Политики и военные Нагорного Карабаха об урегулировании карабахского конфликта
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ашот БЕГЛАРЯН | 11.01.2013 | 08:00
Урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, помимо решения вопроса статуса, предполагает обеспечение безопасности народа Нагорного Карабаха. И неудивительно, что карабахские политики и военные сегодня действуют, как говорится, в одной упряжке. В этой связи характерны прозвучавшие на днях высказывания официальных лиц НКР, отражающие нынешние настроения политического и военного истеблишмента республики.
«Мы неоднократно заявляли, что являемся сторонниками мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, однако это вовсе не означает, что мы не готовы дать достойный отпор посягательствам противника», – заявил на заседании Военного совета Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики президент НКР Бако Саакян.
При этом он отметил, что «армейское строительство является одним из приоритетов государственной политики, и в 2012 году была проделана достаточно масштабная и целенаправленная работа в сфере строительства вооруженных сил республики, в том числе повышения боевой и морально-психологической подготовки армии, эффективности системы управления, расширения боевых возможностей, совершенствования мобилизационной подготовки и по ряду других направлений».
По словам главы карабахского государства, особое внимание было уделено процессу укрепления передовой линии, созданию инженерных сооружений, что позволило военнослужащим, несущим боевое дежурство, эффективно противодействовать агрессивным действиям противника.
Вместе с тем Бако Саакян отметил, что в последнее время политика Азербайджана стала более агрессивной и деструктивной.
«Баку продолжает озвучивать воинственные антиармянские заявления, увеличивать военные расходы, нарушать режим прекращения огня. К этому прибавилось освобождение и героизация в Азербайджане преступника-убийцы Рамиля Сафарова, коварно зарубившего топором армянского офицера. Это грубейшее нарушение международного права и элементарных моральных норм нанесло серьезный удар по процессу урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и осуществляемой в течение лет работе стран-посредников. Проводимая Азербайджаном политика – не что иное, как терроризм, и является угрозой для всего цивилизованного человечества», – сказал президент НКР.
По словам Бако Саакяна, официальный Баку отклоняет любое предложение, направленное на осуществление комплексных мероприятий по установлению взаимного доверия на линии соприкосновения.
«Так, Баку отверг наше предложение по отводу снайперов с передовой линии, которое мы представили сопредседателям Минской группы ОБСЕ примерно 5 лет назад. Во время последнего визита посредников в регион официальный Степанакерт выдвинул и другое предложение – воздерживаться от любых выстрелов в дни религиозных и международных праздников. Посредниками данное предложение было воспринято положительно, а со стороны Баку, как всегда, не было никакого отклика. Все это мы не можем не учитывать, в особенности в армейском строительстве», – сказал президент.
Следует отметить, что, согласно данным минобороны НКР, число нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана в 2012-ом году было на 2 тысячи больше, чем в предыдущем году. И вполне логично, что военное руководство республики дало установку военнослужащим на передовой «постоянно противодействовать противнику и не позволять ему быть в роли доминирующего на каком-либо участке».
По словам министра обороны НКР генерал-лейтенанта Мовсеса Акопяна, в результате объемной работы по укреплению передовой линии, в частности, в направлении предотвращения попыток проникновения диверсионных групп и их уничтожения, в 2012 году противнику лишь в одном из семи случаев частично удалось нанести вред военнослужащим Армии обороны, в остальных случаях их вовремя удалось обнаружить и отбросить к исходным позициям, нанеся потери.
«Если в 2011 году мы понесли 11 потерь вследствие снайперских выстрелов со стороны противника, то в результате предпринятых специальных мер этот показатель в 2012-ом году был сведен к двум. Сегодня на всех позициях военнослужащий может спокойно нести боевое дежурство, и ничто ему не угрожает, если он сам, конечно, не будет нарушать правила безопасности», – заметил министр.
Глава карабахского оборонного ведомства отметил также большую работу в направлении пополнения офицерского состава. При этом основной акцент был сделан на повышение навыков командиров, уровня физической, огневой, тактической и морально-психологической подготовки личного состава.
«Армия обороны выполнила поставленную перед ней основную задачу – народ нашей страны провел 2012 год безопасно. Мы сегодня готовы обеспечить безопасность страны и народа», – подчеркнул Мовсес Акопян.
О деструктивной позиции официального Баку, практически заводящей переговорный процесс в тупик, и искусственном создании азербайджанской стороной напряженности на линии соприкосновения говорит и министр иностранных дел НКР Карен Мирзоян, с сожалением констатирующий отсутствие серьезного продвижения в переговорном процессе.
Министр иностранных дел НКР Карен Мирзоян
Главной задачей карабахской дипломатии министр считает урегулирование азербайджано-карабахского конфликта посредством мирных переговоров и достижение международного признания НКР.
«Основной целью нашего внешнеполитического ведомства будет обеспечение активного вовлечения Нагорного Карабаха в переговорный процесс. Важно также осуществление работы по представлению Арцаха (историческое название Карабаха – прим. автора) в мире, в направлении признания НКР, поддержки самоопределения народа Нагорного Карабаха. Также считаем чрезвычайно важным оживление связей с Диаспорой», – отметил он.
По его словам, в основе процесса урегулирования лежит вопрос статуса и именно вокруг него идут переговоры. Министр уверен, что при наличии политической воли возможно достичь прогресса, невзирая на внутриполитические процессы в сторонах конфликта.
«В последние годы право на самоопределение обретает все большую важность при урегулировании конфликтов в различных регионах и в этом плане открываются новые перспективы для Нагорно-Карабахской Республики и ее населения. Я уверен, что мы станем очевидцами многочисленных резолюций и решений в пользу самоопределения Нагорного Карабаха», – отметил глава карабахского МИД.
Карен Мирзоян подчеркнул, что любой документ, который будет поставлен на стол переговоров для согласования, должен учитывать позиции и мнения карабахской стороны, которые неоднократно озвучивались. При этом он подчеркнул, что все вопросы в контексте урегулирования карабахской проблемы требуют комплексного, пакетного решения.
Касаясь воинственных угроз Азербайджана, глава внешнеполитического ведомства отметил, что они потеряли свою свежесть, стали своеобразным ритуалом для азербайджанского руководства и противоречат призывам посредников готовить население сторон конфликта к миру.
«То, что делает сегодня Ильхам Алиев, является ударом по переговорному процессу и тому, что от него требуют посредники», – отметил Карен Мирзоян, добавив, что путь воинственных угроз, избранный властями Азербайджана, тупиковый.
Мирное урегулирование, по словам министра, предполагает взаимные шаги, которые должны определяться в процессе переговоров.
«Азербайджан пытается остановить переговорный процесс, потому что понимает, что общая логика переговоров, те подходы, которые применяются в переговорах, выражаются заявлениями посредниками и отражаются в ряде документов, не отвечают интересам Азербайджана», – сказал он.
Карен Мирзоян начисто отмел возможность Турции быть посредником в карабахском урегулировании.
«При своем поведении Турция и не может мечтать о посредничестве», – заметил он.
Трудно не согласиться с министром в том, что Нагорно-Карабахская Республика находится в уникальной ситуации: пребывая в военном положении, она строит демократию. Как же и с его утверждением о том, что сегодня Нагорно-Карабахская Республика является состоявшимся фактором, который нельзя игнорировать.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что лейтмотивом высказываний официальных лиц НКР является идея о том, что готовя общество к миру, нельзя забывать о возможности возобновления войны, которой все настойчивей угрожает азербайджанская сторона. Вместе с тем непреложным фактом является также то, что Нагорный Карабах – основная сторона конфликта, и без непосредственного его участия невозможно достичь конкретных результатов в переговорном процессе. А для этого требуется немногое – вернуть Нагорный Карабах за стол переговоров. Была бы политическая воля всех сторон…
Ашот Бегларян, Степанакерт
Нагорный Карабах