- расширение как двустороннего военно-технического сотрудничества, так и взаимодействия в рамках ОДКБ,
- экономический блок вопросов, среди которых вопрос уточнения цены на российский газ, поставляемый в Армению, и возможность предоставления нового российского кредита для поддержки экономики республики, в том числе и через структуры Евразийского банка развития (ЕАБР),
- вопросы, связанные с возможным разблокированием железнодорожного движения между Арменией и Россией, через открытие железной дороги из Абхазии в Грузию,
- проблематика возможного членства Армении в Таможенном Союзе и переговоры Еревана о предстоящем подписании в Вильнюсе договора об ассоциации и по расширенному соглашению о свободной торговле.
Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество
Как представляется, в вопросе расширения двустороннего военно-технического сотрудничества (в том числе в рамках ОДКБ) между сторонами есть полное взаимопонимание и оно будет воспроизводиться в полном объеме. Это особенно актуально для обеих сторон на фоне:
- продолжающегося кризиса в Сирии, где интересы связанные с безопасностью армянской общины Армении и геополитические интересы России, которая ориентирована на мирное урегулирование кризиса и блокирование любой иностранной интервенции - полностью совпадают. Тем более, что Анкара в этом кризисе является одним из активных игроков, поддерживающим радикальные исламистские группировки, выступающие против администрации президента Башара Асада,
- не спадающее напряжение вокруг иранской ядерной программы, которое ориентировано на экономические санкции и не исключает военной интервенции или нанесения ракетно-бомбовых ударов со стороны США и их союзников по территории Ирана,
- продолжающиеся активные закупки Баку наступательного и тяжелого вооружения, непрекращающаяся милитаристская риторика со стороны азербайджанского руководства в адрес Еревана и Степанакерта. Баку не отказывается угрозы применения силы в вопросе Нагорного Карабаха.
Словом, на всем южном направлении для России сложилась довольно запутанная и тревожная военно-политическая ситуация, которая несет явные и потенциальные угрозы ее национальным и стратегическим интересам. В сложившейся ситуации Москва хотела бы расширить свои военные возможности на южном направлении. Речь идет об усилении 102-ой российской военной базы, ее перевооружении и расширении возможностей. Одновременно Россия, как и было указано в протоколе о пролонгации срока дислокации базы и расширении ее зоны ответственности, подписанном в августе 2010 года, намерена предоставить ВС Армении современное вооружение в рамках военно-технического сотрудничества.
В связи с вышеизложенным отметим визит в Армению главы Объединенного штаба ОДКБ генерал-лейтенанта Александра Студеникина. В ходе его встреч с президентом Сержем Саргсяном, министром обороны Армении Сейраном Оганяном и его заместителем Давидом Тонояном, а также начальником Генерального штаба ВС Армении генерал - полковником Юрием Хачатуровым рассматривались вопросы, связанные с осуществлением реформ по повышению эффективности деятельности Военной комиссии и Объединенного штаба ОДКБ, а также вопросы связанные с оперативным сотрудничеством. Во время визита была также достигнута договоренность о том, что аэропорт в Степанаване и склад МЧС Армении близ села Балаовит (марз Котайк) будут отремонтированы совместными усилиями Армении и России. Оба этих объекта будут использоваться спасательными силами быстрого реагирования, действующими в рамках ОДКБ.
Склад в Балаовите будет использоваться для хранения товаров первой необходимости: продовольствия, воды, палаток, медикаментов.
Отметим два важных на наш взгляд момента: оба объекта (аэропорт в Степанаване и склад в Балаовите), несмотря на заявления об их чисто гуманитарной составляющей, являются объектами «двойного назначения», т.е. могут использоваться и в военных целях. Ранее аэродром в Степанаване своим расположением и потенциальными возможностями привлекал внимание специалистов из стран НАТО.
Вопросы экономики: цена на газ и транш ЕАБР
Как нам представляется, по вопросу цены на поставки природного газа в Армению ситуация сложилась приблизительно следующая: цена на поставляемый газ будет повышена с 1 апреля с.г., ориентировочная цена 250 долларов за 1000 кубометров на армяно-грузинской границе. Между тем, по сведениям армянской оппозиции, обнародованным в парламенте страны, реальная цена на российский газ поднялась еще минувшей осенью. Однако, для потребителей она пока остается на прежнем уровне; при этом для «Армросгазпрома» сократилась величина маржи между ценой на газ на границе с Грузией и отпускаемой ценой для потребителей.
Повышение цены на газ для потребителей (приблизительно на треть от нынешней цены), по мнению большинства армянских экспертов почти наверняка спровоцирует повышение цен не только в сфере ЖКХ, но и на транспорт, продовольствие (прежде всего на товары первой необходимости) и, соответственно, в сфере обслуживания. Естественно, что и без того непростая социально-экономическая ситуация в стране усложнится.
Разговоры о предоставлении кредита Армении через структуры ЕАБР идет в течение последних 18 месяцев, однако каких-либо кардинальных решений в этих вопросах пока не принято.
Отметим, что на конец 2012 года объем инвестиционного портфеля ЕАБР в Армении достиг 109 млн. долларов США с учетом уже погашенных проектов. Текущий же инвестиционный портфель ЕАБР в Армении (79 млн. долларов) включает проекты, направленные на финансирование малого и среднего бизнеса и микрофинансирование посредством предоставления целевых кредитных линий финансовым институтам.
В своем интервью агентству «Арка» директор Ереванского представительства ЕАБР Сергей Игнатов заявил, что банк рассматривает возможность финансирования нескольких крупных для Армении коммерческих проектов, включая агросектор, горнорудную отрасль и транспортную инфраструктуру.
Однако, как представляется, правительству Армении нужен куда более крупный транш в размере от 400 до 600 млн. долларов с тем, чтобы покрыть долги по другим кредитным линиям.
Выделение такого кредита в принципе возможно, однако под какой-либо крупный проект, каковым, могла бы стать, к примеру, реконструкция или частичная реконструкция завода «Наирит». Однако постоянная чехарда с собственниками предприятия и коррупционные схемы, в которых принимают участие самые высокопоставленные чиновники армянского правительства (были публикации и открытые заявления в прессе бывшего председателя правления партии рамкавар-азатакан А.Аракеляна о том, что эти коррупционные схемы «крышует» глава правительства Т.Саркисян), сдерживают соответствующие возможности.
Надо полагать, что переговоры в этом направлении будут продолжены.
Перспективы разблокирования железной дороги через Абхазию и Грузию
Каких-либо официальных сообщений о том, что на встрече президентов России и Армении обсуждался вопрос открытия абхазской железной дороги, пока не было. Но одновременное присутствие с рабочим визитом в Москве президента Абхазии Александра Анкваба, который обсуждал с В.Путиным дальнейшее экономическое взаимодействие и, возможно, меру участия своей страны в подготовке и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, указывает на то, что скорее всего, разговор на тему открытия железной дороги состоялся.
Наиболее заинтересованными сторонами в открытии железной дороги, безусловно, являются Армения и Россия.
Для России открытие этой железной дороги является коммуникационным возвращением в западный сектор Южного Кавказа, которого она была лишена с августа 1992 года, т.е. с началом грузино-абхазской войны. Возобновление функционирования этого транспортного пути восстановит геоэкономический и транспортный баланс в западном секторе Южного Кавказа. Россия бы смогла вернуть немалую часть экономического, политического, да и военного влияния в регионе.
Что касается Армении, то открытие железной дороги через Абхазию и возможность возобновления железнодорожной связи с Россией разблокировало бы страну и укрепило бы его позиции в отношениях с Анкарой и Баку, в том числе в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Для Грузии это - возможность возвращения на российские рынки и стать транзитной страной в направлении «Север – Юг», а не только «Восток – Запад» и извлечь из этого соответствующие геоэкономические дивиденды.
Что касается Абхазии, то часть ее общества настроена против полного восстановления движения по железной дороге. Причин этому несколько: в Абхазии еще не забыли, что именно по ней со стороны Грузии к ним пришел грузинский экспедиционный корпус; возрастет конкуренция для абхазской сельскохозяйственной продукции на российских рынках. Однако, работающая железная дорога принесет и свои плюсы: появятся новые рабочие места и страна получит дивиденды от транзита по своей территории товаров из России, Армении и Грузии.
Новое грузинское правительство, в том числе на уровне премьер-министра Бидзины Иванишвили несколько раз высказывалось о том, что в принципе оно готово пойти на обсуждение этого вопроса без затрагивания темы о принадлежности самой железной дороги на проходящем через Абхазию участке (напомним, что Грузия считает ее своей оккупированной территории).
Однако, не все так просто, в том числе и по той причине, что Баку и Анкара, обладающие немалыми рычагами влияния на Тбилиси, прилагают максимум усилий для того, чтобы грузинские власти не соглашались на возобновление движения по Абхазской железной дороге в сторону самой Грузии и Армении.
Таким образом, переговорный процесс о разблокировании железной дороги через Абхазию не обещает быть легким. Российской дипломатии придется решать очень непростую задачу не только на переговорах с грузинской стороной, но и иметь в виду то обстоятельство, что Азербайджан и Турция будут прилагать колоссальные усилия для блокирования успешного хода переговоров по этому непростому вопросу.
В сложившейся ситуации В.Путин, видимо, решил согласовать свои действия с лидерами Абхазии и Армении. Как представляется, особых проблем в этом вопросе не возникло. Не исключено, что Армения может стать посредником на каком-то этапе российско-грузинских переговоров.
Таким образом, можно высказать предположение в пользу того, что стратегия этого процесса и была успешно согласована на переговорах президентов В.Путина и С.Саргсяна.
О динамике процессов евразийской и европейской интеграции
В открытой печати и в сообщениях официальных источников не было никакой информации о том, что во время встречи В.Путин - С.Саргсян обсуждался вопрос членства Армении в Таможенном Союзе.
Тем не менее, мы предполагаем, что этот вопрос обсуждался и что стороны пока не пришли к общему мнению в этом вопросе.
Очевидно, что если даже Армения согласится вступить в Таможенный Союз, то условия ее приема будут отличаться от условий приема других стран, которые предполагают получить «дорожную карту» по вступлению в это образование (Кыргызстан и Таджикистан). На наш взгляд причин тут, как минимум, две: отсутствие общей границы со странами - участницами Таможенного Союза и наличие неурегулированного нагорно-карабахского конфликта.
В сложившейся ситуации Ереван, видимо, стремился бы к тому, чтобы иметь какие-то ассоциированные или партнерские отношения со странами Таможенного Союза. Это связано и с тем, что страна живет в условиях частичной блокады сухопутных коммуникаций и ее экономика сильно зависит от импорта. Поэтому она держит низкими таможенные пошлины, ставки которых существенно ниже действующих в Таможенном Союзе. Поднятие таможенных пошлин до уровня ТС в условиях полублокады, почти наверняка, приведет к повышению цен в Армении.
В то же время Ереван продолжает переговоры с ЕС об ассоциации и по расширенному соглашению о свободной торговле. Не исключено, что такое соглашение может быть подписано на саммите стран «Восточного партнерства» в конце ноября в Вильнюсе. При этом в Брюсселе предупреждают, что ЕС не может подписать расширенное соглашение о свободной торговле с Арменией, если она станет членом ТС, инициированного Россией, т.к. юридически это невозможно. В частности, председатель комиссии по внешним отношениям Европарламента и заместитель председателя Европейской народной партии Эльмар Брок заявлял, что в случае избрания какой-либо из стран «Восточного партнерства» российской инициативы отношение ЕС к ним будут такими же, как с Россией.
Данные мессиджи указывают на то, что официальный Ереван должен определиться между двумя этими инициативами и принять окончательное решение. Пока же С.Саргсян и его команда не приняли решения по этому вопросу.
Однако мы отметим, что в вопросе подписания документов по ассоциации и по расширенному соглашению о свободной торговле с ЕС имеются определенные проблемы. В частности, очевидно, что из трех стран готовящихся к подписанию этих документов (Армения, Грузия и Молдова), ни одна пока полностью не удовлетворяет тем критериям, которые требует Брюссель. Поэтому нельзя исключать ситуации, при которой принятие решения будет отложено именно Брюсселем.
С другой стороны, сторонники вступления в ТС указывают на возросший товарооборот между этими странами, предпочитая замалчивать существующие проблемы. Оно и неудивительно, т.к. ТС сформировался совсем недавно, лишь с 1 июля 2011 года на границах Беларуси, Казахстана и России был отменен таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ этого экономического объединения.
Словом, в этом вопросе достаточно много неясностей и скорее всего, более глубокая проработка выбора окончательного приоритета станет возможной лишь в мае с.г., после формирования нового правительства.
Ереван, по материалам: russia-armenia.info