Южный Кавказ в фокусе румынской политики: газопровод AGRI
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 15.01.2013 | 16:51
Внешнеполитические устремления Румынии ещё совсем недавно не простирались до кавказских рубежей. Изменения наступили после распада Советского Союза, когда перед Бухарестом открылись широкие перспективы заполнить своим влиянием образовавшийся геополитический вакуум. Но даже в первое послесоветское десятилетие приоритетом румынской внешней политики оставались её восточные рубежи – Молдавия. Приднестровье, Украина, хотя уже в те годы Бухарест начал понемногу обращать свой взор на Закавказье.
С вступлением в НАТО и присоединением к ЕС у Бухареста появилась возможность более полно участвовать в комплексных стратегических проектах совместно с европейцами и американцами, в т.ч., противоречащих интересам России. Румыния не только участвует в общей стратегической игре на правах союзника Брюсселя и Вашингтона, но и выдвигает собственную геополитическую концепцию – проект Великой Румынии (Romania Mare). Чтобы стать великой, Румыния, по замыслу авторов доктрины, должна поглотить Молдавию, Приднестровье и часть Украины – Черновицкую и Одесскую обл.
Чтобы чувствовать себя свободней в диалоге с тем, кого Румыния считает главной угрозой собственной национальной безопасности (напомню, что это – Россия, т.к. именно её румынские власти рассматривают, как основное препятствие на пути реализации великорумынской идеи), Румынии необходим не только экономический, военно-стратегический и информационный перевес, но и свобода манёвра в энергетическом секторе.
Поскольку Румыния, потребляет российский газ, именно диверсификация поставок газа остаётся текущей задачей для Бухареста, как и для всей Восточной Европы (об этом восточным европейцам регулярно напоминают из Вашингтона). Чем меньше в румынских трубах российского газа, тем больше может себе позволить Бухарест в отношении России.
В силу этих соображений Румыния обратила внимание на Кавказ, но не на весь регион полностью, а лишь на его южную часть. Южный Кавказ, или Закавказье, является тем регионом, который привлекает к себе внимание Бухареста, о чём заявлено на официальном портале МИД Румынии. Главными целями своей политики в Закавказье Бухарест видит поддержку евроатлантических устремлений закавказских государств и демократических процессов в регионе, а также диверсификацию маршрутов доставки энергоносителей в страны ЕС (1). Демократия и энергоносители стоят в одном ряду.
Румыния выступает одним из инициаторов прокладки газопровода AGRI (Azerbaijan – Georgia – Romania Interconnector). В 2010 г. главами Азербайджана, Грузии и Румынии, в присутствии премьера Венгрии, был подписан меморандум о намерении соорудить артерию по транспортировке азербайджанского газа через Грузию и Чёрное море в румынский порт Констанца. Максимальную стоимость проекта оценили почти в 5 млрд. евро. Пропускная способность – 8 млрд. куб. м. в год. Проектом заинтересовались также Болгария, Украина и Туркмения. Туркмении важно подключиться к ещё одной трубе. Киеву – повысить свою роль, как страны-транзитёра у самых границ ЕС. Софии, чьё «газовое кормление» почти на 100% зависит от России – найти альтернативные источники газа.
Если AGRI будет введён в эксплуатацию, Баку получит возможность экспорта газа на европейский рынок в обход российской ГТС; Тбилиси, как транзитёр, сможет вписаться в новый энергетико-геополитический расклад в Черноморском регионе; Бухарест не только получит изрядный объём газа, но и значительно укрепит своё геополитическое положение в Центрально-Восточной Европе.
Проект AGRI – это путь Румынии к запасам энергоносителей на Каспии. Проект этот амбициозен, и преподносится Румынией, как шаг на пути к обеспечению энергетической безопасности Европейского Союза, в целом (2).
Однако к этому нет никаких оснований. Даже если проект будет реализован, он не изменит энергетической картины Европы (слишком малы объёмы), и сыграет существенную роль только для рынков Румынии и Болгарии. Свои дивиденды получит и Турция, контролирующая Босфор. До Констанцы газ планируется доставлять морем, а Анкара крайне неохотно позволяет чужим танкерам-«газовозам» проходить через Босфорский пролив, аргументируя это соображениями безопасности. Некоторые эксперты полагают, что Турция, используя своё ключевое положение, попытается сделать так, чтобы газ, доставляемый по Чёрному морю танкерами, сгружался в Турции, и оттуда реэкспортировался по существующим газопроводам в Европу (3).
Идея AGRI однозначно вытеснит идею прокладки «Белого потока» - газотранспортной ветки из грузинского Батуми в обход России на Украину. В своё время «Белый поток» считался главным энергетическим проектом антироссийского блока ГУАМ (Грузия – Украина - Азербайджан – Молдавия). Как видим, круг участников практически тот же, что и в проекте AGRI, за исключением Молдавии, но она – ключевое направление восточной румынской политики.
Препятствует воплощению проекта в жизнь, в первую очередь, его цена и ряд технических задач, которые ещё предстоит решить. Сжиженный натуральный газ коммерчески выгодно транспортировать на расстояние более 2000 км. Чёрное море имеет максимальную ширину около 1200 км.(4). На вопрос «Как сделать AGRI экономически выгодным» окончательного ответа ещё нет.
Напрямую связывать проект AGRI и попытки Румынии укрепиться на газовом рынке в Закавказье с проектом Великой Румынии нецелесообразно. Великая Румыния – это, прежде всего, геополитическая доктрина, предусматривающая расширение румынской территории за счёт соседних государств, как это было с 1918 по 1940 гг. Участие Бухареста в энергетических проектах совместно с закавказскими государствами имеет экономическую подоплёку.
Однако пока философами не найден конкретный ответ на вопрос, является ли экономика концентрированным выражением политики или наоборот, любой энергетический проект следует оценивать также с геостратегических позиций.
Румыния сделала громкую заявку на региональное лидерство в ЦВЕ. Лидер не может зависеть от других игроков, в т.ч., энергетически. Не избавившись от газовой зависимости от России, Бухарест чувствует себя частично скованным в диалоге с нею. Румыно-российские отношения – это целый комплекс непростых проблем (существование непризнанной Приднестровской республики, как русофильской занозы в будущем теле Великой Румынии, уход под крыло Запада Кишинёва, элементы американской системы ПРО на румынской территории и т.д.). Поэтому Бухарест предпринимает постоянные попытки обосноваться в Закавказье, активно развивая сотрудничество, в первую очередь, с богатым природными ресурсами Азербайджаном, с которым Румыния подписала уже более 50 соглашений.
Отношения Баку и Бухареста, действительно, тёплые. Первая дипмиссия Азербайджана в Восточной Европе была открыта именно в Румынии. С тех пор торговый оборот между государствами увеличился в 25 раз. Румыния всегда поддерживала идею членства Азербайджана в НАТО и ЕС. В ходе визита в Румынию осенью 2009 г. президента Азербайджана Ильхама Алиева была подписана Совместная декларация о договорённости относительно налаживания стратегического партнёрства между Азербайджанской Республикой и Румынией. В Румынии установлен памятник Гейдару Алиеву и учреждена премия его имени. В Баку установлена скульптура в честь основателя национальной румынской композиторской школы Джордже Энеску.
Бухарест делает двойной ход: инициирует проект AGRI и участвует в реализации газопровода «Набукко» (три года назад, в 2010 г., был открыт 47-километровый участок газопровода на румыно-венгерской границе). Оба газопровода идут в обход России и поддерживаются, как Брюсселем, так и Вашингтоном.
AGRI выступает конкурентом «Набукко», но участие в обоих проектах позволяет Бухаресту всегда оставаться в игре.
Специально для kavkazoved.info
1) http://www.mae.ro/en/node/2108
2) «AGRI: primul proiect LNG ce va fi dezvoltat peste marea neagra» (http://www.agrilng.com/ro)
3) Alex Jackson «AGRI Project Moves Ahead» (Natural Gas Europe, October 08th, 2012)
4) Там же
Азербайджан энергетика