В нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых увидел свет фотоальбом «Черкесы: воины и мастера»
Новости | 05.03.2013 | 23:33
Это поистине монументальное издание (328 страниц формата А 4) удивительно по богатству и широте представленного материала, необычно по форме, оригинально по подаче.
Стоит сказать, что художник издательства Жанна Шогенова (автор проекта и его воплощения в жизнь) отдала данной работе несколько лет. В результате удалось добиться того, что в альбоме представлены практически все существовавшие виды традиционных черкесских ремесел. Мате-риалами для него стали экспонаты из музеев Российской Федерации (Исторического, Адыгейско-го, Кабардино-Балкарского, Пятигорского и др.), а также многочисленных частных коллекций, в том числе и зарубежных (Турция).
Обладая весьма ограниченными возможностями и понимая, что объять необъятное невозмож-ное, издательство, тем не менее, попыталось показать искусство черкесских мастеров как можно полно, широко, всесторонне. Означенной цели призван способствовать визуальный видеоряд, представленный разновременными (начиная с XVI века) работами художников и фотографов, на которых, говоря пушкинскими словами, запечатлен черкес – «оружием обвешан; /…На нем броня, пищаль, колчан, / Кубанский лук, кинжал, аркан / И шашка, вечная подруга / Его трудов, его досу-га».
Издание «Черкесы: воины и мастера» снабжено многочисленными сносками и комментария-ми, переводами текстов и названий представленных предметов на английский и кабардинские языки, в нем сотни иллюстраций, многие из которых неизвестны не только широкому читателю, но и специалистам. Отпечатано оно на самом высоком полиграфическом уровне с полным соот-ветствием цветовой гаммы оригиналам; впечатляет дутый (с лакировкой и тиснением золотом) переплет, а футляр делает издание изысканным и приятным подарком. Затраты на подготовку альбома и его печать значительно превысили возможности издательства, но откликнулся на просьбу об участии лишь один человек – москвич Алексей Дмитриевич Гнедовский (Инвестиционная компания «Велес Капитал»).
Удивление и гордость испытывают все, кто уже ознакомился с этим изданием, так как большинство только из фотоальбома узнали, насколько многообразна, грандиозна, неповторима материальная история черкесского народа.
Мы попросили одного из руководителей издательства Виктора Котлярова рассказать подробнее о работе «Черкесы: воины и мастера»:
Сегодня Черкесия, которую немецкий историк культуры второй половины XVIII века Иоганн Готфрид Гердер образно назвал «родиной красоты», – страна, которой нет на карте. Рассеяны по миру материальные образцы черкесской культуры – той самой, что некогда служили образцом для подражания у народов Кавказа, привлекала как своим внешним видом, так и внутренним содержанием, ибо обладала особым стилем, для которого характерны функциональная соразмерность, идеальная гармония, художественная красота. Последняя являлась составной частью любого предмета – будь то оружие, доспехи, одежда, конское снаряжение, предметы быта.
Военный уклад жизни черкесов отразился в первую очередь на ремеслах, связанных с обработкой металла (кузнечном, серебряном) – именно в производстве оружия лучшими мастерами был достигнут высочайший уровень профессионализма. Кабардинские панцири и кольчуги по-ставлялись в Персию; булатные сабли и кинжалы ковались кабардинскими оружейниками в Москве, куда для работы приглашались лучшие из них. Из истории известно, что из-за профессио-нальных мастеров оружейного дела порой разгорались настоящие битвы. И этому есть объясне-ние: творчество настоящего умельца выражалось не только в рождении удивительных по своей красоте и эстетической ценности вещей, как способствовало созданию новой культуры народа, ее поднятию на более высокий уровень общественного развития. Черкесская шашка, черкесский кинжал, черкесское ружье – эти словосочетания стали синонимом качества (если так выразиться) и искусности; «золотые и серебряные украшения, как писал поляк Теофил Лапинский (1827–1886), участник борьбы адыгов за независимость, вызывают восхищение европейского любителя оружия».
Основным признаком, позволяющим говорить о черкесском происхождении тех или иных оружейных предметов, является орнаментика, которой присущ, по наблюдению исследователя Е. М. Шиллинга, «крупный и редкий рисунок, при котором остается много свободного фона, под-черкивающего монументальность рисунка»; техника украшения серебра – гравировка и чернь.
Орнаментика характерна также для национального костюма, женских и мужских поясов, обуви, ювелирных и шорных (связанных с изготовлением ременной упряжи, седел, уздечек) изделий, предметов быта, деревянной утвари.
Адыгский национальный костюм, в первую очередь женский, – это разнообразие ярких орнаментов, великолепное золотное и серебряное шитье, на которое делался основной акцент, обилие басонных (плетеных) изделий (тесьма, галуны, позументы, шнуры, кисти, подвески). Особенно ярко и впечатляюще покрой и декорирование проявились в всемирно известной черкеске, определяемой сегодня как кавказская национальная одежда, бурке и башлыке, женских платье и шапочке, оказавших непосредственное влияние на одежду не только других народов Кавказа, но и кубанских, донских, терских казаков.
Соразмерностью, изысканностью, симметричной контрастностью отличаются изделия из кожи адыгских мастеров – предметы военного снаряжения, атрибуты конской сбруи, обувь, приспособления для ношения – кисеты, сумки, бурдюки…
Понимая всю ответственность, которую взяло на себя издательство, озаглавив свой долголет-ний труд обобщающим понятием «Черкесы…», мы надеемся, что будут сделаны дальнейшие шаги по раскрытию самобытности народа, оставившего заметный след на скрижалях мировой истории.
Виктор Котляров
культура традиционализм черкесы