Геополитика «страны огней» (I)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Леонид САВИН | 07.05.2013 | 00:00
В преддверии президентских выборов в Азербайджане заметно повысилась политическая активность. Она отразилась не только на внутренней политике, но и в международных отношениях. Международный центр по исследованию коррупции и организованной преступности присвоил Ильхаму Алиеву титул самого коррумпированного политика за 2012 г.; Россия приостановила аренду Габалинской РЛС; Иран начал спор по поводу месторождений углеводородов в Каспийском море; в Мехико демонтировали памятник Гейдару Алиеву, возведенного за средства посольства АР, так как мексиканская общественность посчитала покойного политика тираном.
В начале 2013 г. один русскоязычный азербайджанский ресурс опубликовал алармистское сообщение о том, что между Россией и Азербайджаном началась информационная война. Статья была посвящена сразу нескольким вопросам – визите посла РФ в северный регион Азербайджанской Республики (АР) и встречи с лезгинами, которые подозреваются в сепаратистских настроениях, а также создании азербайджанцами-олигархами в РФ новой организации – Союза азербайджанских организаций России (САОР). Подобных инцидентов за последние месяцы произошло немало. Однако, как и везде в политике, ситуация требует тщательного рассмотрения. Например, если знать, что издание, опубликовавшее паническую статью, представляет интересы так называемых тюркистов в Азербайджане, которые всегда были русофобски настроены, то вышеописанные события могут быть как очередным демаршем против России, так и рутинными делами, связанными с одиозными силами в политических процессах АР.
Итак, попробуем разобраться, что происходит в этой республике Южного Кавказа, некогда входившей с нами в единое советское пространство. Начнем с официальной политики.
Здесь безусловным лидером является партия «Ени Азербайджан», т.е. «Новый Азербайджан», которую сами азербайджанцы называют аналогом «Единой России». Остальные - это «Азадлыг», блок «YeS – Новая политика» и Движение национального единства, которые имеют всего по несколько мест в Милли Меджлис (парламенте). Как следствие – у этих партий имеется ноль реального влияния и критика системы в рамках дозволенного. Народный фронт и «Мусават», некогда представлявшие значительную силу, теперь такие же маргиналы, как и большинство левых партий. Собственно, весь политический спектр Азербайджана можно разделить на три сектора – это тюркисты, либералы-западники и консерваторы, которые тяготеют к развитию взаимоотношений со странами СНГ. Тюркисты представлены нахичеванско-ереванским кланом, который лидирует по степени обеспечения контроля над политическими процессами. Второе ядро - это бакинско-ширванский клан. Такая дефиниция как клан употребляется самими азербайджанцами и свидетельствует о родовых отношениях, которые в других странах постсоветского пространства получили название кумовства (на западе эту систему удовлетворения взаимных интересов в политике называют Cronyism). К этому нужно добавить и роль представителей власти по контролю за определенными сферами деятельности, не зависимо от официально занимаемой должности. Что касается здешнего тюркизма – это не что иное, как специфическая форма азербайджанского национализма. В более радикальных версиях лидерами местного тюркизма, как ни странно, являются курды, и он имеет в основном антироссийскую направленность. Однако народ в большинстве своем к России относится хорошо и с уважением. В личных беседах иногда можно услышать вопрос, почему Москва поддерживает Ереван, ведь выгоднее дружить с Баку, но, развивая эту тему, все соглашаются, что в самой России проблемы общения армян и азербайджанцев не существует. Многих связывает с Россией не только память о советском прошлом, но и узы родства, - в нашей стране находится около трех миллионов азербайджанцев, т.е. примерно треть населения республики согласно официальной статистике. Данный демографический дисбаланс вызывает озабоченность у официального Баку в связи с предстоящими выборами. Ильхам Алиев заявил, что соотечественникам необходимо голосовать на родине, т.е. в Азербайджане, однако вряд ли бакинские власти смогут адекватно обеспечить транспортный коридор для всех граждан, которые находятся за пределами страны (и не только в России).
Что касается официальной стратегии Баку в международных отношениях – это «сбалансированная внешняя политика», т.е. равная удаленность и приближенность как к России в качестве важного стратегического партнера, так к Западу и другим странам. Иными словами – маневрирование на стыке интересов крупных игроков. Существует институциональный план под названием «Диалог цивилизаций», где говорится о необходимости «взаимовыгодного партнерства и добрососедства». А если постараться немного расшифровать – те действия, которые могут быть поддержаны какими-либо преференциями.
Традиционно Азербайджан пытается развивать хорошие отношения с государствами, которые поддерживают Баку по карабахскому вопросу. Турция – одно из них, и здесь еще сильную роль играет общая тюркская культура и родственный язык. Из-за этого турецкие СМИ оказывают значительное влияние на азербайджанцев и в какой-то мере, формируют и политические предпочтения (про туркменские телеканалы, например, этого сказать нельзя).
Частые визиты высокопоставленных американских дипломатов в Баку также наводят на размышления о том, что США не собираются «уступать» Южный Кавказ традиционному влиянию России, Турции и Ирана. В октябре Баку посетил советник Госсекретаря США Эрик Рубин. Этот тяжеловес, специализирующийся по евразийским вопросам на встрече с главой МИД АР Эльмаром Мамедъяровым отметил вклад Азербайджана в санкции против Ирана и выразил удовлетворение от развития отношений между США и АР. Посетил АР экс–конгрессмен от штата Нью-Йорк Майкл Макмэхон, который в одном из интервью азербайджанской прессе упомянул о действии 907–й поправки, которая ограничивает американскую помощь Азербайджану. Между строк явно прочитывалось, что не будь такой, кое-кто из американских политиков уже вовсю развернулся бы на Южном Кавказе, втягивая в свою игру «стратегически важного партнера».
Азербайджан и сам старается эксплуатировать международные отношения и свое геостратегическое положение. Проведение статусных мероприятий – тому подтверждение. В октябре 2012 г. в Баку прошла VI Каспийская нефтегазовая торгово-транспортная конференция, 12-й саммит Организации Экономического Сотрудничества, второй российско-азербайджанский международный гуманитарный форум.
Нужно отметить и влияние на повестку дня мировых политических центров. Азербайджану дают добро на строительство инфраструктуры как исторического, так и социального значения. Однако соответствующей кадровой поддержки нет. То, что рядовые азербайджанцы стараются выезжать на лечение в соседний Иран, говорит как о более высоком качестве предоставляемых там услуг, так и их относительной дешевизне по сравнению с АР.
Кстати, нефтедоллары, которые обычно ассоциируются с хорошим жизненным уровнем, совсем не так распределяются между гражданами, как в Кувейте или ОАЭ (или совсем не распределяются). И если около 5% населения, занятых в нефтегазовом секторе, обеспечивает 85% ВВП страны, то подобная ситуация показывает не только серьезную зависимость от углеводородов, но и искривление экономики. Экспорт фруктов и овощей также составляет значимую графу доходов, но она уже относится к мелкому и среднему бизнесу. Многие другие кластеры еще только надлежит освоить. Например, нет даже надлежащей организации (министерства или агентства), которая бы занималась вопросами горно-добывающего сектора. Туризм также недостаточно развит, хотя это направление довольно перспективно. Побережье Каспийского моря, а также наличие нескольких климатических зон – от субтропической до горно-тундровой, при относительной близости крупных макрорегионов позволяет создать уникальную инфраструктуру и привлекать в страну большое количество иностранцев. Наличие границ с четырьмя государствами (только с Арменией она закрыта по причине конфликта) тоже представляет дополнительные возможности. Кстати, Израиль недавно заявил о своей готовности начать инвестиции в туристический сектор Азербайджана. Учитывая, что в Иране проживает больше тюркоязычного населения, чем в самом Азербайджане, а Тель-Авив настроен к Тегерану явно недружелюбно, развитие такого сценария может быть довольно интересным.
(Окончание следует)
специально для kavkazoved.info
Москва – Баку – Москва
Азербайджан дипломатия