Ереван: придется выбирать... Армения между Таможенным союзом и ЕС
Публикации | Александр КРЫЛОВ | 09.04.2013 | 14:39
1 комментариев
Церемония инаугурации переизбранного на второй срок президента Армении Сержа Саргсяна состоится 9 апреля 2013 г. в спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна. В этот же день в Ереване пройдет международная конференция. На ней выступит вице-премьер и министр иностранных и европейских дел Республики Словакия Мирослав Лайчак, который будет находиться в Армении в рамках официального визита. Конференцию организуют ереванский Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству совместно с посольством Словацкой Республики в Республике Армения.
Мирослав Лайчак выступит перед представителями ведущих НПО, в том числе общественных организаций армянской Платформы Гражданского Форума программы ЕС «Восточное Партнерство», аналитических центров, молодежных организаций, учеными, журналистами, а также дипломатами и представителями международных организаций, аккредитованных в Армении. Предполагается, что в своем выступлении М. Лайчак даст анализ принципиально важных вопросов, касающиеся политики ЕС в отношении Армении, Южного Кавказа и всего постсоветского пространства.
Конференции по тематике, связанной с перспективами европейского цивилизационного выбора, проходят в Армении постоянно, все более активное участие в них принимают представители стран Восточной Европы, приобретшие собственный опыт членства в Евросоюзе. Мне неоднократно приходилось слушать на таких конференциях выступления польских представителей, в том числе нынешнего посла в Ереване Здислава Рачинского, которые неизменно вызывали большой интерес у аудитории.
З. Рачинский не раз заявлял, что европейская политика Восточного партнерства не является для постсоветских государств способом вступления в ЕС, и что большинство стран-членов ЕС выступают против того, чтобы ВП стало для стран Южного Кавказа подготовительной стадией вступления в ЕС. На конференции в Агверане в октябре 2012 г. (организаторами были германский Фонд Эберта и Центр политических исследований «Concord» под руководством Давида Шахназаряна) он особо подчеркнул, что, по его мнению, обстановка в авторитарных странах на постсоветской территории, включая Украину ухудшается и только Грузия и Молдова являют собой положительный пример развития демократических институтов. Это, по мнению польского посла, давало надежду на дальнейшее развитие Восточного партнерства, причем независимо от того, станет ли для постсоветских государств возможным вступление в ЕС, или их партнерство с ЕС так и останется не более чем партнерством.
На конференции в марте 2013 г. (ее организаторами вновь были Фонд Эберта и Центр политических исследований «Concord») польский посол сделал упор на другое: странам Южного Кавказа пора прекратить искать объяснение для всех своих проблем во влиянии внешних факторов.
В качестве показательного примера он привел Белоруссию (!), которая имеет куда более высокий ВВП и другие экономические показатели, чем все государства Южного Кавказа вместе взятые.
Немецкий дипломат Дитер Боден поддержал эту точку зрения и подчеркнул, что странам Южного Кавказа необходимо отказаться от оправдания собственной пассивности и неуспешности влиянием внешних глобальных факторов на постсоветском пространстве и заняться решением своих проблем собственными силами.
После прошедших в Армении президентских выборов особая роль Польши на Южном Кавказе вновь была наглядно продемонстрирована. С 26 по 28 марта в Варшаве с официальным визитом находился секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян, который рассматривается многими армянскими экспертами как вероятный политический наследник С. Саргсяна и будущий претендент на пост президента Армении. А. Багдасарян был принят президентом Польши, он также провел переговоры с главой Сената Б. Борусевичем, сопредседателем армяно-польской межправительственной комиссии Т. Томчикевичем, членами парламентской группы дружбы «Армения - Польша».
Совет национальной безопасности Армении уже много лет тесно сотрудничает с Бюро национальной безопасности Польши, результатом этого партнерства стало углубление двустороннего сотрудничества в оборонной и военно-технической сфере. В ходе последнего визита было подписано соглашение о создании совместного предприятия, участниками которого станут польская компания «Любава» и ОАО «Чаренцаванский станкостроительный завод» Министерства обороны Армении.
Дальнейшему развитию польско-армянского сотрудничества будут посвящены очередные, запланированные на 26-28 апреля 2013 г., переговоры руководства Совета национальной безопасности Армении и Бюро национальной безопасности Польши.
Примечательно, что на посвященных Восточному партнерству и отношениям постсоветских государств с Евросоюзом конференциях практически не ведется дискуссии об имеющихся проблемах в политике ЕС, которые препятствуют более успешному развитию отношений ЕС и Южного Кавказа (невыполненные обещания, признание легитимными выборов вне зависимости от того, как они были проведены, даже в случае массовых подтасовок и т.п.). Максимум, что приходилось слышать от европейских политиков и экспертов: политика ЕС на Южном Кавказе «могла бы быть лучше» или она могла бы быть «более масштабной», но государства Южного Кавказа сами виноваты в этом, так как проводимая ими политика не служит «источником вдохновения» для объединенной Европы.
Еще осенью прошлого года европейская перспектива рассматривалась как реальная только для двух стран Восточного партнерства из шести: Грузии и Молдовы, которые оценивались дипломатами ЕС в качестве «положительного примера развития демократических институтов». После недавних президентских выборов в это число была включена и Армения, что подтверждается не только прозвучавшими на разных конференциях выступлениями дипломатов и чиновников ЕС, но и последними заявлениями руководителей Евросоюза.
К примеру, эта позиция была озвучена Еврокомиссаром по расширению и европейской политике соседства Ш. Фюле. В заявлении от 20 марта 2013 г. он констатировал, что в Еврокомиссии положительно оценивают состояние демократических реформ в Молдове, Грузии и Армении. «Молдова, Грузия и Армения продолжают демократические реформы, а также провели выборы, которые в целом соответствовали международным стандартам. Азербайджану необходимо соблюдать свои обязательства по демократизации».
Еще недавно весьма критическое отношение ЕС к Армении изменилось. Но вряд ли прошедшие президентские выборы, отмеченные многими скандалами и обвинениями в адрес властей в подтасовке результатов голосования, были для Брюсселя настолько впечатляющим торжеством армянской демократии, что это привело к радикальному изменению прежней позиции. Скорее дело в другом: в настоящее время ЕС и США считают для себя важным не допустить развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Делается это путем осуществления комплекса мер: демонстрации реальности для Армении «европейской перспективы», обещаниями финансовой помощи, информационно-пропагандистской кампанией по дискредитации «авторитарной, коррумпированной» России, в поддержку «европейского выбора» и т.п. При этом представители ЕС не скрывают, что обещаемые Армении выгоды от партнерства с ЕС будут получены лишь в том случае, если она будет следовать «верным демократическим курсом». Очевидно, что только тогда будет сохранено и благожелательное отношение ЕС и США к переизбранному президенту С. Саргсяну.
Верный с точки зрения ЕС и США курс Армении подразумевает ее отказ от вступления в ТС и ЕАС.
Судя по последним, подчеркнуто благожелательным по отношению к Армении заявлениям из Брюсселя, в течение последних месяцев взаимопонимание в данном вопросе с переизбранным президентом было достигнуто. Поэтому весьма вероятно, что С. Саргсян при своих контактах с российским руководством продолжит демонстрировать свою заинтересованность во всемерном развитии отношений с Россией, но предпочтет вывести проекты ТС и ЕАС за рамки двусторонних отношений. Именно этой цели служит выдвинутая им идея «особого статуса» для Армении в ТС и декларируемое стремление придерживаться политики «и-и», а не «или - или».
Заявления о том, что переизбранный президент не намерен слишком далеко заходить в своих интеграционных процессах с Брюсселем, выглядят довольно странно. При наличии политической воли у Армении есть все возможности вступить в ТС и ЕАС. Но даже при всем желании у нее нет никакой возможности вступить и даже в какой-либо форме достичь реального сближения с переживающим кризис Евросоюзом. Поэтому в реальности «и-и» переизбранного президента С. Саргсяна означает лишь его принципиальный отказ от возможности полноценного для Армении участия в ТС и ЕАС.
Для России предоставление Армении «особого статуса» в ТС крайне невыгодно: того же потребуют другие постсоветские государства, что приведет к недееспособности ТС.
Для России куда выгоднее не расширять число «неполноценных», но спонсируемых ею членов ТС и ЕАС, а сосредоточиться на всемерном развитии связей с Белоруссией и Казахстаном по принципу: «Лучше меньше – да лучше».
Вступление в ТС и ЕАС не должно выглядеть как вынужденное и нежеланное, потенциальные члены должны сами его добиваться и происходить такое вступление должно не по «облегченному» варианту, а на сходных с Евросоюзом условиях, выгодных с точки зрения России, Белоруссии и Казахстана. Это вполне возможно, если в ближайшие годы на фоне кризиса Евросоюза проекты ТС и ЕАС продемонстрируют высокую степень успешности и выгоду для своих членов.
Находящиеся в сложном положении США и ЕС не готовы взять на себя роль гарантов безопасности Армении и пока не предпринимают усилий по ее выходу из ОДКБ и по ликвидации российского военного присутствия в этой стране. Однако не исключено, что в отдаленной перспективе в случае более благоприятной для США и ЕС ситуации подобные усилия под лозунгом «европейского выбора» будут предприняты.
У России есть куда более важные цели и задачи, чем «выкручивание рук» постсоветским государствам и их насильственное заталкивание в «новый СССР». Если европейский выбор тех или иных постсоветских государств будет радикальным, Россия без особых для себя проблем может выстраивать с ними отношения, как с другими совершенно независимыми государствами типа Бангладеш или Панамы. В этом случае речь будет идти не о «выкручивании рук молодым демократиям», а о последствиях сознательного выбора постсоветских государств в пользу радикального «европейского выбора» путем максимального дистанцирования от «авторитарной России». Этот выбор Россия не обязана оплачивать и ответственность за все последствия, в том числе за финансовые, будут нести сами независимые государства, а не Москва или другие внешние силы.
Показательно, что в отличие от прошлых лет, на последних конференциях, посвященных перспективам европейского выбора постсоветских государств, основное внимание уделяется не критике «империалистических планов Кремля».
Представители России и ЕС все чаще повторяют своим коллегам с Южного Кавказа одну хорошо известную истину: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Предлагаемые пути спасения могут быть противоположными или в той или иной мере совпадать.
Но будущая судьба Армении и других государств Южного Кавказа в первую очередь зависит не от чьих-то обещаний и советов, а от того, насколько верным окажется сделанный ими самими исторический выбор. Ведь помимо гимнов, красных дорожек, почетных караулов и прочих приятных для политических лидеров разных стран вещей, государственная независимость предполагает еще и ответственность перед своими странами и народами за принимаемые решения.
Александр Крылов - ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук
По материалам: Столетие
Армения выбор Кавказа Евразийский Союз Евросоюз