означает и возможность переформатирования политического ландшафта непосредственно в Азербайджане, что означает удар по их личным интересам. И для всей страны это еще угроза огромного потока беженцев, т.к. в Южном Азербайджане у многих имеются родственники. А проблему решения вопроса беженцев хорошо помнят еще с армяно-азербайджанского конфликта. Что касается общественного мнения по поводу политики Тегерана и в отношении своего южного соседа в целом, здесь также есть несколько направлений. Среди части общества распространено убеждение, что Иран ведет себя по мессиански, считая себя центром шиитского мира, что приводит к настороженной позиции. На бытовом уровне также можно обнаружить некую культурную ревность. Во время личной беседы с сотрудником научно-производственного объединения «Азерхалча» в Ичери-Шехер, на вопрос о различии иранских и азербайджанских ковров он лаконично заметил, что иранские ковры – это тебризские, а Тебриз – это Южный Азербайджан.
Несмотря на все эти сложности и перипетии, нужно помнить, что Азербайджан – это самое крупное государство на Южном Кавказе (а Баку – самая большая столица региона) и важный стратегический узел. Хотя пещерный национализм в эпоху строительства независимых государств на некоторое время исказил политические векторы, выстраивание новых связей и опыт многолетних взаимоотношений дали свой результат. Для России, как и для Азербайджана, улучшение двусторонних связей будут только на руку. Не только бакинская пахлава и ленкоранская фейхоа могут быть интересны российскому обществу. В общей евразийской интеграционной повестке дня политические элиты обоих государств могут найти много точек для соприкосновения, не говоря уже о представителях народных масс, молодое поколение которых, к сожалению, уже не знает о существовании некогда единства, не только в географии, но и в помыслах. И проблема конфликта с Арменией может быть снята через евразийскую интеграцию. По крайней мере, официальный Баку должен перестать наивно мечтать, что Москва пойдет на уступки по карабахскому вопросу и других деликатных темах с Арменией, которая является партнером по ОДКБ. Но в этом вопросе многое еще предстоит сделать самой России, иначе заявленная стратегия «мягкой силы» окажется всего лишь декларативным заявлением. Идеи Джозефа Ная хоть и интересны в плане теории, но должны подкрепляться реальными действиями.
специально для kavkazoved.info
Москва – Баку – Москва
Азербайджан выбор Кавказа