На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Перспективные акценты в дискуссионном процессе по черкесскому вопросу (III)

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Анзор ОСТАХОВ | 16.04.2013 | 12:00
1 комментариев

Часть I, часть II

Помимо Джембулата Болотокова, другим важным вопросом в деле позитивной перезагрузки черкесского молодежного сознания должен стать генерал Григорий Христофорович Засс. В работах адыгских исследователей А.М. Эльмесова и С.Х. Хотко, генерал Засс изображен как садист, изувер и автор разнообразных «омерзительных художеств» [4]. На базе этого Засс быстро превратился в главного врага черкесского народа, а его имя стало олицетворением политики геноцида, якобы проводившейся Россией по отношению к черкесам. На самом деле личность генерала Засса не так проста и однозначна, какой она кажется на первый взгляд; она намного сложнее и гораздо интереснее не только в рамках русской, но и черкесской военной истории. Попробуем исключить субъективные пристрастия и попытаться объективно оценить эту личность. 

Итак, каким на самом деле был генерал Г.Х. Засс? Начнем с того, что он был отличным военачальником. Он первый из российских военачальников смог вывести кордонную систему на качественно новый уровень, сделав ее впервые за 70 лет Кавказской войны эффективной. Засс первым стал систематически успешно применять тактику превентивных ударов, позволявшую пресекать горские набеги в самом зародыше, что позволило значительно снизить количество мирных черкесов, которые несправедливо попадали в жернова карательных экспедиций русских войск. Григорий Христофорович был блестящим кавалерийским генералом, который достигал успеха в схватках с черкесской кавалерией, считавшейся лучшей конницей в мире. Он был первым генералом, который достиг стратегического успеха на правом фланге Кавказской линии, обезопасив Кубанскую линию от опустошительных набегов черкесов и начав перенесение кордонной линии вглубь Закубанской Черкесии.

Напрашивается вопрос: каким образом Засс смог добиться таких больших военных успехов? Детальный анализ его системы ведения военных действий и ее сравнение с черкесской тактикой, позволил выявить множество схожих, а порой идентичных, моментов. Отсюда вытекает вывод, что генерал Засс ничего принципиально нового в военном деле не изобретал, а просто скопировал сильные стороны черкесского военного искусства и приспособил их к реалиям российской армии. В число этих сильных сторон входили активное применение лазутчиков, приоритет кавалерии над пехотой, ставка на набеговую тактику, широкое использование военной хитрости (бесшумные ночные марш-броски, внезапные удары и тыловые атаки из засад).

Другие российские генералы не делали этого, скорее всего потому, что расценивали черкесов не более как «хищников» и «разбойников», у которых стыдно было что-то заимствовать. Тогда как Засс избавился от этих предрассудков и, по достоинству оценив военные достижения черкесов, взял их на вооружение. Тем самым он четко продемонстрировал, что относился к ним не как к диким разбойникам, а как к достойным воинам, заслуживающим уважения, с которыми ему выпала честь сражаться. Но самое главное, именно русский генерал Г.Х. Засс смог по-настоящему раскрыть крупный потенциал военного искусства черкесов и ярко продемонстрировать его большую мощь. 

Почему же черкесское военное искусство смогло показать свою истинную мощь в руках Засса, а не своих изобретателей адыгов? Потому что он смог органично включить сильные элементы европейской военной системы (высокую огневую мощь и воинскую дисциплину) в черкесскую. Это также является показателем его незаурядного военного таланта, ибо здесь Засс сумел органично совместить трудно совместимые элементы – мобильность черкесов и огневую мощь русских. С уверенностью можно сказать, что из всех полководцев Кавказской войны с Г.Х. Зассом могли сравниться только генералы Р.К. Фрейтаг и Я.П. Бакланов, который кстати был его учеником. Другие, даже такие военные корифеи как Вельяминов, Греков, Кацырев, Эммануель значительно ему уступали.

Самым интересным является то, что Засс на этом не остановился, а пошел еще дальше: он перенял у черкесов не только их военное искусство, но и воинскую культуру, досконально изучив ее вплоть до мелких деталей и научившись виртуозно владеть адыгскими обычаями. Он всегда носил черкеску и делал это с особым лоском, пытаясь перещеголять черкесских князей, тогда как А.П. Ермолов и А.А. Вельяминов никогда этого не делали, считая недостойным для русского генерала.

Засс постоянно мистифицировал свою личность, творя различные фокусы с пулями, картинками, музыкальными шкатулками, порохом, монетами и др., что расценивалось российскими авторами как искусная игра на непросвещенности черкесов. На наш взгляд, Григорий Христофорович просто позаимствовал распространенную традицию черкесов, слегка изменив ее: в то время как известные адыгские воины мистифицировали свое оружие (шашки, кинжалы, кольчуги, шлемы), как бы наделяя его сверхъестественной силой и дополнительно укрепляя страх у своих врагов, генерал Засс мистифицировал самого себя, внушая еще больший страх своим неприятелям.

Генерал лично сражался в гуще боя и был всегда впереди атакующих, из-за чего неоднократно получал ранения. Это то же являлось традицией горцев: полководец должен был всегда сражаться в первых рядах своего войска, подавая остальным пример храбрости. И Засс ей следовал, тогда как, например, генерал Вельяминов в бою так себя не вел, а строго придерживался европейской системы, где полководец должен был быть в безопасности. При этом Засс всегда сражался на белом коне, что также является традицией черкесов, знатные князья которых делали то же самое, пытаясь дополнительно подчеркнуть свой высокий статус. Кстати, белый конь занимал особое место в адыгской исторической памяти: когда люди видели белого коня, то называли его «Байканов белый конь», в честь аварского хана Байкана устроившего в далеком прошлом разорительное нашествие на адыгов [5]. Мало того нередкими были случаи, когда Засс после боя обменивался рукопожатиями с черкесскими воинами, которые сражались против него, в знак уважения их воинской доблести.

Касаясь самого известного и жестокого обычая отрезания голов и насаживания их на пики, стоит отметить, что он практиковался среди черкесов и других народов Северного Кавказа. Он был всего лишь одним из обыденных элементов суровой реальности прошлого: горцы считали его не дикостью, а воинской традицией с сакральным смыслом. Засс и его то же позаимствовал [6].

В итоге, генерал Г.Х. Засс фактически очеркесился и превратился в очеркешенного русского, который во многих ситуациях действовал как черкес. Черкесы это отлично видели и считали это знаком уважения к себе и к своей культуре, поэтому аналогичным образом относились к нему. Есть множество фактов, которые четко свидетельствуют, что генерал Засс уважал черкесов, а они в свою очередь искренне уважали его. 

Начнем с того, что адыгские песни о Зассе, текст которых привел Н. Дубровин, описывают страх перед ним, но нисколько не оскорбляют и не унижают его личность, хотя он был врагом черкесов [7].

Интересный случай, четко показывающий уважение черкесов к нему, имел место во время одного из походов генерала в земли абадзехов. На обратном пути произошло ожесточенное сражение с черкесами на р. Белой, где Засс был серьезно ранен в ногу. По окончании боя, абадзехи, узнав о его ранении, пришли на личную встречу к нему в лагерь, чтобы поздравить, ибо боевые раны у горцев считались большой честью. Множество черкесских князей и дворян приехали поздравить Засса с ранением, как с торжеством. При этом состоялся интересный диалог:

– Воскресение твое из мертвых, – говорили приехавшие старшины, – было слишком ощутительно для нас. Мы не сердимся на тебя – нас <…> так и следовало проучить: во-первых, чтобы не доверялись слуху, а во-вторых, чтобы не радовались чужой смерти. Предупреждаем же тебя, что мы постараемся отплатить тебе тем же. 

– Повремените с месяц, – отвечал им Засс, – а то я, раненный, не в силах буду сам достойно принять вас у себя.

Самое интересное, что черкесы в знак уважения к нему выполнили просьбу генерала и совершили нападения ст. Усть-Лабинскую и Воронежскую ровно через месяц [8].

Другой яркий эпизод из истории отношений Засса с черкесами, был описан Г. Атарщиковым, который лично его наблюдал. После нападения на абадзехский аул отряд генерала на обратном пути подвергся мощному удару черкесов. Они совершили несколько отчаянных атак, которые с трудом были отбиты русскими бойцами, при этом в ходе одной из них Засс был серьезно ранен в живот. Когда наступила передышка, к русскому строю открыто и смело подошел черкесский воин, попросив личной встречи с генералом. Засс, несмотря на ранение, приказал привести его к себе. Когда они встретились, абадзех обратился к генералу со словами: «Ты ныне утром захватил в плен моего родного брата при баранах; нас только двое и я не могу без него жить, возьми и меня или отпусти брата» [9]. В ответ Засс, спросив имя брата, распорядился найти его среди пленных и привести. Когда пленный был найден и приведен, генерал сказал ему: «Твой брат сделал благородный поступок, который уважается не менее вас и гяурами» [10]. Затем, Григорий Христофорович повернулся к отважному черкесу и, дав ему шесть золотых монет, сказал: «Люби твоего брата и верь, что благородное чувство не останется без награды, а теперь возьми его и ступай домой» [11]. Братья были вне себя от радости. Искренне отблагодарив Засса, они отправились обратно к своим. 

Особо выделяются отношения генерала Засса с кабардинским князем Джембулатом Атажукиным, который был одним из наиболее ярких военных вождей Черкесии. Будучи врагами, они искренне уважали друг друга за храбрость и достоинство. Вскоре произошел случай, который показал это уважение на деле. Когда генерал предпринял набег на бесленеевский аул, то оказалось, что его нет на месте, а его жители вовремя ушли в горы. В этот момент появился неизвестный всадник, с закутанным в башлык лицом, который провел русский отряд к черкесскому аулу. Когда завязался бой, он сражался вместе с русскими бойцами, а к концу его незаметно исчез. В бою генерал был ранен и к нему снова пришли знатные черкесы, среди которых был и Джембулат, чтобы поздравить с ранением. Засс каким-то образом догадался, что этим таинственным всадником был Джембулат Атажукин. Когда он поздравил генерала с победой, Григорий Христофорович в ответ поблагодарил его за неоценимую помощь в походе, на что Атажукин ответил: «Ты и не должен был в этом сомневаться; я слишком чту твою храбрость и не желал допустить тебя до промаха и этим дать случай злым языкам посмеяться на счет твой. Впрочем, я уверен, и ты бы со мною также поступил» [12]. Засс постоянно пытался убедить его принять российское подданство и в итоге ему удалось это сделать, после чего они стали верными кунаками.

Не менее интересный эпизод был описан в мемуарах А. Розена. Однажды, сразу же после переговоров с Зассом, внезапно скончался один черкесский князь. В горах распространился слух, что он якобы был отравлен русским генералом. Тогда Засс, один без охраны, в сопровождении переводчика отправился в родной аул умершего князя. Прибыв на место, он всем открыто и твердо заявил, что непричастен к его смерти. Черкесы поверили ему и приняли генерала как дорогого гостя. Согласно А. Розену: «С этой минуты имя Засса прогремело между горцами» [13].

Особый интерес представляют мысли самого Г.Х. Засса об адыгах. Вот, например, выдержка из одного документа, где он описывает особый подход к решению проблемы налаживания мирных контактов между Россией и черкесами: «В продолжение более 15-летнего служения на Кавказе на поле брани я убедился, что не война раздражает ненависть горцев к нам; война, можно сказать стихия их. Неоднократно после боя мне случалось видеться со сражавшимися со мною; они без досады говорили мне о потерях своих, и брат убитого с веселым лицом подавал мне руку. Но ненависть их к нам, как я полагаю, закалили наиболее чиновники, которые, смею сказать, иногда без разбора назначались для управления ими. Не имея строгих правил честности, они часто из корыстолюбивых видов, вовлекали горцев в тяжбы, запутывали их дела непонятным для них судопроизводством, правых делали виновными, грабили как одних, так и других, и этими злодействами вынудили многих обречься на вечную вражду с нами, и напитали их ненавистью, для искоренения которой не столько нужно действие оружия, сколько действия постоянной справедливости. <…> Отличные офицеры тем более необходимы, что они, находясь среди горцев, должны служить основою понятий их о русских и лучшим орудием к скорейшему покорению их, действуя благоразумно и бескорыстно» [14]. Здесь четко видно, что слова Григория Христофоровича наполнены уважением к черкесам и отсутствием ненависти к ним, чего, кстати, нет в мемуарах А.П. Ермолова, который желчно критикует всех горцев, постоянно называя их «хищниками» и «разбойниками».

На фоне выше описанных фактов, четко видно, что генерал Г.Х. Засс не был садистом и изувером (А.М. Эльмесов и С.Х. Хотко), а также не был он «обычным и ужасным» (А.А. Епифанцев). Он был неординарным человеком и талантливым полководцем, который сумел объективно оценить достоинства черкесского военного искусства и культуры, освоить их и взять на вооружение, а главное реализовать их потенциал, лучше самих черкесов. При этом он настолько глубоко проникся адыгским миром, что сам очеркесился. Грубо говоря, генерал Засс – это апогей развития адыгского военного искусства и символ его наивысшей мощи.

В заключение стоит сказать, что грамотная пропаганда среди адыгской молодежи выше указанных вопросов позволит ей совершенно по-новому увидеть Кавказскую войну, понять ее неоднозначный и сложный характер, а также увидеть другую сторону многих вопросов, активно муссируемых радикалами. Это, в свою очередь, стимулирует перезагрузку молодежного сознания и выработку идеологического иммунитета, устойчивого против деструктивных идеологем радикалов. Новое сознание адыгской молодежи станет надежным гарантом сохранения и укрепления русско-адыгского единства.

Анзор Остахов - научный сотрудник Центра изучения проблем Черноморского региона РИСИ, к.и.н.

Примечания 

1. Потто В.А. Кавказская война. – Москва, 2006. – Т.2. – С. 339-392; Потто В.А. Указ. соч. – Т.6. – С. 246-257.
2. Денисон Дж. История конницы. – М., 2001. – С. 390-427, 471-475; Исаев А. Антисувовров. Десять мифов Второй мировой. – М., 2006. – С.140-146.
3. Кундухов М. Мемуары // http://biblio.darial-online.ru/text/Kunduhov/ index_rus.shtml; Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею (АКАК). Т.VIII / Под ред. А.П. Берже. – Тифлис, 1881. – С. 768.
4. Эльмесов А.М. Из истории Русско-Кавказской войны (Документы и материалы). – Нальчик, 1991. –  С. 3-5; Выступление С. Хотко на круглом столе в ОП РФ «Кавказ. Проблемы понимания истории» // http://aheku.org/page-id-2344.html
5. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. – Нальчик, 1982. – С. 67.
6. Новикова-Зарина Е. Одиннадцать месяцев в плену у черкесов // В плену у горцев. Вып. 5. – Нальчик, 2011. – С. 32-91.
7. Дубровин Н. Черкесы (адыге) // Документы и материалы по истории адыгов. – Нальчик, 1991. – Вып.1. – С. 130.
8. Дубровин Н. Указ. соч. – С. 84.
9. Атарщиков Г. «Заметки старого кавказца». О боевой и административной деятельности на Кавказе генерал-лейтенанта барона Григория Христофоровича Засса // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Atarsikov_G/text1.htm
10. Там же. 
11. Там же. 
12. Там же. 
13. Розен А.Е. Записки декабриста // http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic. php?id=319
14. АКАК. – Т.VIII. – Тифлис, 1881. – С. 651.

воинское искусство / вооружения Кавказская война традиционализм черкесы

     
 

Комментарии

 
     
 
Гость | 27.06.2015 | 21:28
 
 
 

Отличная статья!

 
     
  ответить  
     
 
 


Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2025 | НОК | info@kavkazoved.info