Не замалчивая трагических страниц общей истории. Заметки с семинара кавказоведов
МЕРОПРИЯТИЯ | Заира ЦВИЖБА | 18.12.2012 | 15:08
Прошедший недавно в Сухуме семинар на тему: «Западный Кавказ между прошлым и будущим» был организован Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Д. Гулиа и Российским и Абхазским научными обществами кавказоведов. Основными вопросами, на которых останавливались ученые, были Кавказская война, ситуация в арабском мире, разогреваемый Грузией «черкесский вопрос» и предстоящая в 2014 году Олимпиада в Сочи.
И открывший семинар директор АбИГИ В. Авидзба, и выступавшие затем абхазские ученые с сожалением отмечали, что на сей раз слабо представлена Абхазия. Это было единственным замечанием к семинару, который характеризовался участием в нем серьезных ученых и интересными докладами, и поэтому хотелось, чтобы аудитория его была шире.
Доклады были по темам: «Северокавказские диаспоры на Ближнем Востоке как компонент геополитической игры» (с ним выступил научный сотрудник Института востоковедения РАН Ф. Бадерхан), «Абхазы и черкесы на службе в русской армии» (доцент Российского государственного гуманитарного университета Л. Цвижба), «Олимпиада-2014 и информационные атаки глазами ученых Юга России» (Южный Федеральный университет, И. Добаев), «Турецкая политика на Кавказе: прошлое и современность» (Институт международной экономики и международных отношений, В. Надеин-Раевский), «Грузинский фактор в Кавказской войне» (зам. директора АбИГИ по научной работе С. Салакая), «Северокавказская политика Грузии: идейные основы и практические шаги» (Российский институт стратегических исследований, Я. Амелина), «Этноконфессиональная ситуация на Кавказе и внешний фактор» (Институт востоковедения, А. Арешев), «Кавказский фактор Олимпиады-2014» (АбИГИ, А. Авидзба), «История Кавказа и символика Сочинской Олимпиады-2014» (ИМЭМО РАН, А. Крылов), «Ситуация на Южном Кавказе и Сочинская Олимпиада-2014: новые вызовы и угрозы» (Институт востоковедения, А. Скаков), «Кавказ и интеграционные проекты на постсоветском пространстве» (гл. редактор журнала Российского института стратегических исследований «Проблемы национальной стратегии» А. Куртов). Названия всех докладов привожу для того, чтобы показать глубину и важность научных изысканий, они были заслушаны в первый день работы. Тогда же дополнительно выступили ученые АбИГИ Т. Ачугба и Е. Аджинджал.
На следующий день выступили другие абхазские ученые – С. Лакоба, О. Дамения, А. Инал-ипа, Р. Хонелия, а затем состоялись дискуссии. Выступления абхазских и российских ученых были достаточно откровенными. И в этом тоже особенность прошедшего семинара. В этом сила сторон и залог будущих взаимоотношений двух наших стран. Нельзя ничего утаивать ни из прошлого, ни из настоящего, чтобы не омрачать свое будущее.
Кроме основного доклада, президент Российского научного общества кавказоведов А. Крылов выступил в начале семинара и сделал акценты на проблемах, которые предстояло обсудить совместно. Выразив благодарность руководству Абхазии за предоставленную возможность провести здесь встречу абхазских и российских кавказоведов, он сказал прежде всего об исторической роли Абхазии в решении обсуждаемых вопросов, так как Абхазия является частью российского культурного мира и неразрывно связана с черкесским миром. Олимпиада в Сочи – крайне важное мероприятие для России, и нужна активность Абхазии в ее проведении. Важнейшей темой он назвал также приближающееся 100-летие со дня окончания Кавказской войны. Остановился на серьезном факторе арабской войны, на том, что могут обусловить изменения в руководстве Грузии, на интеграционных процессах на постсоветском пространстве и в Европе, которая «не знает, куда пойдет Евросоюз», и на том, можно ли лучше решать вопросы взаимодействия с Европой.
Чуть позже, во время своего основного доклада, Александр Крылов скажет: «Президент Александр Анкваб на состоявшемся Конгрессе абхазо-абазинского народа выразил четкую позицию: «черкесский вопрос» – политическая авантюра, направленная на дестабилизацию на Кавказе. Прав Президент: прошлое не должно нас тянуть назад и втягивать в авантюрные игры».
На семинаре говорилось о том, что сегодня одной из главных задач, которую грузинская сторона планирует решить с помощью темы черкесского «геноцида», является провоцирование напряженности в отношениях Абхазии как с черкесами, так и с Россией. «Черкесский вопрос» активно лоббируется как в странах проживания черкесов (например, землячество в Нью-Джерси, США), так и в различных регионах России, при этом используется любой повод для давления. Например, сейчас поводом стала репатриация черкесов Сирии в связи с начавшейся там войной в места их прежнего проживания в России. Но главный повод – проведение Олимпиады в Сочи, есть даже специальная лоббистская группа «Нет Сочи-2014». В раскручивании «черкесского вопроса», направленного на срыв Олимпиады, активно задействованы СМИ, из них основным проводником грузинской политической пропаганды стал телеканал «ПИК», созданный специально для жителей северокавказских республик (ныне он переформатируется). Активно работают американские аналитические и информационные структуры, такие, как фонд «The Jamestown Foundation», организовавший в Тбилиси две международные конференции, а также экспертные обсуждения в самих США по «черкесскому» вопросу. В целом Грузия и США выступают как «истинные друзья» и адвокаты черкесов, но с единственной целью – подорвать имидж России, ослабить ее влияние на Кавказе, а Грузия еще и стремится отомстить России за Абхазию и Южную Осетию. Ученые подчеркивали, что после Олимпиады «черкесский вопрос» уйдет с повестки дня, про него забудут те, кто ныне его будоражит.
В целом базой для всей атаки на Россию стали Кавказская война и связанные с нею этапы махаджирства, когда большая часть сопротивлявшихся народов Западного Кавказа была истреблена или оказалась на чужбине. Отсюда и появился ныне термин «геноцид». По этому поводу профессор Южного Федерального университета И. Добаев сказал: «Что касается термина «геноцид», то, как представляется, в строго научном плане его применение к жертвам Кавказской войны 19 века, по меньшей мере, некорректно. Общеизвестно, что та война не была последовательной, тем более направленной на тотальное истребление местных народов. Скорее, она была противоречивой, осуществлялась методом проб и ошибок, поиском силовых и мирных путей освоения Северного Кавказа. Слом цивилизационно-культурной жизни, человеческие жизни и исход в Османскую империю, безусловно, являют собой трагедию адыгских и других горских народов. Однако не следует забывать, что Кавказская война была следствием объективных геополитических противоречий, битвы за Кавказ между Великобританией, Османской империей, Францией и Российской империей, на каждой из которых, как и на части адыгской элиты, лежит своя доля ответственности за случившееся. Но нет сомнений в том, что эту трагическую страницу нашей общей истории нельзя замалчивать, и здесь широкое поле для исследовательской деятельности ученых».
Ученый Фасих Бадерхан, уже 25 лет как вернувшийся из Сирии, по происхождению из дагестанских кумыков, хорошо владеющий русским языком, сказал о том, что происходящее сегодня в Сирии – результат третьей мировой перестройки, за которой стоит англо-саксонский геополитический проект. Ее началом явилось нападение на Югославию в 1999 году. Дальше – Ливия, Ирак, Сирия. Цель – разрушение Китая, России, Евросоюза. Первая перестройка была направлена на разрушение Османской империи и разделение ее наследия, и это привело к Кавказской войне и насильственному переселению горцев на чужбину...
Вторая мировая перестройка покончила с Советским Союзом, главным соперником англосаксов. В третьей мировой перестройке горцы на Ближнем Востоке вновь терпят беды... Россия для Востока и Кавказа является не Западом, а альтернативой Западу. Народы Северного Кавказа должны понять, что их сохранение – это оставаться в рамках российского пространства, но при этом нужно ощущать себя частью этого российского пространства. Думаю, российское руководство предложит проект для этого».
Обсуждая далее причины и следствия Кавказской войны, ученые говорили о том, что недооценивается в ней и грузинский фактор, тогда как Грузия сегодня воспылала к черкесам такой «любовью», что будоражит весь мир для срыва Олимпиады. Обсуждали ученые нынешнее положение в мире в целом, когда идет борьба за сырьевые ресурсы, – чтобы разобраться в тонкостях этой борьбы, следует пересмотреть свои взгляды с учетом действий различных международных организаций и спецслужб.
Участвуя в дискуссии, Арда Инал-ипа сказала: «Мы совершенно не говорим сегодня о том, что волнует черкесский народ. И то, что волнует, не все надуманно. Надо к ним внимательно прислушаться и снять эти вопросы, тогда Олимпиада пройдет спокойно... без участия местных сил, игроков никакие заговоры не будут исполнены... История часто становится все-таки политикой. И то, что признавала общественность 19 века, не признает общественность 21 века... Абхазия может быть полезной, в лучшем смысле слова, в решении «черкесского вопроса»... Черкесы поддержали Абхазию в грузино-абхазской войне, напомнила А. Инал-ипа, тогда, когда прежние лидеры России не хотели, чтобы с их помощью на Кавказе создалось еще одно государство, которое теперь является ее геополитическим союзником. И об этом сейчас – о роли черкесов, надо говорить России. Черкесы чувствуют себя забытыми – не абхазами, конечно.
Продолжив дискуссию, Олег Дамения отметил, что Кавказ и Россия не могли не столкнуться, и в этом нельзя ни одну из сторон обвинить… Это столкновение цивилизаций и культур. Кавказ стал российским, но в духовном и культурном плане он остался прежним. Кто-то из народов и их представителей сопротивлялся, кто-то воевал в русских частях, это реальность, к которой надо относиться спокойно... Не Кавказ и черкесы, не трансатлантический проект являются сегодня угрозой для Российского государства – а коррупция, и Россия должна быть внутренне сильной, чтобы избавиться, очиститься от нее.
«Очень интересный семинар, но остается от него беспросветный осадок, гнетущее впечатление, когда думаешь о России, Кавказе, о мире и будущем, – резюмировал секретарь Совбеза РА, ученый Станислав Лакоба. – События могут повторяться, в том числе глобальные. Но ныне ситуация у России на Кавказе более выгодная – у нее Абхазия, Южная Осетия, Армения... Есть на Западном Кавказе определенные фобии, но опасности войны нет. Надо быть осторожными в высказываниях». На слова С. Лакоба среагировал Крылов, который вел семинар: «Угрозы, если даже и потенциальные, требуют анализа. Но, может быть, действительно не стоит драматизировать ситуацию, и угрозы не станут реальностью?!»
«Будем говорить о реальностях, – продолжил Василий Авидзба. – Включаешь телевизор или Интернет и удивляешься: непрофессиональные люди рассказывают байки вокруг предстоящей в Сочи Олимпиады и истории проживавших там народов». Он считает, что в дальнейшем в работе кавказоведов должно принимать участие больше научных центров, в том числе из Северного Кавказа. Неэтично говорить о них без их участия. И на следующий день директору АбИГИ удалось в какой-то мере компенсировать этот пробел – он привел на семинар находившегося в Абхазии по другим делам директора Адыгейского Института гуманитарных исследований Б. Берсирова. «Человек с места» не утаил, что решение о проведении Сочинской Олимпиады было воспринято болезненно, обсуждалось на разных уровнях, что были резкие, хоть и единичные, выступления против нее. Но сегодня ситуация уже успокоилась, благожелательная. И адыгский ученый уверен, что никаких осложнений не будет допущено. Основное требование – это чтобы во время Олимпиады не был забыт адыго-черкесский фактор, чтобы адыгский голос прозвучал в виде приветствий, выступлений. Адыги всегда выбирали толерантный путь, и где бы они ни жили, не противоречили местному образу жизни, сказал ученый далее. В Иордании, Сирии ныне проживают тысячи выпускников российских вузов, они пророссийские. Но адыги в Сирии оказались сегодня в двойственном положении: часть из них на стороне правительства, и они в смертельной опасности. Приехать им сложно. Если и приедут, не имеют права пребывать на территории РФ более трех месяцев. Поэтому адыги обращаются к руководству России с просьбой оказать радикальную помощь, шире открыть двери для проживания на их исторической Родине.
В завершение приведу слова руководителя кафедры международных отношений АГУ Р. Хонелия: «...В то же время у России есть основания для опасений. Вспомним Бзежинского, сказавшего, что «не для того мы разрушали Советский Союз, чтобы помогать возрождению Российской Федерации». Подрывная работа будет продолжаться, поэтому на семинарах надо говорить не столько о прошлом, сколько о сегодняшних реалиях». Думаю, не без основания было сказано учеными и о том, что нужно проявлять больше такта к народам Кавказа, не будоражить их. Что нельзя писать об абхазах, черкесах обобщенно. И что в целом черкесское движение нельзя рассматривать в духе, опасном для России.
В любом случае все, о чем рассказывали кавказоведы, сводится к мысли, что мир очень сложен, в нем много полюсов, непримиримых взглядов, течений, сил. И надо уметь не только лавировать между ними, стремясь сохраниться, но и что-то упреждать, что-то подавлять и всегда быть готовым к новым поворотам истории. Этому, возможно, должны помогать и встречи ученых на регулярной основе для обсуждения вопросов Кавказа, идею которых поддержали участники семинара.
Заира Цвижба, по материалам: Республика Абхазия, 17 декабря 2012 г.
Абхазия Западный Кавказ между прошлым и будущим Научное общество кавказоведов черкесы