Дезассимиляционные процессы и конструирование «черкесской диаспоры» в современной Турции (II)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Вероника ИВАНОВА | 09.04.2013 | 15:00
Часть I
Кардинальным образом ситуация изменилась с распадом СССР. Открывшиеся возможности позволили черкесским организациям использовать накопленный потенциал для установления и развития контактов, а также принятия непосредственного участия в происходивших на Северном Кавказе сложных политических процессах. Именно в этот момент начинаются попытки ввести заимствованный термин «черкесская диаспора» по отношению к разделяющим черкесскую идентичность гражданам Турции (в противопоставление «черкесам основной родины»). Однако вместо отчужденности от общества проживания, свойственного диаспоре, принадлежавших к различным кавказским этносам потомков мухаджиров сближают друг с другом именно их турецкость, т.е. объединяющие их турецкий язык, турецкое гражданство, турецкое образование, турецкая история и пр. Это позволяет правительству выгодно использовать центробежные процессы, принимая активное участие в конструировании единой «черкесской диаспоры».
Более того, если для внешней политики Турции на Кавказе удобна диаспора, то для внутренней политики с определенного времени появилась необходимость в черкесском меньшинстве. Черкесов стали позиционировать как меньшинство в ходе процесса евроинтеграции, новая фаза которого началась с принятием Турции в качестве кандидата на вступление в ЕС в 1999 г. С этого момента одной из приоритетных задач стало соответствие политической ситуации в Турции копенгагенским критериям: демократия, верховенство закона, уважение и защита прав меньшинств. Таким образом термин «черкесское меньшинство» вошел в политический оборот, однако конкретных политических мер по защите интересов и прав этого меньшинства не последовало. Более того, запущенный правящей партией в 2009 г. проект демократической инициативы по демократизации, борьбе с терроризмом и обеспечению прав меньшинств «Национальное единство и братство» ориентирован исключительно на решение так называемой «курдской проблемы».
При этом меньшинства являются, согласно проекту, частью турецкой нации как «добровольного единства людей разного этнического происхождения на основании общей родины, общей истории, общих планов на будущее, общих ценностей и выгод» [Soruları ve cevaplarıyla...]. Черкесская общность, ассимилированная и адаптированная к турецким реалиям и в то же время хорошо организованная и подконтрольная (а главное, не имеющая к Турции в отличие от курдов или армян территориальных претензий), стала преподноситься как образцовое турецкое меньшинство.
Тем не менее, обозначение проблемы меньшинств спровоцировало появление новых черкесских организаций, отстаивающих права черкесов на теле- и радиовещание, а также образование на родном языке (например, «Инициатива черкесских прав» 2011 г.). Однако эта деятельность на данный момент безрезультатна, поскольку противоречит политике усиления турецкого влияния на Кавказе через распространение с помощью черкесских организаций турецкого языка (3).
Главным представителем «черкесской диаспоры» в Турции с начала 90-х гг. выступает Кавказская ассоциация (КАФ-ДЕР). Когда начинается централизация хаотически действующих черкесских организаций, именно она претендует на лидерские позиции, вступая в борьбу с Ассоциацией совета объединенного Кавказа. С 2003 г. она преобразуется в Федерацию кавказских ассоциаций (КАФ-ФЕД), монополизируя «черкесскую диаспору». Именно КАФ-ФЕД, находясь в русле политических интересов Турции, определяет повестку дня для турецких черкесов (в частности, через выпускаемый с 1997 г. журнал «Нарт»): признание геноцида черкесов, недопущение проведения «кровавой олимпиады», сбор денег в поддержку сирийских черкесов и пр.
Ключевым вопросом «черкесской диаспоры» последних пяти лет стало проведение Олимпиады-2014 в Сочи. С ним связано муссирование темы геноцида, который начинают отсчитывать с 1864 г., чтобы приурочить 150-летнюю годовщину непосредственно к Олимпиаде. Обращаясь к черкесской диаспоре, КАФ-ФЕД призывает объединиться в борьбе и «никогда не забывать, что: учитывая ситуацию на основной родине и бессилие основной родины перед Москвой, черкесы диаспоры ничего не добьются, опираясь лишь на методы без риска и без ответственности для себя» [Yıldız 2012].
Заданность проблематики и навязывание тех или иных тем используется для создания образа единой Черкесии, независимость которой - лишь дело времени. Одновременно подчеркивается культурная, религиозная, этническая и историческая близость Черкесии Турции. Тесно сотрудничая с Международной Черкесской Ассоциацией (МЧА), КАФ-ФЕД проводит ряд проектов по распространению черкесской идентичности среди различных этносов Северного Кавказа.
Таким образом, объективные дезассимиляционные процессы в современной Турции используются как внутри страны – для создания контролируемого и показательного меньшинства в западном понимании этого слова, так и вовне – как структура, позволяющая воздействовать на стратегически важный для Турции регион.
Иванова Вероника Витальевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Философии и культурологии Востока Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, младший научный сотрудник отдела Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (г.Санкт-Петербург)
Примечание
(3) Существуют и другие мнения по этому вопросу. Например, Нодар Мосаки отмечает: «Начало полномасштабного вещания на "черкесских языках" распространило бы влияние Турции на Абхазию и республики Северного Кавказа, поскольку в этих республиках вряд ли возможно создание телевидения того качества, которое может быть создано в Турецкой Республике. Таким образом, Турция фактически создала бы рынок "черкесоязычных" электронных СМИ, став при этом наиболее важным его игроком» [Мосаки].
Библиография
1. Сотниченко И.А. Политика пантюркизма на Кавказе в начале ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Сер. 2. История. Вып. 2. С. 170—173.
2. Сотниченко И.А. Северный Кавказ в сфере политического влияния Османской империи в XIX ― начале XX века.: автореф. дисс. … канд.ист.наук: 07.00.03. СПб, 2011.
3. Тимошенко Е.Н. Миграция народов Северо-Западного Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX в.: автореф. дисс. … канд.ист.наук: 07.00.03. СПб, 2008.Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографический обзорение. 2000. № 2.
4. Хотко С.Х. История Черкесии в средние века и новое время. СПб, 2001.
5. Aksoy E.Z. Çerkes teavün cemiyeti // Toplumsal Tarih, Eylül 2003. №117. S.100-101.
6. Allen-Muratoff. Kafkas Harekatı. 1828─1921 Türk-Kafkas sınırlarındaki harplerin tarihi. Ankara, 1966.
7. Aslan C. Doğu Akdeniz'deki Çerkesler. Adana, 2005.
8. Aslan C. Türkiye Çerkesleri Ne Kadar Diasporik? // Nart. Ankara, 2007. № 53. S. 13-17.
9. Boz E. Çerkes etnik kimliğin yeniden inşasında akrabalık. Yüksek Lisans Tezi. Ankara, 2010.
10. Cohen R. Rethinking ‘Babylon’: iconoclastic conceptions of the diasporic experience // New Community. 1995. №1.
11. Güsar V. Çerkez Kadınları Teavün Cemiyeti // Kafkasya Dergisi. 1975, № 48. S. 21-26.
12. Kaya A. Diasporada Çerkes Kimliğinin Dönüşümü: Değişen siyasal konjonktür karşısında yeniden tanımlanan etnik sınırlar // Sivil Toplum ve Dış Politika: Yeni Sorunlar, Yeni Aktörler. Istanbul, 2007. P. 57-76.
13. Kutay C. Çerkes Ethem: Tamamlanmamış Dosya. İstanbul, 2004.
14. Önder A.T. Türkiye’nin etnik yapısı. Halkımızın kökenleri ve gerçekleri. Ankara, 2011.
15. Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return // Diaspora. 1991. №1.
16. Soruları ve cevaplarıyla demokratik açılım süreci. Milli birlik ve kardeşlik projesi // Adalet ve Kalkınma Partisi: [сайт Партии справедливости и развития]. Дата обновления: 22.01.2010. URL:http://www.akparti.org.tr/acilim220110.pdf (дата обращения: 29.11.2012).
17. Şener C. Çerkes Ethem Olayı. İstanbul, 1986.
18. Yağan A., Serbes N. Tarihteki Hain Çerkesler. Ankara, 2010.
19. YILDIZ E. Kanlı olimpiyat yaklaşırken // Kafkas Dernekleri Federasyonu: [сайт КАФ-ФЕД]. Систем. требования: PowerPoint. Дата обновления - 20.11.2012. URL:http://www.kafkasfederasyonu.org/dokuman/kose_yazi_e_yildiz12.htm (дата обращения: 29.11.2012)
Источник: Первоочередные меры по противодействию использования т.н. «черкесского вопроса» в эскалации напряженности, экстремизма и терроризма на Северном Кавказе
диаспоры Западный Кавказ: современные проблемы Турция черкесы этничность / этнополитика