Выборный период в Азербайджане: «поле битвы» - Баку
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Надана ФРИДРИХСОН | 25.03.2013 | 06:01
Предвыборный фон во внутренней политике Азербайджана задают несколько основных сюжетов – борьба с коррупцией, социально-экономическое развитие регионов, скандал в отношении армии и размышления о вредоносной деятельности внутри республики, в частности потенциал «фейсбуковой» революции. Отдельное место занимает региональный контекст, метаморфозы которого сказываются на внутреннем климате Азербайджана.
Неудачи в отношении решения карабахской проблемы, потенциальная угроза, связанная с возможной дестабилизацией вокруг Ирана и в Дагестане, ряд событий вокруг Армении, и до конца неясные отношения с Западом раскалывают общественность республики на два основных полюса.
С одной стороны, проявляется условно «либеральное» течение, достаточно нетерпимое к ограничениям со стороны власти, в частности – к практике пресечения проведения митингов, регламентации наполнения информационного пространства. Преимущественно – это население столицы и близлежащих городов. С другой – наблюдается тенденция к всплеску национальной и религиозной самоидентификации и, как следствие, нетерпимость к чужеродным (определяемым как «западные») трендам, с которыми соотносятся, в частности, и попытки решения карабахской проблемы не войной, а через переговорный процесс (жители регионов, сел).
Власть вынуждена лавировать между этими течениями, стремясь принимать в выборный период решения, максимально удовлетворяющие потребности обеих групп.
Однако оппозиционный сектор республики, делающий основную ставку в своей работе именно на регионы, несмотря на некого рода разрозненность в своих рядах, создает предпосылки для нарастания конфронтации. В информационном пространстве активно обсуждаются процессы над экс-депутатом Милли Меджлиса Гюляр Ахмедовой, депутатом от Имишлинского района Асабиль Гамымова, как яркий пример несовершенства действующей власти. В то же время вопрос относительно редактора оппозиционной газеты Аваз Зейналлы преподносится как стремление власти «задавать» свободу слова в стране, а аресты активистов молодежной организации Nida, инициировавшим и организовшим акции протеста против солдатских смертей, которая состоялась 10 марта как произвол и вседозволенность.
Фактически, используя имеющий место быть социально-экономический разрыв между Баку и остальными регионами, оппозиция стремится противопоставить столице оставшуюся часть страны, что не может не рассматриваться властями как достаточно серьезный вызов.
При этом, не упуская из виду и Баку, как оплот расцвета либеральных течений в республике, оппозиция распространяет алармистские предположения относительно «революции фейсбук», намекая на события арабской весны, и негативные последствия от сотрудничества с Западом. Этому благоволит ряд проблем, связанных как с нагорно-карабахским конфликтом, так и с последними событиями относительно, как это преподносится некоторыми СМИ, якобы имеющего место заселения Лачинского района сирийскими армянами.
В отношении первого направления деятельности оппозиции власть нашла механизм по предупреждению угроз – ответом стали шаги в отношении повышения экономического уровня ряда регионов, в первую очередь подверженных всплеску радикального исламизма. В частности, речь идёт о расширении города Массады, в состав которого планируется передать села Дадва, Дигях, Искендерли и Сейбетин, Ярдымлинского района (на юго-востоке), Загатальского, Губинского райнов (на сервере республики). Второй же сюжет является составной частью общей картины карабахского урегулмирования. Становящейся всё более безрадостной. Тем не менее, можно предположить, что основным «полем битвы» между правящей элитой и контрэлитой скорее всего будет именно Баку.
Общественно-политическое сознание жителей столицы представляет собой некий синтез как некоторых западных трендов, так и стремления сохранить традиционный уклад, в связи с чем оценка действиям власти весьма неоднородна.
Очевидные успехи Азербайджана на международной арене сопоставляются с рисками от нерешенных проблем. Население, в особенности молодежь, особенно чутко реагирует на медийное пространство, оценивая информацию как со страхом потерять то, что есть, так и с желанием быть услышанными во имя большего. А развитие страны видится как в логике своей истории, так и в подражании Западу, который, надо сказать, добивается своего отнюдь не всегда мирными средствами.
Добавим к этому, что владение иностранными языками открывает доступ к западным СМИ, освещающими те или иные события вокруг и внутри Азербайджана, порой, с провокационных позиций (что, заметим, является общей практикой глобальных медиа в освещении событий в странах за пределами «золотого миллиарда», а отнюдь не только в Азербайджане).
В этом смысле события вокруг видеосюжета относительно событий в армии, и последующее пресечение несогласованного митинга создало предпосылки для нарастания недовольства, в основе которого лежит, фактически, растерянность. Общественность не знает, как однозначно оценить данные события и ориентируется на заявления как со стороны власти, так и оппозиционного сектора.
Вместе с тем, государственная система АР на сегодняшний день находится в переходном периоде – от постсоветской модели к некоей новой, основа которой пока находится в стадии становления и поиска оптимальных форм. Этим обуславливаются те сложности, с которыми сталкивается правящая верхушка, реагирующая на возникающие вызовы в логике не одной, а двух моделей.
Развернувшиеся вокруг ряда фигур коррупционные скандалы стали символом реализации властью одного из основных запросов общества, все более настойчиво ждущего перемен, но при этом создали предпосылки для разговоров о чрезмерной жесткости действий. Данное обстоятельство привлекает ряд западных игроков, стимулирующих оппозиционный сектор, задавая ему определенное направление. Конечной целью не ставится смена власти в Азербайджане, т.к. альтернативы нынешнему президенту нет, но возможность влиять на политическую стабильность для продвижения своих интересов, в первую очередь, энергетических, – вполне себе неплохая мотивация.
Можно предположить, что в ближайшее время в республике будет обостряться вопрос национальной гордости через призму воздействия тех или иных международных или крупных западных игроков, наподобие событий в Национальной ассамблее Франции, обсуждавшей не так давно «армянский вопрос».
Такого рода вызовы новы для стран постсоветского пространства, а с учетом особенностей менталитета населения Азербайджана являются крайне действенными с точки зрения дестабилизации обстановки среди молодежи столицы и крупных городов, поскольку «подрывают» один из столпов власти – международный авторитет республики.
Кроме того, возможны вспышки в вопросе межнациональных отношений. В этом смысле привлекает внимание недавняя инициатива известного драматурга и общественного деятеля, одного из руководителей Форума интеллигенции Рустама Ибрагимбекова относительно создания в стране Национального совета, нацеленного на формирование так называемой «Третьей силы» в обществе и участие в предвыборной президентской кампании.
Скорей всего это предложение стало некого рода «ответом» на реакцию власти в отношении романа «Каменные сны», которую ряд сил в обществе оценил как чрезмерную. Кроме того, нельзя не заметить схожесть с событиями двухлетней давности в Москве, когда активное участие в протестных митингах принимали деятели культуры.
Правящим кругам необходимо разработать механизм по своему позиционированию как в столице, так и в регионах, ориентируясь на процессы, которые проистекают в двух плоскостях. В выборный период это крайне сложная задача. Альтернативой может стать победа на международном уровне – например, признание ходжалинских событий – в тех же терминах, как их характеризуют в Азербайджане – крупным геополитическим игроком либо изменение формата азербайджано-иранских отношений. В этом смысле важную роль сыграло выступление директора института политических исследований Сергея Маркова, давшего толчок к новому уровню взаимодействия с Россией, а также последние события в отношении Союна Садыкова.
При этом, информационное противостояние с Арменией на данном этапе может только «подливать масло в огонь». Для СМИ Азербайджана в большей степени имеет смысл акцентировать внимание на иных плоскостях внутри- и внешнеполитической жизнедеятельности республики, не упуская при этом из виду хронологию событий в регионе.
Фактически на сегодняшний день внутриполитическая обстановка в Азербайджане в канун президентских выборов закладывает основы для моделирования государственной системы республики, исходя из реалий нового времени. «Закаляется» не только госаппарат, но и оппозиционный сектор, который пока что находится в разрозненном состоянии и не выработал до конца свою модель поведения.
специально для kavkazoved.info
Азербайджан выбор Кавказа