«В итоге сбитый армянский самолет может дорого обойтись Азербайджану…»
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 20.02.2013 | 19:59
Эксперт ИМЭМО РАН: «Вновь рассчитывать, что Запад преподнесет Баку Карабах на «блюдечке с голубой каемочкой» было бы крайне наивным»
«В течение последних двадцати лет сложилось очень разное видение Россией Южного Кавказа и Южным Кавказом России. В России на массовом уровне и в российском информационном пространстве тема постсоветских республик, в том числе государств Южного Кавказа, занимает очень скромное место». Об этом заявил доктор исторических наук, эксперт Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президент научного общества кавказоведов Александр Крылов.
«Временами происходят «всплески» интереса по особо драматичным поводам, которые касаются России напрямую, как это было во время августовский событий 2008 года в Южной Осетии, во время «цветных революций» и т.п. Определенный интерес сохраняет тема «кавказского фактора» в российской внутриполитической жизни. Но в целом, и это принципиально важно, для России государства Южного Кавказа – это такие же независимые государства современного мира, как и все остальные. Для российской политики государства Южного Кавказа представляют повышенный интерес в силу своего приграничного географического положения. Однако они не входят в число самых влиятельных государств современного мира. На массовом же уровне наши граждане куда лучше осведомлены о жизни в Германии, Франции или США, чем в Азербайджане или Армении.
Взгляд на Россию с Южного Кавказа совсем другой. Там Россия продолжает восприниматься не просто как обычное рядовое иностранное государство, а как отчасти до сих пор и не совсем «чужое». Поэтому степень присутствия российской темы и уровень интереса к ней в обществе совсем иной, чем в России», - считает эксперт.
Касаясь изменений в азербайджано-российских отношениях после ухода последней из Габалинской РЛС, А.Крылов отметил, что уход российских военных с Габалинской РЛС имел большое символическое значение.
«Общеизвестно, что станция устарела, и интересы российской национальной безопасности после прекращения ее работы ничего не потеряли. Сохранение российского военного присутствия, пусть даже чисто символического, как это было в Габале, являлось свидетельством общего исторического прошлого и особого характера двусторонних отношений. Теперь этот фактор в наших двусторонних отношениях отсутствует. У России появилось еще больше стимулов развивать отношения с Арменией, в том числе в военной области. Что выиграет Азербайджан и пойдет ли ему на пользу ликвидация Габалинской РЛС, покажет будущее», - подчеркнул он.
Говоря о сегодняшнем состоянии Карабахского конфликта, наш собеседник подчеркнул тот факт, что конфликт продолжает оставаться в замороженном состоянии и это устраивает Азербайджан в куда меньшей степени, чем Армению.
«Поэтому Азербайджан предпринимает усилия, чтобы изменить сложившийся между двумя странами военно-политический паритет и добиться максимально возможного уровня международной поддержки своей позиции по Карабаху. Пока нынешний паритет будет сохраняться, конфликт, скорее всего, так и останется замороженным. Однако положение может измениться в случае начала войны в Иране, других неблагоприятных внешних факторов либо внутриполитической дестабилизации в Азербайджане или Армении. В двусторонних российско-азербайджанских и российско-армянских отношениях карабахский фактор наряду с другими факторами играет свое значение. Но Карабахская проблема для России это не рычаг давления на Баку или Ереван, а источник головной боли. Точно так же, как для Турции, Ирана, Франции, США и других государств, которые имеют свои интересы на Южном Кавказе. Все они вынуждены учитывать Карабахскую проблему в своей политике, но ни одно из этих государств, и даже они все вместе, не могут решить ее каким-то чудодейственным приемлемым для себя и для обеих конфликтующих сторон образом. Азербайджану и Армении придется искать решение, прежде всего собственными усилиями», - считает А.Крылов.
Эксперт высказал свое мнение относительно резких заявлений официального Баку по поводу возможного открытия Ходжалинского аэропорта.
«Несомненно, что уничтожение гражданского авиалайнера сильно осложнит положение Азербайджана на международной арене. Вряд ли мировое сообщество удовлетворится официальными разъяснениями Баку на основе его официальной позиции по Карабахской проблеме. В данном случае главную роль будут играть не юридические доводы, а эмоциональные. Насколько далеко пойдут наиболее важные мировые игроки в своем пропагандистско-дипломатическом наступлении на Азербайджан сложно прогнозировать. Но очевидно, что они попытаются использовать благоприятный повод, чтобы добиться от Азербайджана максимальных уступок в важных для себя вопросах. В итоге сбитый самолет может оказаться для Азербайджана очень дорогим и в политическом, и в финансовом плане, что, в условиях конфронтации будет использовано Арменией в полной мере. В то же время есть международные институты, которые четко регулируют вопросы международных авиаперевозок и у Азербайджана есть все возможности защищать свою позицию не путем сбивания гражданских авиалайнеров, а цивилизованным путем».
Отвечая на вопрос: «Может ли Запад гарантировать Азербайджану возврат его оккупированных территорий, если он решит поддержать Запад в войне против Ирана?», политолог отметил, что нечто подобное уже имело место совсем недавно.
«Были договоренности, которые получили в Азербайджане название «Нефть в обмен на Карабах». Запад добился решения собственных задач, а Карабахская проблема остается в том же виде, в каком она пребывает после заключения соглашения о перемирии и прекращения военных действий. Вновь рассчитывать, что Запад преподнесет Азербайджану Карабах на «блюдечке с голубой каемочкой» было бы крайне наивным. Это напоминает бесконечное вступление Турции в Европейский союз, по поводу которого турки давно шутят, что Евросоюз развалится скорее, чем туда вступит Турция. Учитывая современные европейские реалии, эта шутка стала куда более актуальной, чем 10-15 лет назад.
Никакие обещания Запада не приведут к возврату Карабаха под власть Баку. Но Азербайджану будут стопроцентно гарантированы очень большие проблемы с его южным соседом, причем вне зависимости от того, каким образом закончится война против Ирана. Ведущиеся Западом два последних десятилетия войны на Ближнем, Среднем Востоке и в Северной Африке не были для него легкими. В настоящее время происходит сокращение масштабов военного присутствия США и их союзников в Афганистане. Войну там никак нельзя отнести к числу победоносных, скорее наоборот. Вывод иностранных войск из Афганистана изменит ситуацию коренным образом, причем не только в этой стране, но во всем обширном регионе Большого Ближнего Востока. Начинать войну против Ирана после безуспешной войны в Афганистане и в условиях продолжающейся войны в Сирии было бы для американских политиков совершеннейшим авантюризмом. Но для Баку участвовать в подобной авантюре в соседней стране было бы просто безумием», - отметил А.Крылов.
В заключении политолог поделился мнениями о том, что ждет южно-кавказский регион в случае войны против Ирана.
«Надеюсь, что войны Запада против Ирана все же не будет. Но если случится наихудший вариант из всех возможных вариантов, то очевидно, что территория Ирана и вокруг него превратится в зону боевых действий и вряд ли эти действия закончатся быстро. Даже если благодаря совокупной мощи США и их союзников удастся разгромить иранскую регулярную армию - это не будет означать окончания войны и превращения Ирана в дружественное Азербайджану процветающее демократическое государство. Куда более вероятно, что территория Ирана и вокруг него превратится в зону хронической нестабильности, где будут действовать и конфликтовать самые разные силы, включая и радикально-исламские. В случае участия Азербайджана в войне против Ирана он получит большие обещания, возможно не только по Карабаху, но и по Южному Азербайджану. Подобно обещаниям «Нефть в обмен на Карабах», цена новых обещаний будет невелика, их никто изначально не собирается исполнять. В итоге Азербайджан будет втянут в жестокое противоборство самых разных сил на глобальном и региональном уровне. Его территория станет ареной этого противоборства со всеми вытекающими отсюда самыми печальными последствиями, как для политической элиты, так и для рядовых граждан.
Но, подчеркну еще раз, в современной ситуации, когда США и ЕС находятся в экономическом кризисе и сокращают масштабы военных операций вдали от своих границ, не следует считать войну Запада против Ирана предопределенной. Более вероятен «сирийский» сценарий, когда внешние силы стремятся действовать не собственными руками, а при помощи своих местных союзников и достигают поставленных целей путем свержения неугодных режимов, гражданской войны и т.п. Правда, и в этом случае, у Азербайджана проблем будет, что называется, в избытке. Ведь для любого государства современного мира стабильные и благополучные соседи куда предпочтительнее, чем территории хаоса и анархии у собственных границ», - заключил он.
По материалам: Vesti.Az
Азербайджан Армения Нагорный Карабах