Какова степень угрозы радикального исламизма в Карачаево-Черкесии?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 17.04.2013 | 08:00
Как известно, в Карачаево-Черкесии на протяжении многих лет мирно сосуществуют две основные конфессии – христианство и ислам. Тем ни менее в последнее время в связи с сирийским кризисом и требованиями диаспоры о вмешательстве в судьбу черкесов Сирии, в регионе снова обострились проблемы межконфессиональных отношений, и вновь встала угроза терроризма в лице радикальных исламистов. Но являются ли ваххабитские течения реальной угрозой спокойствию в регионе? Давайте попробуем в этом разобраться.
Прежде всего, следует ответить на вопрос, в чем причина «идеологической экспансии» радикальных религиозных течений именно в этом регионе. Дело в том, что ислам в Карачаево-Черкесии не отличается особой ортодоксальностью. История религиозных традиций в республике не имеет глубоких корней, и потому церковь не оказывает сильного влияния на межнациональные и политические события в регионе. Именно по этой причине в республике нашли прекрасную почву для своего распространения радикальные течения в исламе. Ведь многие жители легко попадают под влияние «проповедников» ваххабизма в силу отсутствия твердо укоренившихся религиозных традиций, а также глубоких социально-экономических (обнищание части населения, безработица) и межнациональных проблем. В силу особой восприимчивости молодежи к радикальным идеям особенно сильны позиции ваххабизма в молодежной среде.
Как известно, согласно учениям ваххабизма, неверными считаются не только немусульманские режимы, но и практически все существующие мусульманские правительства, отступившие, по их мнению, от основ истинного ислама, а потому подлежащие уничтожению ради обретения конечной цели – создания исламского государства. В рамках этой идеологии также практикуется нетерпимое отношение к лицам, не разделяющим убеждения ваххабитов, вплоть до силового воздействия на неверных. Среди деятельности приверженцев данной идеологии в Карачаево-Черкесии отмечается распространение информации, дискредитирующей государственные структуры и традиционный ислам. В частности, в проповедях организаций акцентируется внимание на единстве мусульман, необходимости введения шариатских законов в республике. Также делался акцент на неисламском характере Духовного Управления республики, названного «прогнившей и коррумпированной структуры, которая дружит с властью и не заботится о бедных». Приверженцы ваххабизма также активно призывают к «возрождению чистого ислама». При этом для большинства мусульман, не разбирающихся в тонкостях религиозных вопросов, предлагаемые методы кажутся более доступными в материально-финансовом плане. Так, если Духовное Управление берет плату за исполнение обрядов, то ваххабиты открывают мечети на собственные деньги, одновременно занимаясь вопросами религиозного просвещения. При этом часть литературы в Карачаево-Черкесию поставляется из Саудовской Аравии и радикальных исламистских организаций. Это в свою очередь порождает дополнительные споры вокруг вопросов исламского культа (например, совершения намаза, чтения Корана по покойнику, маулюду и т. п.), которые нередко приводят к конфликтам с другими мусульманами, часто пожилого возраста.
Среди основных направлений деятельности членов радикальных организаций зафиксировано стремление «поставить ультиматум преступным группировкам, взять под охрану коммерсантов, тех, которые ведут бизнес незаконно, и побудить к исламу и закяту (налогу) в пользу бедных, также к работе на пути Аллаха». Нормы радикальных исламистов также допускают похищение членов семей «у людей, которые едят народное имущество на должностях неверного государства, у людей, ненавидящих религию Аллаха в делах». В этой связи большую известность получило судебное разбирательство 2002 года, на котором предстали религиозные экстремисты, вынашивавшие планы переворота в Карачаево-Черкесии с целью создания исламского государства на Северном Кавказе. По данным следственного комитета, «большинство обвиняемых, пройдя обучение в лагерях в Чечне, затем были направлены домой для «ведения религиозной пропаганды и подготовки к участию в террористических действиях на Северном Кавказе».
Необходимо также отметить, что в середине 90-х годов радикальные джамааты существовали практически во всех населенных пунктах Карачаево-Черкесии. Все члены организации давали клятву верности, смысл которой заключался в том, что «в назначенный день и час они возьмут в руки оружие и подчинятся любому приказу, который поступит от амира». Большую известность получил так называемый «Карачаевский джамаат». На счету членов группировки взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году (232 погибших), 2 теракта в московском метро в 2004 году (52 погибших, 300 раненых), теракты в Краснодаре (3 погибших, 20 раненых), Воронеже (1 погибший, 6 раненых), Ставропольском крае, Ростовской области.
Вследствие прецедентов проявления религиозного экстремизма Народным собранием КЧР был принят Закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР». Данный закон определяет правовые и организационные основы противодействия политическому и религиозному экстремизму в Карачаево-Черкесской республике, устанавливает систему государственных органов КЧР, осуществляющих борьбу с политическим и религиозным экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия экстремизму. При этом по данным правоохранительных органов, в республике действуют около 500 активистов крайних религиозных течений, среди которых представители разных национальностей. В свою очередь заместитель главы министра внутренних дел республики Сергей Скрипка отмечает, что не следует путать экстремизм и ваххабизм, поскольку это немного разные вещи. По его мнению, «среда ваххабизма является прямым питателем среды религиозного экстремизма». Согласно данным Сергея Скрипки, число приверженцев ваххабизма в республике продолжает расти, однако самые активные бригады - два джамаата в Малокарачаевском и Карачаевском районах - сейчас разобщены и уничтожены.
Стоит отметить, что по мнению муфтия Карачаево-Черкесии, председателя координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаила-хаджи Бердиева, «проблемы создают не ваххабиты, а экстремисты, именующие себя ваххабитами. Это разные вещи. Одно дело – набожные люди, неукоснительно следующие канонам ислама и совсем другое – террорист, призывающий к свержению государственного строя. Сегодня они называют себя ваххабитами, завтра, возможно, будут называться иначе».
Так есть ли опасность в распространении ваххабизма в Карачаево-Черкесии? По мнению ряда специалистов, несмотря на принятые меры, проблема религиозного экстремизма остается актуальной. Так, власти республики с осторожностью подходят к усилению влияния ислама и мусульманского духовенства. По мнению правительства КЧР, необходимо принимать во внимание как сложную этно-конфессиональную картину в республике (около половины населения не являются мусульманами), так и непростые отношения между «исламскими» этносами республики, в которых уже имели место попытки разыграть «исламскую карту» в решении межнациональных противоречий. Поэтому вероятность укрепления позиций ваххабизма в республике связана с целым комплексом взаимозависимых факторов. Так, упор на силовые действия против религиозных экстремистов создает нездоровый ореол вокруг ислама в целом. Но и уменьшение значения проблемы со стороны официальных властей, наряду с возрастанием в обществе тревоги по поводу усиления ваххабизма в республике, порождает разрозненность усилий по борьбе с экстремизмом.
Необходимо также отметить, что не все специалисты придерживаются мнения о том, что распространение ваххабизма в Карачаево-Черкесии на сегодняшний день представляет собой реальную угрозу. Так, председатель общественного движения «Хасэ» (КБР) Ибрагим Яганов отмечает, что «ни в КБР, ни в Адыгее нет реальной почвы для развития исламизма. Атмосфера нагнетается искусственно». По его мнению, ранее, когда жизнь черкесского общества регулировал адыгехабзэ, религиозно-нравственный кодекс черкесов, никакого религиозного или другого радикализма в адыгском обществе не было. Однако сейчас адыгехабзэ оттеснили на глубокую периферию. Но взамен черкесского кодекса федеральный центр не предложил черкесам ничего. В связи с этим в общественном сознании черкесов растет вакуум, который заинтересованные в процветании анархии лица стремятся заполнить радикализмом и экстремизмом.
Вероятно, чтобы бороться с исламским экстремизмом, прежде всего в регионе необходима специальная национальная и социальная политика. Поскольку патриотизм, здоровый национализм и фашизм – совершенно разные вещи, соответствующее понимание необходимо формировать в головах молодого поколения. При этом не стоит путать радикальный ислам с умеренными течениями мусульманской религии, в распространении которых не кроется угрозы. Так, по мнению сопредседателя Российского конгресса народов Кавказа от кабардинской делегации Андзора Кабарда, «черкесы могут предложить России купирование исламского глобального проекта на Кавказе». В отличие от восточно-кавказских народов, в черкесской культуре разделение религии и светского права задано изначально, и это фундаментальное различие, благодаря которому, при правильной политике, адыгские народы могут стать основой секулярного демократического российского государства на Кавказе.
специально для kavkazoved.info
безопасность ислам Карачаево-Черкесия терроризм этничность / этнополитика