C казахстанскими бизнесменами – по Закавказью (фоторепортаж)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил РОЩИН | 16.02.2013 | 08:00
Летом 2011 г. мне неожиданно позвонил Александр Пермяков, руководитель клуба путешественников «Русские экспедиции» и предложил принять участие в качестве эксперта в поездке по странам Закавказья с казахскими бизнесменами и их семьями. Я подумал и согласился, решив, что это будет интересный творческий эксперимент. В тот момент мне ничего не было известно о том, с кем и с какой скоростью мне придется пересекать горы и долины Закавказья через год: поездка наша состоялась не в августе 2011, как сначала планировалось, а в самом начале мая 2012 г.
Организатором и душой поездки, которую сами участники называли вторым этапом Кругосветки, был Айдын Рахимбаев, глава строительного казахстанского холдинга «BI Group». Свой бизнес он начинал со своими однокурсниками, выпускниками Целиноградского инженерно-строительного института, некоторые из которых и сегодня работают вместе с ним. «Утверждение о том, что с друзьями работать нельзя, это не о нас. Дружить и делать общий бизнес – это высшее удовлетворение. Отношения при этом только укрепляются», – cчитает А. Рахимбаев.
Уже после поездки по Закавказью, прочитав интересную статью Алии Адамбаевой «Два круга Рахимбаева», я выяснил для себя любопытную предысторию нашей поездки.
«Мы несколько лет ездим экипажами (одна машина с семьей) в путешествие. По нескольку дней, живем в палатках, вместе с детьми разводим костры и готовим еду», – с ностальгией рассказывает Рахимбаев, – «и потом пришла мысль объединить наши поездки и составить определенный маршрут, который позволит объехать весь мир». Словно герои Жюля Верна, компания друзей с семьями в 2010 году впервые отправилась в кругосветную экспедицию. Первый этап кругосветки начался с маршрута Шелкового пути, ездили на Памир, в течение пяти дней по дну высохшего моря преодолели маршрут Арал – Каспий, были в Монголии.
Действительно, потом я узнал, что вместе с Рахимбаевым в нашей поездке участвовали и два его однокурсника, Бауыржан Исабаев и Асхат Омаров. Оба входят сегодня в совет директоров холдинга «BI Group». Был в нашей группе и очень известный в Казахстане человек – Нурлан Смагулов, президент «Астана Групп», оказавшийся обаятельным и приятным в общении. Хорошо запомнился и его помощник Арман Кудабаев, тонкий знаток лошадей.
Наше путешествие началось в Баку, куда морем прибыли машины, на которых мы поехали вглубь сначала Азербайджана, а после Грузии.
Азербайджан после распада СССР, особенно начиная с 2000-х гг., бурно и динамично развивается. По данным Международного валютного фонда в 2010 г. на долю республики приходилось свыше 72% валового внутреннего продукта стран Закавказья. Мотор экономического развития республики – нефтегазовый сектор. Обратной стороной этого процесса стало ускоряющееся расслоение населения на богатых и бедных.
Древний Баку, ставший в 9-м веке одним из основных городов Ширвана, исторической области Азербайджана, сегодня быстро растет и модернизируется. В те дни, когда мы гостили в Баку, там заканчивалась подготовка к 57-му конкурсу Евровидения. Он должен был проходить в Кристальном зале, специально выстроенном для этого на Площади государственного флага и открытом 7 мая 2012.
Баку
Современный Баку – крупнейший город Закавказья с населением свыше двух миллионов человек. На мой взгляд, он удачно сочетает старинные традиции с модерном.
Из Баку мы двинулись в город Шеки, до 1968 г. называвшийся Нуха. Шеки был в середине 18 – начале 19 вв. центром Шекинского ханства и больше всего знаменит дворцом местных ханов. Дворец этот относительно небольшой, но отличается красотой и изяществом. Он состоит из двух этажей общей площадью около 300 кв.м, имеет 6 комнат, 4 коридора и 2 зеркальных балкона. Фасад дворца расписан сюжетными рисунками, изображающими сцены войны и охоты, а также геометрическими и растительными узорами. По центру расположено огромное окно-витраж из разноцветной стеклянной мозаики.
Поварихи, окрестности Шеки
В 1813 году Шекинское ханство было присоединено к России, в 1819-м ханская власть была упразднена, а само ханство преобразовано в провинцию. В августе 1834 г. писатель-декабрист А. Корнилович писал:
В Нухе, главном городе, в крепости я видел их дворец, ныне обращённый в присутственные места. Несколько ступеней в высоком портике ведут на обширный, четырёхугольный двор, занятый садом: шестнадцать итальянских тополей высоты необычайной, симметрически расположенных, делят его на четыре аллеи. По сторонам этого садика — флигеля, в которых жили придворные, ханские жёны, их прислужницы и прочие; за ним высокая в полтора человеческих роста терраса, на коей бассейн с тремя фонтанами, осенённый двумя высокими прелестными чинарами, и на террасе самый дворец. Он запущен, но и в запущении изумляет странника остатками великолепия. Я взошел по узкой, тёмной, каменной лестнице в высокий покой, род приёмной, весь исписанный цветами; вправо и влево комнаты, где вместо стен рамы орехового дерева с узорами самой мелкой работы и в этих сквозных узорах стёкла всех цветов: голубые, синие, жёлтые, красные. Комнаты (в вышину нашей залы Главного штаба), стены и купол, как я сказал выше, всё в цветных стёклах: на карнизе, соединяющем их, живопись: изображения подвигов ханских, их браней против разбойников горных (аварцев, кумыков) и разбойников лесных (медведей, кабанов и пр..).
Христианский храм в окрестностях Шеки
Строительная надпись о времени сооружения дворца не сохранилась. Наиболее вероятной датой его постройки принято считать 1797 г., который приходится на период правления Мухаммеда Гасан-хана. Во дворце часто собирались поэты и устраивались поэтические турниры. Ханский дворец упоминается в повести «Хаджи-Мурат» Льва Толстого. Известный британский журналист Генри Норман, описывая «заваленную коврами» лавку Тифлиса в 1901 году, рассказывал о парче из «дворца старинных ханов Нухи, в прошлом вассалов Персии».
Наша группа в окрестностях Шеки
На ночлег наша группа остановилась в живописных охотничьих угодьях в окрестностях Шеки, а на следующее утро мы направились в Грузию, куда въехали через живописную Алазанскую долину.
Вид на Алазанскую долину
Ближе к вечеру нас встречал весенний Тбилиси. Столица Грузии произвела на всех живое и гостеприимное впечатление. Гела Хмаладзе, вице-президент «Фонда Кавказа», занимающегося культурой кавказских народов, организовал для группы интересную экскурсию по городу, а вечером – ужин в одном из лучших ресторанов города и знакомство с ярким фольклорным ансамблем. Мне же удалось осуществить свою старую мечту и побывать на улице Тенгиза Абуладзе, знаменитого грузинского кинорежиссера, снявшего «Покаяние», культовый фильм эпохи Перестройки. На этой улице по-прежнему живет семья великого мастера: сын Гия Абуладзе с женой Наной Джанелидзе и их детьми и внуками. В свое время Нана написала сценарий «Покаяния», а теперь ставит свои собственные фильмы, из которых отмечу «Колыбельную» и «А есть ли там театр?!», получивший премию «Ника» в 2011 году.
Тбилиси, президентский дворец
В доме Тенгиза Абуладзе автор с Наной Джанелидзе кинорежиссером и сценаристом
Демонстрация лейбористов
К сожалению, на следующее утро мы уже покидали гостеприимный Тбилиси и ехали в Армению. Вообще мы большую часть времени проводили в дороге на машинах, и времени на знакомство с городами и странами у нас оставалось немного. Все это скорее напоминало автопробег.
На берегу Севана
Во дворе монастыря Гегардаванк
После роскошного обеда на берегу озера Севан мы посетили монастырь Гегардаванк, где раньше хранилось копье сотника Лонгина, которым был пронзен Иисус на кресте. В настоящее время это копье хранится в Эчмиадзине. Затем мы посетили единственный сохранившийся на территории Армении храм эпохи эллинизма (1 в. до н.э.) в Гарни, посвященный богу солнца Митре.
На следующее утро мы поехали в село Арич, которое для казахских туристов представляло особый интерес. Там до сих пор сохранился Хпчахванк (Кипчакский монастырь), и жили раньше армяно-кипчаки, то есть кипчаки, ставшие членами Армянской апостольской церкви. Сохранились до наших дней и так называемые «армяно-кипчакские документы», исследованием которых Московское археологическое общество занялось еще в 1896 году. Первую кипчакскую книгу с использованием арменицы, то есть армянского алфавита, Ованнес Кармадененц напечатал в 1618 г. Сами армяно-кипчаки (эрменилер) называли свой язык хыпчах тили (кыпчакский язык), бизим тил («наш язык», вероятно, в противоположность армянскому) или татарча.
…И вот мы снова едем в Грузию, сначала в Боржоми, а потом в Батуми. Дорога наша лежит через Ахалкалаки и Ахалцихе. Здесь когда-то воевали русские генералы Паскевич и Муравьев, благодаря которым эти города и земли вокруг них были освобождены от турецкого владычества.
Центральная площадь имени Месропа Маштоца в Ахалкалаки (в центре площади памятник Месропу Маштоцу, создателю армянского алфавита)
Крепость Рибат в Ахалцихе
Большинство населения здесь составляют армяне. Местный край, называемый грузинами Самцхе-Джавахети, славится своим гостеприимством, замечательной природой и богатым историческим наследием.
Вечером прибываем в Боржоми и даже забираемся выше в Бакуриани. В этих местах налицо динамичное развитие, много туристов, приезжающих из различных стран и регионов бывшего Союза, особенно с Украины. Минеральная вода здесь, как всегда, великолепна, и хочется верить, что она вернется в Россию.
Дальше наш путь лежит в Батуми, и мы едем в центр Грузии, пересекаем Кутаиси, город, где постсоветская разруха так и не преодолена, а так называемое экономическое чудо Саакашвили не работает.
И вот мы уже приближаемся к Кобулети, курортному городу, сегодня известному тем, что там родилась знаменитая джазовая певица Нино Катамадзе. На окраине Кобулети вся группа остановилась: мы впервые после Баку снова вышли к морю. Самые опытные пловцы с удовольствием искупались в Черном море. Там же группа сделала памятные снимки, так как некоторым из нас сразу после приезда в Батуми надо было ехать в аэропорт.
...Мы в Батуми. Город и сегодня остается туристической жемчужиной Грузии. После отъезда из Аджарии 5 мая 2004 г. бывшего ее руководителя Аслана Абашидзе застоя в экономическом развитии Батуми не наблюдается: строятся новые гостиницы, рестораны и различные культурные заведения. Уже в начале мая было много туристов и, прежде всего, русскоязычных, в основном с Украины. Здесь я как-то особенно остро ощутил значение русского языка для всего постсоветского пространства, несмотря на отсутствие политического влияния России.
В дельфинарии
Поскольку в нашей группе было много детей, мы сходили в новый батумский дельфинарий сначала на представление, а потом на купание с дельфинами: дети остались очень довольны, адреналин полезен в любом возрасте! Сегодня в дельфинарии работают молодые и талантливые тренеры – местная молодежь. Мне неплохо удалось с ними пообщаться. Русский по-прежнему не забыт, несмотря на вынужденные годы российско-грузинских «заморозков».
В дельфинарии
Возвращался я домой через Тбилиси, где с удовольствием заночевал в молодежном хостеле. Там я познакомился и подружился с его администратором петербуржцем Дмитрием Зиминым, живущим в последние годы в Тбилиси.
В аэропорту у меня возникли некоторые технические проблемы, но персонал отнесся к этому с пониманием и доброжелательно помог. Они знали, что я из России, но это их не смущало.
Я летел в самолете и вспоминал слова шотландца Аласдера Грея: «География сегодня никому не нужна, ибо далеко и близко больше не существуют». Побывав на Южном Кавказе, я почувствовал всю справедливость этого, хотя путешествовать все же стоит, но более неторопливо!
Михаил Рощин - старший научный сотрудник ИВ РАН, специально для kavkazoved.info
Азербайджан Армения Грузия