Для России новая война на Южном Кавказе крайне нежелательна
Публикации | Александр КРЫЛОВ | 28.01.2013 | 16:47
Интервью с доктором исторических наук, президентом Научного общества кавказоведов России, политологом Александром Крыловым
- Как в ближайшее время, по-вашему, будут развиваться азербайджано-российские отношения?
- После распада СССР, во время правления Эльчибея наши двусторонние отношения переживали очень сложные времена. Горячее стремление уйти как можно дальше от России, разорвать сложившиеся экономические и культурные связи не привело ни к чему хорошему. Закономерно, что после возврата к власти президента Гейдара Алиева прежний курс был пересмотрен и наши двусторонние отношения развивались вполне успешно. Это не означает, что не было проблем, но не нужно излишне драматизировать это обстоятельство. У разных государств на международной арене разные интересы, иногда они входят в противоречие, важно не доводить имеющиеся противоречия до взаимной конфронтации. С этой задачей руководство наших стран успешно справляется.
Уход российских военных из Габалы не наносит ущерба безопасности РФ, так как на российской территории уже созданы необходимые современные оборонные структуры. Правда, теперь у России появился еще один стимул активнее развивать военное сотрудничество с Арменией, что вызовет предсказуемую реакцию в Баку, создав почву для беспокойства. Видимо, в ближайшее время дипломатам двух стран придется приложить усилия, чтобы купировать негативные тенденции и не допустить перерастания взаимного непонимания по ряду вопросов в тенденцию к ухудшению наших двусторонних отношений.
- Россия продолжает поставлять в Армению свое вооружение. Может ли оно в дальнейшем быть использовано во время возможного возобновления военного конфликта в Нагорном Карабахе?
- Армения является членом ОДКБ, наше двустороннее сотрудничество в военно-технической сфере активно развивается. Оно является важнейшим фактором в том балансе сил, который сложился на Южном Кавказе. Нет никаких сомнений, что в случае возобновления войны в Нагорном Карабахе Армения задействует все имеющиеся у нее силы и средства. То же самое сделает Азербайджан, который активно закупает военную технику для своей армии в разных странах, в том числе в России.
Для России новая война в регионе крайне нежелательна. Это дестабилизирует ситуацию, осложнит положение на Северном Кавказе, создаст благоприятную почву для вмешательства внешних сил, террористической активности и т.п. Россия гарантирует безопасность Армении - своего союзника по ОДКБ, что чревато опасностью осложнений с Турцией и многими другими проблемами на международной арене.
В отличие от наших западных союзников по антитеррористической коалиции, Россия давно не воюет, что в нашем нестабильном и переполненном войнами мире является большим достижением. Но если для России новая война в Нагорном Карабахе создаст большие проблемы, то для Азербайджана и Армении она будет представлять куда большую потенциальную опасность. Это очевидно и дает основание надеяться, что новой войны все же удастся избежать. Правда, в случае начала войны в Иране и т.п. глобальных катаклизмов ситуация может стать неконтролируемой.
- Как можете оценить в целом процесс урегулирования конфликта, и какую позицию по нему в этом году займет РФ - она будет активным посредником или предпочтет пассивно наблюдать за развитием ситуации?
- И Азербайджан, и Армения хотели бы «активного посредничества», под которым понимается такая активность, которая заставит противоположную сторону капитулировать. Не дело посредника решать конфликт за противоборствующие стороны, он лишь обеспечивает ведение переговорного процесса и выступает гарантом исполнения достигнутых сторонами договоренностей. Естественно, что все посредники имеют свои интересы и стремятся их обеспечить тем или иным образом. В современной ситуации новая война не отвечает интересам ни одной из стран-посредников, поэтому надеяться на поддержку с их стороны военно-силового метода решения конфликта не приходится. Компромиссное решение - это дело в первую очередь самих Азербайджана и Армении. Проблема в том, что они пока не готовы отказаться от конфронтации, что загоняет процесс урегулирования конфликта в тупик.
- Какова вероятность военного сценария в этом году?
- Он может стать возможным в случае радикального изменения ситуации в регионе (сценарий «арабской весны» и т.п. внутренние потрясения, война в Иране, дестабилизация курдских районов Турции и т.п.). В случае же сохранения нынешнего военно-политического баланса и стабильной внутриполитической ситуации вероятность военного сценария имеет лишь теоретический характер.
- Меньше чем через месяц в Армении состоятся президентские выборы. Хотелось бы услышать ваш прогноз относительно их итогов.
- Раздробленность армянской оппозиции и отказ наиболее видных ее представителей от участия в выборах облегчают переизбрание нынешнего президента Армении еще на один срок. Однако вряд ли эти выборы будут беспроблемными для нынешних властей. Есть вероятность пассивности избирателей и низкой явки на выборы вследствие их «предопределенности». В этом случае возникает проблема легитимности такого переизбрания в глазах населения и международного сообщества. Вероятность протестных акций оценивается большинством экспертов куда ниже, чем на предыдущих выборах, но и здесь могут быть неприятные сюрпризы. Все же уровень протестных настроений достаточно высок.
Но в целом, если нынешние власти не допустят до 18 февраля каких-то катастрофических для себя провалов (типа тюремного скандала в Грузии), вероятность переизбрания нынешнего президента очень высока. В этом случае произойдет определенная стилистическая корректировка политического курса, но в целом он останется прежним как на международной арене, так и во внутренней политике.
По материалам: 1news.az
Азербайджан Армения выбор Кавказа Россия