Грузинская диаспора в Москве в XVII–XIX веках (II)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Павел ГУСТЕРИН | 03.04.2013 | 14:00
1 комментариев
Часть I
Вахтанг VI, картлийский царь, писатель и ученый, в области внешней политики, вслед за своими предшественниками, продолжил линию на сближение с Россией. Он надеялся, «заручившись поддержкой могущественной державы, освободить Грузию от персидского господства и вернуть ей захваченные Турцией южно-грузинские области». (38) Турецкая армия двинулась в Восточное Закавказье и в июне 1723 г. без боя заняла Тбилиси. Усложнение внешней и внутренней обстановки, невозможность Вахтанга VI противостоять турецкой агрессии заставили его в 1724 г. эмигрировать в Россию с семьей, в том числе сыновьями Бакаром и Георгием, и большой свитой численностью около 1300 человек. (39) «В Москве, куда эмигранты прибыли в начале (40) 1725 г., они были приняты наследниками (41) умершего незадолго до того Петра I» (42, 43). Царь Вахтанг направлялся тогда из Астрахани в Петербург в сопровождении брата Симона, сына Бакара и свиты численностью ок. 100 человек. (44)
Царевич Бакар Вахтангович Багратиони
«В следующем году Вахтанг VI уже был вынужден поселиться в Москве, куда съехались все его приближенные. Для временного проживания Вахтангу VI было дано в Белом городе (45) подворье Рязанского архиерея…» (46, 47) В результате этого население грузинской колонии в Москве увеличилось до трех тысяч человек. Таким образом, уже в начале XVIII в. население Грузинских слобод составляли более полутора тысяч жителей. Сегодня напоминанием о Грузинских слободах служат городские названия — Большая (48) и Малая Грузинские улицы, Грузинский Вал, Грузинский переулок и Грузинская площадь. (49)
В 1729 г. к Вахтангу VI перешло село Воскресенское. На постройку новых домов император Петр II (1727–1730) пожаловал грузинскому царю, кроме строительных материалов, большую в то время сумму денег — 10 тысяч рублей, и скоро по обоим берегам Пресни, до впадения ее в находящийся ныне на территории Зоопарка большой пруд, появились Грузинские слободы. К востоку до Земляного вала (ныне Садово-Кудринской улицы) находились пустыри и пахотные земли ямщиков Тверской-Ямской слободы. Между ними и Грузинскими слободами шла проселочная дорога, не раньше (50) середины XVIII в. превратившаяся в Большую Грузинскую улицу. (51) На плане Москвы 1739 г. появилась Малая Грузинская улица. (52)
В селе Воскресенском до появления там грузин жили и армяне. В 1716–1719 гг. для них была построена первая в Москве армянская церковь. Небольшое ее здание в классическом стиле было снесено в советское время. (53)
За современным Зоопарком на бывшей Георгиевской площади (ныне Грузинской) находился деревянный дворец грузинского царя. При нем в 1720-х годах была построена церковь, которая спустя некоторое время сгорела. В 1750 г. вблизи того места царевич Георгий, генерал-поручик российской армии, построил деревянную церковь Св. великомученика Георгия Победоносца, которая, по решению церковного начальства, была предназначена быть не домовой, а приходской, «понеже при оном доме (грузинского царевича. — П.Г.) имеется построенных несколько домов, в которых живут грузинские князья, дворяне и служители, дворов 50». Поскольку эта церковь тоже сгорела, в 1788 г. было разрешено построить каменную церковь, строительство которой завершилось в 1792 г. В 1870 г. она была расширена, и по проекту архитектора Н.Н. Васильева к ней была пристроена колокольня. (54) В 1895–1899 гг. по проекту архитектора В.Е. Сретенского из красного кирпича было построено новое здание церкви, а старое здание стало ее трапезной. Этот комплекс, несмотря на то, что церковь была закрыта в 1928 г., сохранился до наших дней. (55)
В 1731 г. царю Вахтангу был также пожалован на Арбате дом, который ранее принадлежал князю Василию Лукичу Долгорукому. В 1741 г. этот дом перешел к царевичу Георгию Вахтанговичу. (56)
Приняв российское подданство, царевич Бакар 30 ноября 1729 г. в чине генерал-лейтенанта был зачислен на службу в артиллерию и назначен начальником Артиллерийской конторы в Москве и расположенных вблизи нее артиллерийских команд. Бакар Вахтангович служил в Москве до своей кончины в 1750 г. (57) Он сыграл огромную роль в развитии грузинского книгопечатания: в 1737 г. по его прошению Священный Синод Русской православной церкви разрешил печатать на грузинском языке Библию и богослужебные книги.
Большая заслуга в печатании грузинских книг и организации грузинской типографии в Москве принадлежит Христофору Георгиевичу Гурамишвили, который выехал в Россию в 1731 г. Его стараниями в 1737 г. в типографии Петербургской Академии наук был изготовлен грузинский шрифт и для грузинской типографии в Москве. (58) «Так возобновилось в Москве начатое Арчилом грузинское книгопечатание при помощи и поддержке передовых русских деятелей того времени. <…> Влияние богатейшего опыта русского книгопечатания не ограничивалось чисто технической стороной, оно отразилось и на содержании выпускавшихся в России грузинских книг: из 11 сравнительно крупных по объему книг, изданных в Москве в 1737 по 1744 г., 4 переведены с русского (в их числе известные произведения Феофана Прокоповича (59) и Стефана Яворского (60)), а остальные издания церковного содержания были сличены не с греческими текстами, как это делалось раньше, а со славянскими» (61). Позже «с русского языка был переведен целый ряд физико-математических, технических, медицинских, естествоведческих, юридических книг, памятников исторической письменности, работ по географии, а также ряд литературных сочинений западноевропейских авторов… Таким образом, грузинская московская колония способствовала также все большему знакомству и приобщению грузин к европейской культуре» (62).
В XVIII в. грузины пользовались некоторыми привилегиями по сравнению с другими жителями Москвы: их дворы были освобождены от солдатского постоя, ни не могли быть привлечены на государственную службу без разрешения членов их царского дома и пр. В 1749 г. в Грузинских слободах стояло 50 грузинских дворов. На «Геометрическом плане», составленном в 1766 г., здесь значатся уже 119 объектов. (63) По мере роста города там стали селиться люди и других национальностей. Например, в 1779 г. здесь находились 73 двора грузин и 24 двора русских и армян. Поскольку преобладающей частью населения были грузины, то и вся местность между нынешней Красной Пресней и Большой Грузинской улицей стала называться с того времени Грузинами. (64)
Царь Вахтанг был уверен, что лишь временно покидает Картли. Находясь в эмиграции, Вахтанг VI не порывал связей с Грузией, вынашивал планы ее освобождения. Однако царю Вахтангу так и не довелось возвратиться на родину. Он скончался в Астрахани 27 марта 1737 г. Свите царя Вахтанга после его смерти пришлось выбирать между принятием российского подданства и возвращением в Грузию. Лишь немногие решили возвратиться, большинство осталось в России в ожидании лучших времен. Грузины-эмигранты приняли подданство России и, вступив на царскую службу, получили от правительства поместья и крепостных.
«Брат Вахтанга — Адарнасе, которого в России называли Афанасием, в 60-х годах являлся московским комендантом. В 1761 году он был в числе встречавших грузинского царя Теймураза II (65), направлявшегося из Тбилиси в Петербург с дипломатической миссией. Для приема Теймураза был нанят каменный дом “покойного грузинского царевича Бакара в Белом городе, близ Охотного ряду”. Это был дом, который раньше принадлежал Арчилу и достался Бакару по наследству». (66)
Царь Теймураз II
Переселившиеся в Россию грузины продолжали полезный для своего народа труд: они переводили с русского языка научные книги и учебники, восстановили грузинскую типографию, основанную царем Арчилом, занимались литературной деятельностью. Вместе с царем Вахтангом в Москву приехал и его сын Вахушти Багратиони, занявшийся научной деятельностью. Все произведения Вахушти, включая географические и картографические работы, создавались в период с 1735 по 1752 г. в Москве. (67) В 1745 г. он составил свой труд «Сакартвелос цховреба» («История Грузии»), первое критическое исследование прошлого грузинского народа. Благодаря этой работе он стал крупнейшим представителем грузинской феодальной историографии. Его внучатым племянником был князь, генерал-от-инфантерии российской армии Петр Иванович Багратион.
Царевич Вахушти Вахтангович Багратиони
Генерал-от-инфантерии князь Петр Иванович Багратион
В Москве также протекала деятельность знаменитых поэтов Давида Гурамишвили, брата Христофора Гурамишвили, и Мамуки Бараташвили. Наряду с названными писателями вахтанговского эмигрантского кружка следует отметить братьев Николая, Дмитрия и Зосиму Орбелиани, Фому Бараташвили, Вахтанга Орбелиани, Мамуку Гурамишвили, Дмитрия Саакадзе, Шиоша Джавахишвили, Онана Мдивани, Эраста Туркестанишвили и др. Впоследствии в московскую колонию влились Александр Амилахвари, Дмитрий Багратиони и многие другие. Литературные кружки московской колонии в значительной мере способствовали взаимному культурному обогащению и сближению русского и грузинского народов. (68) Многие деятели грузинской культуры XVIII в. были похоронены на кладбище села Всесвятского. (69)
Давид Георгиевич Гурамишвили
В первой половине XIX в. в Московском университете преподавали профессора Илья Егорович (Георгиевич) Грузинов (Намчевадзе) по кафедре анатомии (70) и Николай Николаевич Сандунов (Зандукели) по кафедре гражданского и уголовного права. (71)
В середине XIX в. Московскую духовную академию окончил ставший впоследствии известным историком и археологом Димитрий Захарович Бакрадзе. Из его трудов особенного внимания заслуживает составленная им на грузинском языке «История Грузии». Бакрадзе намеревался перевести его на русский язык, но до своей смерти сделать этого не успел. Как археолог, Бакрадзе стал известен и за рубежом благодаря своему фундаментальному труду «Кавказ в древних памятниках христианства».
К началу XIX в. для грузинского народа московская колония стала живым воплощением веры в то, что Россия является единственным христианским государством, имеющим в Закавказье непосредственные политические интересы, и что эти интересы совпадают с политическими устремлениями Грузии. На протяжении всего XVIII в. московская колония оказывала в этом смысле сильное влияние на государственных деятелей Грузии. (72)
Даже после переноса столицы России в 1712 г. в Санкт-Петербург грузины продолжали селиться в Москве, а в «Северной Пальмире» выходцы из Грузии стали обосновываться в своем большинстве лишь после вхождения Восточно-Грузинского царства в состав Российской империи в 1801 г.
При воссоединении Грузинского царства с Российской империей царственные рода бывших иверских, имеретинских и картлийских царей получили в России право пользования всеми своими титулами. Представители этих родов, занимая принадлежащее им право почета по происхождению, переселяясь в Империю, основывались на жительство там, где кто признавал для себя удобнейшим. (73)
Но московская колония грузин продолжала существовать. В 1805 г. в Москве числилось 155 грузин: 76 лиц мужского пола и 79 — женского. (74) Поэтому более понятным становится то упорство, с которым генерал Багратион сражался на Бородинском поле: для него, как и для всех грузин, в Москве существовала частица самой Грузии.
Кроме каменных церквей Св. Георгия и Армянской, на Большой Грузинской улице все остальные здания были деревянными. Пожар Москвы 1812 г. Грузинских слобод не коснулся, поэтому после освобождения города был застроен и огромный пустырь, лежавший к востоку от Грузинских слобод. (75) В 1826 г. на Большой Грузинской улице насчитывалось 44 двора, большая часть которых принадлежала уже чиновникам и мещанам русского происхождения, и только один двор — дворянину грузинского происхождения. (76) В 1882 г. и этот двор перешел к русскому купцу, но в переулках, где были Грузинские слободы, жило еще много грузин. (77)
Грузинская колония в Москве сыграла огромную роль в расширении и укреплении политических и культурных связей между Россией и Грузией, а также культурного наследия грузинского народа, сохраняя это свое значение вплоть до середины XIX в.
Павел Густерин - научный сотрудник Российского института стратегических исследований
Примечания
(38) История Грузии. 1950, с. 396.
(39) Подобный случай произошел в 1711 г. с молдавским господарем Дмитрием Кантемиром. См.: Густерин П.В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир. М., 2008, с. 18–24.
(40) Точнее, в марте.
(41) Сведений о том, что царя Вахтанга VI встречала императрица Екатерина I, не сохранилось. Вероятнее всего, это был Петр Алексеевич, внук Петра I.
(42) Петр I умер 28 января (8 февраля) 1725 г.
(43) Маруашвили Л.И. Вахушти Багратиони, его предшественники и современники. М., 1956, с. 23.
(44) См.: Пайчадзе Г.Г. Русско-грузинские отношения в 1725–1735 гг. Тб., 1965.
(45) Исторический район в центральной части Москвы. Название происходило от находившихся здесь белых, то есть освобожденных от налогов, земель. Крепостная стена с башнями и воротами вокруг Белого города была построена зодчим Федором Конем в 1585–1593 гг., разобрана в XVIII в.
(46) Глава Рязанской епархии (церковно-административного округа).
(47) Пайчадзе Г. К истории…, с. 47.
(48) В доме № 5 по Большой Грузинской улице в 1981 г. был открыт музей, посвященный истории грузинской колонии в Москве в XVII–XVIII вв.
(49) См.: Мамаладзе Т.Г. Большая Грузинская // Альмонах «Куранты». Вып. 2. М., 1987; Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. Ч. I. М., 1998, с. 130–147.
(50) По-видимому, не позднее середины XVIII в.
(51) Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1958, с. 615.
(52) Там же, с. 617.
(53) Там же, с. 615.
(54) См.: Очерк истории церкви и прихода св. великомученика Георгия, что в Грузинах // Московские епархиальные ведомости. 1872.
(55) Сытин П.В., с. 615; Романюк С.К., с. 139–140.
(56) Тарсаидзе Н.Г. Материалы по истории поселения грузин в России в первой половине XVIII в. Тб., 1964, с. 14.
(57) Русский биографический словарь. Т. II. СПб., 1900, с. 423. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. IIа. СПб., 1891, с. 733.
(58) Пайчадзе Г. К истории…, с. 71.
(59) Феофан Прокопович (1681–1736) — российский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I.
(60) Стефан Яворский (1658–1722) — российский церковный деятель, писатель. В 1700–1721 гг. — местоблюститель патриаршего престола.
(61) Ватейшвили Д.Л. Грузия и европейские страны. Т. III: Грузия и Россия. XVIII–XIX вв. М., 2006, с. 305.
(62) Пайчадзе Г. К истории…, с. 76.
(63) Там же, с. 47–56.
(64) Сытин П.В., с. 616–617; Тарсаидзе Н.Г. Материалы по истории…, с. 20.
(65) Теймураз II (1700–1762) — царь Кахетии (1733–1744), Картлии (с 1744). Объединил Восточную Грузию. Во внешней политике придерживался пророссийской ориентации.
(66) Пайчадзе Г. К истории…, с. 59–60.
(67) Маруашвили Л.И., с. 26. См.: Вахушти Багратиони: Биобиблиография.Тб., 1990.
(68) Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б. История грузинской литературы. Тб., 1958, с. 60–65.
(69) Москва: Энциклопедия. М., 1997, с. 192. См.: Тарсаидзе Н.Г. Материалы по истории…, с. 34–37; Он же. Сведения о грузинах в России во второй половине XVIII в. Тб., 1983.
(70) И.Е. Грузинов, участник Бородинского сражения, находился в действующей армии в качестве военного врача и умер в январе 1813 г. в местечке Баруны Виленской губернии во время похода при освобождении России от наполеоновских захватчиков.
(71) См.: Каландадзе Ц.П. Участие грузин в культурной и общественной жизни России. Тб., 1984, с. 32–50.
(72) История Грузии. 1950, с. 397–398.
(73) История родов русского дворянства. Кн. 1. М., 1991, с. 413. (Репринт с петербургского издания 1886 г.). См.: Дворянские роды Российской империи. 1721–1917. Т. IV. Князья Царства Грузинского. М., 1998.
(74) Тарсаидзе Н.Г. Материалы по истории…, с. 20.
(75) Сытин П.В., с. 618.
(76) См.: Тарсаидзе Н.Г. Материалы по истории…, с. 38–40.
(77) Сытин П.В., с. 616–617.
Грузия диаспоры историография Россия