Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа (I)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ирина БАБИЧ | 17.12.2012 | 15:00
ВВЕДЕНИЕ
Отечественное кавказоведение 1990-х - начала 2000-х гг. до сих пор оставляет вне сферы своего внимания такую важную часть жизни северокавказских народов, как формирование современной морали, духовных ценностей, идей - всего того, что можно назвать одним, отчасти неприятным для людей, которые прожили всю свою жизнь или хотя бы её часть в советское время, словом - идеология.
Возникшая в начале 1990-х гг. «перестройка» и ее политические лидеры с удовольствием объявили «свободу» и сместили с пьедестала т. н. «советскую идеологию», основы советской морали, на базе которых в советские годы принудительно осуществлялось «формирование советского человека». Люди, почувствовав себя действительно свободными, стали счастливо жить без советской морали, однако к концу 1990-х гг. как простые люди, гак и представители творческой интеллигенции и даже властных структур стали осознавать «кризис морали», «кризис духовных ценностей» - столь желанная свобода «перетекла» в анархию, при которой из общества исчез «моральный стержень». В стране начался процесс формирования новой, «постперестроечной идеологии», начался поиск духовных ценностей, основ морали, которые могли бы стать путеводной нитью для жизни россиян в XXI в.
Кавказские народы не стали исключением и характерные для всей России проблемы для них также актуальны и важны. «Кризис» идеологии и морали чувствуется всеми слоями населения современных городского и сельского обществ республик Северного Кавказа. Как считает заведующий учебно-воспитательной работой в сельской школе адыгейского а. Урупский Краснодарского края Н.М. Машбашев, с одной стороны, советская идеология, советская система ценностей и мораль практически исчезли из жизни современных адыгов, сохранившись фрагментарно, а с другой, «переход» от советской к какой бы то ни было иной идеологии оказался во многом «заторможенным» или даже - «замороженным». Ногайские женщины Карачаево-Черкесии признавались нам, что ощущают «моральную пустоту», им непонятно, куда «пристроиться», «как самим жить и как воспитывать своих детей». Они говорят: «мусульман мы боимся, т. к. власти все время говорят об опасности ваххабизма, а наши национальные традиции слабеют прямо на глазах. В результате в наших аулах нет ничего, чтобы могло "направлять" молодёжь». Есть и такие, которые с удовольствием вспоминают жизнь в советское время, считая, что в целом советские нормы морали были вполне приемлемыми. И всё это происходит на фоне всемерных попыток средств массовой информации пропагандировать в качестве современной национальной идеи «принципы толерантности», которые в реальном обществе, например, в многонациональной Карачаево-Черкесии, абсолютно не «работают»: «идея толерантности есть, а самой толерантности — нет» - говорят наши информаторы (1).
Положение усугубляется тем, что в последние 15 лет из образовательного процесса в школах выпал такой аспект, как привитие детям духовных ценностей и норм морали. К настоящему времени выросло поколение практически без какой бы то ни было идеологии, твердых основ морали и духовного стержня или, как выразился руководитель районного телевидения Шовгеновского р-на, выросло молодое поколение, которое не имеет «позитивной моральной идеологии» (2).
В предлагаемой статье, опираясь на собранные автором полевые этнографические материалы и наблюдения в 2006-2007 гг., планируется рассмотреть данные вопросы на примере жизни современных народов в двух республиках Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии и Адыгее. Наряду с полевыми материалами в статье широко используются данные СМИ, распространяющих информацию, необходимую для функционирования ключевых социальных институтов (*), и которые мы рассматриваем в качестве культурообразующего и идеологообразующего факторов во всех сферах жизнедеятельности общества.
Несмотря на то, что отечественное кавказоведение на Северном Кавказе представлено достаточно полно и всесторонне исследованиями современной жизни народов, однако проблемы, связанные с анализом тенденций формирования современной идеологии, до сих пор крайне редко оказывались в зоне внимания исследователей. Проблемами формирования духовных ценностей, идентичности и культуры в Республике Адыгея занимаются Р.А. Ханаху, Т.И. Афасижев, С.И. Хрунин, О.Ю. Крынина, Н.М. Филимонова, а в Карачаево-Черкесии - Ю.К. Беджанов, З.Х. Батрукова.
Как нам представляется, наиболее плодотворным при анализе происходящих на современном Северном Кавказе процессов духовного развития является подход, при котором мы остановимся на тех сферах, где происходит или не происходит (но должно происходить) формирование новой идеологии, духовных ценностей. Это, в первую очередь, - Министерства культуры, печати и образования РА и КЧР, в недрах которых осуществляется определенная «культурная политика» и формирование школьной педагогической парадигмы, это - семьи, старшее поколение в которых задумывается о том, как воспитывать детей и внуков, это - исламское духовенство, стремящееся к внедрению исламской морали, наконец, это - представители творческой и научной интеллигенции Карачаево-Черкесии и Адыгеи, которые в советские годы были «властителями дум» и реально обладали высоким авторитетом в обществе.
(Продолжение следует)
* «Единство» г. Адыгейск; «Советская Адыгея» - газета Госсовета - Хасэ РА (гл. ред. Т. Кушнир), «Кошехабальские вести». Аул Кошехабль (гл. ред. А.Ш. Дагужиев); «Согласие» - газета Тахтамукаевского р-на (гл. ред. М. Болотова); «Маяк» - газега Майкопского р-на РА (гл. ред. А. А Погасеева); «Красное Знамя» - газета Гиагинского р-на (гл. ред. С.К. Визняк); «Заря» - газета Шовгеновского р-на (гл. ред. А.Х. Киков); «Теучежские вести» (гл. ред. Ю.Ш. Хакуй); «Майкопские новости» - газета г. Майкопа (гл. ред. А.Н. Шутихин); «Дружба» - газета Красногвардейского р-на (гл. ред. Е.Г. Зайцев), Мусульманские общественно-просветительские газеты («Свет истины», гл. ред. X. Турк, пос. Яблоновский; «Свет» — газета Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края.
Примечания
(1) Полевые материалы автора, Карачаево-Черкесия, июнь 2007 г. (далее - ПМАКЧ). Тетр. 4. Oп. 1. Д. 5, 6. Адыгэ-Хабпьский р-н КЧР.
(2) Полевые материалы автора, Адыгея, июнь 2007 г.
Ирина Леонидовна БАБИЧ - в.н.с.отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, д.и.н.
Источник: Духовные ценности и проблемы формирования новой идеологии у народов Северного Кавказа // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М, ИЭА РАН, 2008. - Вып. 208. - 45 с.
Работа выполнена по программе Президиума РАН «Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах». Проект «Традиционные культуры Северного Кавказа: факторы и условия выживания в контексте исламского всплеска и культурной глобализации» 2006 - 2008 гг.
модернизация Россия Северо-Западный Кавказ традиционализм черкесы