Публикации
Образовательная политика Российской империи на Кавказе
Публикации | Ирина ПАЩЕНКО, Амиран УРУШАДЗЕ | 06.01.2013 | 22:54
Включение кавказских территорий в состав Российской империи сопровождалось серией военно-политических конфликтов вошедших в историю под общим названием Кавказская война. Однако, и после ее завершения в 1864 г. и окончательного присоединения Северного Кавказа, южную окраину империи периодически продолжали сотрясать столкновения различного масштаба и характера. Наиболее кризисными периодами являлись годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и время первой русской революции 1905-1907 гг. В стремлении «умиротворить» неспокойный Кавказ имперская администрация прибегала не только к мерам военно-силового давления на местные общества, но пыталась реализовать и «цивилизаторскую миссию», распространив в крае новое европейское образование и просвещение.
В данной работе мы попытаемся выделить основные функции образовательной политики империи в регионе, определить ее роль в «замирении Кавказа» и оценить эффективность проводимых преобразований культурно-познавательного ландшафта региона.
Первые шаги в распространении образования и просвещения на Кавказе были омрачены курьезом. Главноначальствующий в Грузии князь П.Д. Цицианов в отношении к министру народного просвещения графу П.В. Завадовскому от 28 декабря 1802 г. сообщал об открытии 22 сентября того же года в Тифлисе училища «для обучения благородного Грузинского юношества» [1, с. 195]. В училище планировалось обучать чтению и письму на русском и грузинском языках, а число учеников должно было составлять 45 человек. Однако, вернувшись в Тифлис, П.Д. Цицианов не смог обнаружить «ни учеников, ни учителей, ни даже училища», о чем с прискорбием сообщал министру [1, с. 197]. Несмотря на первую неудачу, Павел Дмитриевич не оставил задуманного. Училище удалось открыть 21 мая 1804 г. Кроме того, П.Д. Цицианов рассчитывал открыть подобные училища в Гори и Телави [1, с. 198]. Главной задачей училища князь П.Д. Цицианов определил – дать «твердое и полезное основание Российскому языку» [1, с. 196].
В повседневной работе имперской администрации постоянно возникали серьезные сложности ввиду незнания большей частью населения Кавказа русского языка. Указы имперских властей публиковались на русском языке и оставались для местных жителей «загадочными письменами» [7, л. 112-113]. Финансировать училище предполагалось за счет доходов от продажи шелка. П.Д. Цицианов надеялся, что деятельность училища поможет имперской администрации избавиться от такого порока как «недостаток в переводчиках» [1, с. 197]. Необходимо отметить, что переводчики нужны были, прежде всего, лично П.Д. Цицианову, который, несмотря на своѐ грузинское происхождение, не владел грузинским языком, отчего, вероятно, испытывал сильный дискомфорт в общении с соплеменниками.
Для России появление новых учебных заведений на окраинах государства, с одной стороны, очевидно, было воплощением имперской миссии, смысл которой отчетливо сформулировал в 1817 г. С.С. Уваров, в то время президент Российской академии наук, а также попечитель Петербургского учебного округа: «Никакая сила человеческая не может более противоборствовать могущественному гению Европы. В общем просвещении находится залог общей независимости. Завоевание без уважения к человечеству, без содействия новых, лучших законов, без исправления состояния побежденных – тщетная, кровавая мечта, но побеждать просвещением... распространением наук и художеств, образованием и благоденствием побежденных – вот единственный способ завоевания, от коего ныне можно ожидать прочности вековой...» [10, с. 144].
С.С. Уваров имел значительное влияние во властных верхах, не случайно впоследствии он стал главным идеологом русского самодержавия. Вероятно, его слова отражали воззрения имперской власти на способы утверждения российского влияния во вновь присоединенных территориях. Новые оттенки к концепции С.С. Уварова добавила речь профессора Казанского университета О.М. Ковалевского (1801-1878), прочитанная им во время университетского торжественного собрания 8 августа 1837 года. О.М. Ковалевский отметил, что России принадлежит почетная роль осуществления синтеза европейских и азиатских культур: «...Провидение, управляющее судьбами России, предназначило ей быть посредницею между Европой и Азией для сообщения сей... части света плодов истинного образования, которое мы сами приобретаем с неимоверным трудом...» [10, с. 155].
В то же время, с другой стороны, необходимо отметить, что с самого начала развитие образовательной сферы на Кавказе связывалось не только с глобальным имперским проектом («цивилизовать инородцев»), но, в еще большей степени, с практическими нуждами местной коронной администрации. В дальнейшем эта особенность сохранилась.
Зримым выражением этого стал пересмотр учебного курса Тифлисского благородного училища в сторону придания ему еще более «прикладного» характера. В начале 1819 г. Тифлисский губернатор Р.И. Ховен и Главнокомандующий А.П. Ермолов просят назначить новые классы (предметы) к преподаванию, а именно: 1) татарского языка, «весьма употребительного в здешнем крае, и необходимого в особенности для пользы службы»; 2) геодезии; 3) полевой фортификации; 4) гражданской архитектуры; 5) танцев; 6) ситуации.
В 1837 г. на Кавказе было открыто еще одно крупное учебное заведение – Ставропольская гимназия. При этом имперские власти активно использовали опыт, полученный в деле организации Тифлисского благородного училища.
По социальному составу учащихся крупнейшие образовательные центры Кавказского края были преимущественно «дворянскими» или «аристократическими» [2, с. 27]. Таким образом империя рассчитывала пополнить ряды местной лояльной знати, что с успехом ей удавалось [11, с. 122]. Однако, имперская администрация продолжала испытывать острый кадровый дефицит, что предопределило слом сословных ограничений в российских учебных заведениях.
Полноценной образовательной сети на Кавказе до середины XIX столетия создано не было. Число обучавшихся было серьезно ограничено этим обстоятельством. При этом, «спрос» на образовательные услуги в крае возрастал. Имеются сведения об обращениях местных жителей к представителям российской администрации с просьбой открыть учебные заведения для горской молодежи. Так, в частности, кабардинские аристократы в 1840 г. обращались к Начальнику центра Кавказской линии генерал-майору А.Г. Пирятинскому с вопросом об открытии при Нальчикской крепости училища [12, л. 10]. Интересно, что для строительства здания желаемого училища они обязались самостоятельно «заготовить лес и все нужные к тому материалы» [12, л. 10]. Еще более интересной представляется позиция, занятая по этому вопросу эфендием Большой Кабарды Умаром-хаджи. Духовный лидер кабардинцев в письме к А.Г. Пирятинскому отмечал, что в случае если «благомыслящее начальство воззрит милости о том, чтобы учредить в Кабарде училище для обучения кабардинских де- тей, то я обещаю все, что только мне в годовой доход при настоящей моей обязанности приходится будет, как то: из баранов, рогатого скота, меду, проса и прочего подлежащего мне в пожертвование от народа, по учреждению училища определяю на содержание оного с полным удовольствием» [12, л. 25]. Подчеркнем, что речь шла об образовании светского учебного заведения, в котором горцы обучались бы русскому и другим языкам (восточным). Приведенное свидетельство противоречит широко распространенному мнению, согласно которому «мусульманская духовная элита Северного Кавказа с опаской следила за распространением русскоязычного светского образования» [9, с. 277]. Вероятно, часть мусульманского духовенства отчетливо осознавало масштабность последствий вхождения Северного Кавказа в культурно-цивилизационное пространство Российской империи.
Новым этапом в развитии образовательной сферы на Кавказе стало время наместничества М.С. Воронцова (1844-1854 гг.). После Даргинской катастрофы (1845 г.) наместник взял курс на проведение полноценной культурно-образовательной политики, которая смогла бы стать эффективным дополнением военно-политического давления.
Политика М.С. Воронцова в области образования и просвещения преследовала две цели: во-первых, решить проблему кадрового дефицита, а во-вторых, вовлечь значительную часть местного населения в процесс социокультурного обновления Кавказа, преодолеть отчужденность горцев от имперского проекта. Для реализации этих задач администрация М.С. Воронцова подготовила проект «Положения о воспитании Кавказских и Закавказских уроженцев, на счет казны, в высших и специальных учебных заведениях империи» [6, л. 28]. Кавказская молодежь получала возможность продолжить свое образование в столичных высших учебных заведениях после окончания курса в кавказских гимназиях. Обучение в имперских столицах становилось духовным перерождением горцев. Возвращаясь на Кавказ, они включались в империостроительство, утверждая среди соотечественников новую европейскую аксиологию.
В годы наместничества М.С. Воронцова число учащихся в кавказских гимназиях и училищах увеличивалось как за счет реорганизации имеющихся учебных заведений, так и в результате создания новых. Более чем вдвое было увеличено число учеников Ставропольской гимназии обучающихся на казенный счет (с 20 до 45). Для обеспечения учеников всем необходимым предусматривалось не только увеличение казенных расходов, но и привлечение средств из войсковых сумм казачьих войск, которые шли на обеспечение детей казаков. Воспитанники из семей «беднейших» родителей получали ежегодное финансирование в размере 250 руб. серебром, которые шли на приобретение учебных пособий и «форменного платья» [6, л. 621].
Первый Кавказский наместник обратил свое внимание и на давно созревшую необходимость учреждения на Кавказе специальных училищ для детей мусульманского вероисповедания. Так, в Тифлисе в 1847-1848 гг. были открыты два мусульманских училища для суннитов и шиитов отдельно [8, л. 127]. В течении 1849 г. были открыты еще 7 подобных училищ (в Дербенте два училища, в Баку – одно, Шемахе – два, в Шуше и Елизаветополе по одному), а общее число воспитанников мусульманских училищ составило 586 человек [3, с. 897]. Мусульмане Кавказа получили возможность дать своим детям необходимое в новых условиях российского Кавказа образова- ние, при этом, сохранив в неприкосновенности законы ислама.
Политика М.С. Воронцова наглядно продемонстрировала жителям Кавказа возможность их интеграции в новые реалии края, в пространстве империи не было «ни эллина, ни иудея», а только подданные императора.
Несмотря на то, что кавказские социальные элиты «искренне и добровольно приняли имперские идеалы и с готовностью предложили свою помощь на поприще претворения их в жизнь» [5, с. 33] - замыкание имперской «цивилизаторской миссии» только на аристократических слоях было бы недальновидно сразу по нескольким причинам. Во-первых, социальные процессы, происходившие в кавказских обществах, серьезно подорвали влияние традиционной родовой аристократии среди горцев. Во- вторых, образовательная сфера во многом развивалась исходя из растущих потребностей местной коронной администрации, которой были необходимы квалифицированные кадры в немалых количествах. В-третьих, империя при М.С. Воронцове и в последующие годы активно проводила модернизацию Кавказа, его комплексное переустройство, которое должно было затронуть «всех и каждого» и всем внушить «чувство преданности правительству». Сам наместник так писал о сущности проводимой им образовательной политики: «Главная же цель состоит в большем распространении уездных училищ и учреждений со временем приходских, дабы, сколь возможно более, разлить образование в народе» [3, с. 855]. О достигнутых М.С. Воронцовым результатах говорят цифры: общее число учащихся к 1851 г. составило: мужского пола – 8 117; женского пола – 296. В то время как к моменту назначения М.С. Воронцова Кавказским наместником, на Кавказе в имперских учебных заведениях всего обучалось не более 500 мужчин и женщин.
Развитие образовательной сферы стало важной составляющей политики Российской империи по «умиротворению Кавказа». Безусловно, военное давление на непокорных горцев в 1844-1854 гг. не только не уменьшилось, но и возросло, но в отличие от предыдущих периодов оно стало приносить успех. Представляется, что немаловажной причиной этой метаморфозы явилось то, что теперь с военными усилиями «шло рука об руку и преобразование гражданственности» [3, с. 875].
Имперские власти признавали эффективность развития и распространения образования и просвещения на Кавказе в деле преодоления конфликтного потенциала региона. Об этом свидетельствует и политика предпоследнего Кавказского наместника И.И. Воронцова-Дашкова (1905-1915), который в сложных условиях системного кризиса, охватившего регион с началом первой русской революции, провел переустройство образовательной сферы, растерявшей к тому времени былую мобильность и эффективность.
Оценивая значение образования в жизни края И.И. Воронцов-Дашков отмечал: «Несомненно, что правильно поставленная русская народная школа, с началами грамотности на материнском языке, является первейшим средством для воздействия на мусульман русским мировоззрением. Она спасает их от вредной, с государственной точки зрения, пропаганды панисламизма и пантюркизма в школах с турецкими преподавателями и учебниками, проникнутыми нерусскими идеями, и на языке препо- давания, чуждом населению, в роде арабского или адзербайджанского (так в тексте – прим. авторов) (чуждый для всех горцев) – в тех частных мусульманских школах, куда население посылает своих детей за неимением достаточного количества русских школ» [4, с. 17-18].
Таким образом, эффективность сферы образования на Кавказе являлась одним из необходимых условий стабильного и гармоничного развития региона, залогом успешности имперской модернизации. В кавказских учебных заведениях совместно проходили обучение горцы и дети русских чиновников, офицеров, казаков, где они приобретали первый опыт «мирного общежития». Получение образования являлось не только атрибутом престижа или маркером лояльности, но, прежде всего, «билетом в жизнь», способом интеграции в новое имперское пространство Кавказа. Традиции, обычаи, стереотипы продолжали занимать свое место в мировоззрении кавказской молодежи, но не они определяли императивы поведения в большом российском социуме.
Пащенко И. В., Урушадзе А. Т. Образовательная политика Российской империи на Кавказе как фактор преодоления конфликтного потенциала // Этническая толерантность и межнациональный мир на Северном Кавказе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. А. А. Цыбульникова. - Армавир, 2012; m-serg1.livejournal.com
Примечания
1. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (далее - АКАК). Т.II. – Тифлис, 1868.
2. АКАК. Т. III. –Тифлис, 1869.
3. АКАК. Т. X. – Тифлис, 1885.
4. Всеподданнейший отчет за восемь лет управления Кавказом графа И.И. Воронцова-Дашкова. – СПб., 1913. – С. 17–18.
5. Дегоев В.В. Кавказ в составе России: формирование имперской идентичности (первая половина XIX в.) // Кавказский сборник. – Т. 1. (33). – М., 2004. – С. 33.
6. Российский Государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф.1268. Оп. 3. Д. 17.
7. РГИА. Ф. 1268. Оп. 26. Д. 8.
8. РГИА. Ф. 1268. Оп. 26. Д. 10.
9. Северный Кавказ в составе Российской империи / отв. ред. В.О. Бобровников, И.Л. Бабич. – М., 2007.
10. Сопленков С.В. Дорога в Арзрум: российская общественная мысль о Востоке (первая половина XIX века). – М., 2000.
11. Стрекалов В.И. Ставропольская мужская гимназия как этнокультурная контактная зона: опыт обучения горцев в русской школе середины XIX в. // Новая локальная история. Выпуск 2. Новая локальная история: пограничные реки и культура берегов: Материалы второй Международной Интернет-конференции. Ставро- поль, 20 мая 2004 г. – Ставрополь, 2004.
12. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республи- ки. Ф. Р-1209. Оп. 13. Д. 24.
Кавказ модернизация образование Россия
|
Выбор редакции
22.02.2022
"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...
21.05.2020
Интервью Александра КРЫЛОВА
01.10.2019
Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...
17.09.2019
В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...
11.08.2019
Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...
05.05.2019
Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам
27.03.2019
В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...
Горячекатаный лист горячекатаныи лист mc-steel.ru. mc-steel.ru
Библиотека
| | |
29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.
АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.
ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...
ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...
On the Vector of Economic Development of Post-Communist Georgia
The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.
О проекте общекавказского алфавита
В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.
Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами
...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗИАТСКОГО МУЗЕЯ]
...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...
Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе
В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...
Зимние походы убыхов на Абхазию
Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881. Фотогалерея.
|