На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Армения: игры в «мягкую оппозицию» вместо решения реальных проблем?

Публикации | Ануш СИРУНЯН | 11.03.2013 | 09:32

Поствыборная ситуация в Армении продолжает сопровождаться митингами сторонников занявшего по официальным данным второе место бывшего кандидата в президенты Раффи Ованнисяна. Вместе с тем, число участников акций протеста постепенно идет на убыль.

Обращение в Конституционный суд как проявление политической логики

К действиям и расплывчатой риторике «серебряного призёра» выборов некоторые наблюдатели относятся с определенным недоверием. Так, он периодически приглашает Сержа Саргсяна на площадь Свободы, чтобы тот, как «пионер освободительной борьбы», добровольно сдал свою власть народу. Кроме того, президенту, премьер-министру Тиграну Саркисяну и мэру Еревана Тарону Маркаряну предлагается придти на площадь для того, чтобы «взглянуть в глаза народу и признать его победу... Никто не стоит выше народа и гражданина Армении. Никто не отнимет у нас нашей свободы, свобода вышла на площадь Свободы и никто ее не отберет». Непонятны и его заявления типа: «Армянский народ 9 апреля (9 апреля день инаугурации главы государства – Авт.) будет праздновать свою победу».

В ходе митингов в регионах страны Ованнисян последовательно призывает уйти в отставку сельских старост, губернаторов и мэров, однако избегает подобных радикальных заявлений в адрес президента. Более того, он пресекает скандирование лозунгов типа: «Серж уходи!» или «Долой Сержа!»

И вот на фоне всего этого Ованнисян и его соратники, наконец, сделали конкретный шаг – 4 марта, то есть две недели спустя после президентских выборов, обратились в Конституционный суд с требованием признать их итоги недействительными. Обращение в КС является не только правовым, но и политическим шагом, отказ от которого, с одной стороны никак не укладывался в здравую политическую логику, а с другой – делает совершенно непонятной стратегию организаторов поствыборных протестов.

Между тем, никто из представителей партии «Наследие» в избирательных комиссиях не отказался поставить подпись под итоговыми протоколами с избирательных участков; не оспорили содержание протоколов и доверенные лица Р.Ованнисяна. То есть у партии «Наследие», несмотря на все заверения о наличии достаточного числа фактов о нарушениях, нет правовой базы для того, чтобы оспротить итоги голосования.

Сразу же после Р.Ованнисяна с требованием признать решение ЦИК Армении недействительным в КС обратился и другой бывший кандидат в президенты Андриас Гукасян, заявивший, что ожидает от КС сенсационного решения. Однако этот кандидат вряд ли собрал необходимые документы по той просто причине, что на избирательных участках даже не было его представителей.

Разбирательства в КС по указанным искам не могут стать составной частью политического процесса, так это уже происходило в 2003 и 2008 годах, когда предвыборные штабы лидеров оппозиции Степана Демирчяна и Левона Тер-Петросяна подготовили и имели на руках для обращения в КС огромный массив необходимых документов. Кроме того, в 2003 году был представлен настолько обоснованный иск, по которому КС даже принял решение о проведении в течение года референдума о доверии к властям. Другое дело, что тогдашнее правящее большинство отказалось выполнять это решение КС, но это обстоятельство никоим образом не умаляет работы команды Степана Демирчяна.

Проблема состоит в том, что отсутствие у Раффи Ованнисяна достаточно серьезной базы для обращения в КС может создать неверное впечатление о том, что и у его предшественников, аналогичным образом оспаривавших итоги выборов, также не было необходимого материала. Однако это впечатление совершенно не соответствует действительности, ибо даже в далеком 1996 году кандидаты в президенты Вазген Манукян и Ашот Манучарян, несмотря на отсутствие подобной практики, подготовили и подали в КС иски, подкрепленные основательным фактологическим материалом.

Перспективы движения Раффи Ованнисяна

С учетом существующей тяжелой социально-экономической ситуации и отсутствия какой-либо правовой защищенности граждан, широкие слои общества крайне заинтересованы в реальных переменах. Весь вопрос в том, удастся ли лидеру партии «Наследие», который на данный момент стоит во главе народного недовольства, сохранить эту волну и более того – создать условия для ее трансформации в широкое общественно-политическое движение?

Следует констатировать, что митинговая волна, несравнимая по своим масштабам с движением 2008 года, очевидно, пошла на спад. Возможно, этому способствовало определенное несоответствие интересов «улицы» и ее нынешнего лидера. Народ, который приходит на площадь Свободы, ждет разрешения своих многочисленных социально-экономических проблем, а с площади почему-то звучат призывы к необходимости роспуска Национального Собрания и проведения внеочередных парламентских выборов.

Мнение о необходимости роспуска НС и проведения новых парламентских выборов не разделяют другие политические силы: как власти, так и оппозиция. Это требование не имеет под собой никакой правовой основы, и, наконец, новые парламентские выборы вовсе не принесут ожидаемых народом перемен. Возможно, что Раффи Ованнисян ошибочно полагает, что 37 % голосов отданы именно в его пользу и не являются протестным голосованием, и именно это обстоятельство толкает лидера «Наследие» на то, чтобы обеспечить в новом парламенте адекватное набранным 18 февраля голосам место. Однако эта утопическая задача никоим образом не соотносится с интересами граждан.

Другой важный фактор, способствующий спаду протестного движения – это, как уже упоминалось выше, осторожная и обтекаемая риторика Ованнисяна. По мнению политолога Грачья Галстяна, Ованнисян много использует понятия «народ» и «приоритетный общественный интерес», которые формулируются в чисто эмоциональной плоскости и не несут конкретного содержания: «Я бы не советовал кому-либо говорить понятиями «народ», «приоритетный интерес народа». Конечно, они имеют эмоциональную, пассионарную нагрузку, но, по сути, ни о чем не говорят. А на трибуне тот же Раффи Ованнисян очень часто спекулирует этими словами. Я сформулировал бы это как отсутствие смысла», – убежден Галстян. По его словам, постоянная ссылка на общие формулировки и понятия уводит Ованнисяна от политической ответственности.

Третьим и очень важным фактором является отсутствие у партии «Наследие» достаточных ресурсов для поддержания протестов и, тем более, трансформации их в широкое общественно-политическое движение.

Видимо, именно исходя из этого обстоятельства и трезво оценивая свои возможности, представители небольшой партии «Наследие» осознали, что в одиночку им не удастся даже удержать народную волну, не говоря уж о чём-то большем. Именно об этом свидетельствуют встречи Раффи Ованнисяна с руководителями других оппозиционных сил – АРФ «Дашнакцутюн» и партией «Процветающая Армения» (ППА); также состоялась встреча Ованнисяна с руководством общественно-политической инициативы «Сардарапат».

Особого интереса в этом плане заслуживает встреча между лидером ППА Гагиком Царукяном и Раффи Ованнисяном, организованной по инициативе последнего, в ходе которой Ованнисян указывал на необходимость создания широкой коалиции.

Напомним, что представители партии «Наследие» в апреле 2012 года фактически вышли из единого штаба по контролю за парламентскими выборами, выразив тем самым протест и нежелание сотрудничать с ППА, как силой, являющейся частью власти и силой, возглавляемой олигархом. При этом указывалось, что партия «Наследие» борется против олигархии и, соответственно, за изменения олигархической системы. Соратники Ованнисяна подвергли жёсткой критике политологический анализ, озвученный в ноябре 2011 года лидером Армянского национального конгресса (АНК), экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, в котором бывший президент указывал на большой потенциал и самодостаточность ППА.

Сегодня – по всей видимости, исходя из политических реалий – команда Раффи Ованнисяна вынуждена коренным образом пересмотреть свою столь непримиримую позицию.

Странно звучит и заявления Р.Ованнисяна о том, что он готов также к встрече с Левоном Тер-Петросяном: «Каждый может встать рядом с нами, если пересмотрит пройденный путь, самоочиститься и решит для себя – сфальсифицированы были выборы или нет». Данное заявление инициатора встреч с ППА, АРФД и организацией «Сардарапат» вполне можно расценить как стремление изолировать от политических процессов АНК и его лидера. Между тем, подобная позиция лидера партии «Наследие» противоречит задаче формирования широкой политической и общественной консолидации, а следовательно и созданию реальных предпосылок для смены власти.

Такое несбалансированное отношение к различным оппозионным силам вносит раскол в ряды оппозиции, что естественно, играет на руку властям, крайне незаинтересованным в создании широкого общественно-политического движения. С другой стороны, вряд ли столь искушённый политик, как Левон Тер-Петросян, позволит изолировать себя и свою команду. Словом, всё это лишь вносит дополнительную напряженность на оппозиционном поле.

Добавим также, что встречи Раффи Ованнисяна с руководителями ППА и АРФД еще не являются залогом успешного сотрудничества в дальнейшем.

Реализуется ли в Армении модель «мягкой оппозиции»?

В последнее время в некоторых СМИ Армении можно встретить термины «армянский гандизм» и «мягкая оппозиция».

По определению политического обозревателя Интернет-издания «7or.am» Карена Акопджаняна, особенностью «армянского гандизма» являются, по сути, совместные действия властей и оппозиции, направленные на борьбу с тем, что полагают для себя неприемлемым: «Оппозиция не скрывает, что осуществляет революцию, а власти не скрывают, что поддерживают ее или, как минимум, не мешают революционерам». По мнению некоторых наблюдателей, роль лидера «мягкой оппозиции» возложена на Раффи Ованнисяна, не оказывающего жесткого сопротивления властям и не предпринимающего шагов, которые могли бы способствовать эскалации напряженности. С этими оценками перекликаются некоторые заявления членов команды Ованнисяна, которые призывают народ к спокойной и позитивной борьбе.

«Если мы допустим, чтобы нынешнее политическое противостояние вышло за рамки формата народ-власть, если народ сломается и не продолжит тихую законную, позитивную борьбу, то мы действительно проиграем», – заявил на одном из митингов в Ереване генеральный секретарь правления партии «Наследие» Степан Сафарян. По его словам, те кто сегодня пытаются спекулировать на вопросе о якобы отсутствии конкретных шагов со стороны команды Ованнисяна, пытаются сделать лишь одно: отвести внимание общественности от победы 18 февраля. «Мы не устраивали голодовок, сидячих забастовок, не шли к резиденции президента на Баграмяна 26, мы просто спокойно зашли в кабинки для голосования и приняли наше победное решение. Все наши дальнейшие шаги должны исходить из логики нашей этой победы».

Возможно, что в Армении апробируется выгодная для властей модель «мягкой оппозиции», подходящая фигура для которой уже найдена. Задача использования новой модели состоит в «оттягивании» голосов от реальной оппозиции. Является неоспоримой истиной то, что в Армении СМИ, подавляющее большинство которых контролируется со стороны властей, стараются почти не упоминать оппозицию и тем более не показывать ее в телеэфире. Между тем, все встречи Ованнисяна и его поездки по регионам подробно освещаются, и делается это, скорее всего, потому, что властям выгодна сила, которая «уводит» избирателей от реальной оппозиции в лице АНК, ППА и АРФД.

Таким образом, власти в рамках новой технологии пытаются создать некую «новую упаковку» по типу Арташеса Гегамяна или Артура Багдасаряна, которая между тем будет выполнять прежнюю политическую функцию – отвлекать часть протестного электората.

С другой стороны, так называемая «мягкая оппозиция» выгодна также и западным игрокам, ибо использование этой технологии направлено на ослабление АНК и ППА, которые находятся в постоянном диалоге с Россией.

В случае с использованием технологии «мягкой оппозиции», не следует сбрасывать со щитов два важных обстоятельства. Во-первых, подобный формат не совсем соотносится с ситуацией в Армении, где свыше 1/3 населения живет за чертой бедности, а значительная часть граждан поддерживает своё существование за счет трансфертов из-за рубежа, и в первую очередь из России. Самая высокая пенсия в Армении составляет 100 долларов, в то время как страна входит в первую десятку стран с самыми высокими ценами в мире.

Во-вторых, так называемая радикальная оппозиция в лице АНК не собирается уступать политическую площадку «мягкой оппозиции».

В частности, 23 февраля съезд партии «Армянское общенациональное движение» принял решение о переименовании в «Армянский национальный конгресс».

Ранее лидер оппозиционного объединения «Армянский национальный конгресс», экс-президент Левон Тер-Петросян подтвердил, что в АНК в последнее время идет брожение и некоторые силы и личности де-юре и де-факто вышли из альянса: «Я считаю это естественным, потому что изменились подходы и ожидания некоторых, изменилась политическая повестка, стоящие перед нами задачи, что требует новых организационных решений».

Совершенно очевидно, что первый президент не намерен оставлять активную политическую деятельность, и все заявления о том, что подходит к концу эпоха «трех президентов» на данный момент оказались преждевременными.  Маловероятно также, что «играть по партитуре» партии «Наследие», обладающей в НС всего четырьмя мандатами, будет и ППА, которая имеет в парламенте солидное представительство - 36 депутатов.

Продолжая тему «мягкой оппозиции» отметим, что для армянских властей, вместо того, чтобы пытаться направить протестное движение в безопасное для себя русло, было бы гораздо целесообразнее, наконец, приступить к решению множества социальных проблем, являющихся базой для формирования значительного – даже по официальным данным – протестного электората. Применение всевозможных, в том числе присоветованных извне, «умных технологий» не создаст новые рабочие места и производства, не снизит цены и не остановит миграцию.

По материалам: russia-armenia.info

Армения выбор Кавказа политика и право



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2025 | НОК | info@kavkazoved.info