"Малая игра" на черноморской доске: новые ходы
Публикации | 26.11.2012 | 16:50
В конце прошлой недели в Симферополе прошел международный круглый стол "Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления". Организатор мероприятия – Центр изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморском регионе, собрал экспертов из всех без исключения стран, выходящих к Черному морю, с тем, чтобы они поделились с коллегами своим видением тенденций, проблем и вызовов, связанных с вопросами безопасности в этом регионе. Предлагаем вниманию наших читателей наиболее показательные из озвученных тезисов.
Конфликтность в Причерноморье будет присутствовать всегда
Вообще, с тех пор, как Черное море стало активно использоваться для перевозки грузов и по нему начали плавать военные корабли, оно стало ареной для постоянного выяснения отношений, "кто в море хозяин". Так, доцент кафедры экономических и социальных наук Таврического национального университета им. Вернадского Сергей Киселев насчитал восемь периодов перехода Причерноморья из рук в руки. Апогеем стала так называемая "Малая игра" – борьба за контроль над Черным морем между Британской и Российской империями, а затем между СССР и США. Малой она названа потому, что является частью "Большой игры": конкуренцией между Россией и США за доминирование в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и на Кавказе.
Сейчас эта "Малая игра" вступает, по мнению Киселева, в новую стадию. Что, прежде всего, связано с растущим транзитным потенциалом региона: в перспективе он может стать ключевой транспортной артерией, питающей Европу российскими и среднеазиатскими углеводородами. Знаковым в этом смысле стало присоединение (за день до начала круглого стола) Болгарии к проекту "Южный поток", по которому, начиная с 2014 года, в южную Европу будет подаваться газ компании "Газпром". Кроме того, в Черном море с каждым годом увеличивается активность по собственной нефте- и газодобыче. И вот уже Россия объявила о планах масштабной модернизации и укомплектования новыми кораблями своего Черноморского флота: "Южный поток" очень дорог во всех смыслах, чтобы оставаться без должной защиты. Понятное дело, что усиление российского флота не останется без внимания его потенциальных противников из Североатлантического альянса. Равно как и российский газопровод породит новую волну американских проектов-конкурентов. То же самое можно сказать о целой массе межэтнических, межконфессиональных и других противоречий в данном регионе, которые активно эксплуатируются в ходе "Малой игры". А вообще, как считает Киселев, о какой-либо стабильности в Причерноморье можно говорить только в том случае, если она будет поддерживаться исключительно на основе договоренности между странами этого региона, без вовлечения внешних сил, влияющих на эти страны. Поскольку как только такие силы появляются – конфликты гарантированы.
Российско-грузинские отношения
Подтверждением вышесказанного являются проблемы взаимоотношений между Россией и Грузией, вылившиеся в 2008 году в открытый вооруженный конфликт. При этом, судя по настроениям экспертов, в первую очередь российских, возможность перезагрузки этих отношений в ближайшее время является минимальной. Несмотря на то, что новое правительство Грузии объявило о намерении пересмотреть проблемные вопросы, мешающие двум странам стать добрыми соседями. В частности, по мнению руководителя сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яны Амелиной, сейчас для этого нет практически никаких предпосылок. Прежде всего, это обусловлено психологическим фоном: значительная часть российского общества и истеблишмента не могут забыть пятидневной войны четырехлетней давности. "Между нами – кровь российских миротворцев и множества мирных граждан, за которых никто не извинился" – заявила эксперт, поэтому ни о каком потеплении не может быть и речи. Тем более что в команде, сформированной победившей партией "Грузинская мечта", присутствуют представители окружения президента Михаила Саакашвили – пожалуй, самого главного раздражителя российского руководства в этом регионе. Так что конфликтный потенциал в этом секторе Причерноморья остается достаточно высоким.
Российско-турецкий диалог
Весьма показательным в этом плане стало выступление профессора Измирского университета Нежата Таракчи. По его мнению, вес Турции в НАТО после распада СССР значительно снизился, тогда как проблем в прилегающих к этой стране регионах меньше уж точно не стало. Соответственно, необходимо искать новые формы сотрудничества со своими соседями. И, прежде всего, с Россией, как наиболее влиятельным игроком в Причерноморье после самой Турции. В первую очередь речь идет о более активном взаимодействии двух стран в энергетической сфере (сами турки традиционно нуждаются в экспорте углеводородов). Поэтому договоренности о поставках российских нефти и газа могли бы стать основой для более широкого политического соглашения между двумя странами, что сразу бы изменило систему сдержек и противовесов в Причерноморье в пользу большей прогнозируемости и стабильности.
Помимо этого серьезной точкой притяжения наследников бывших могучих империй является противостояние с империей нынешней: активная политика США во всем мире (и в Причерноморье в том числе) вызывает у россиян и турок раздражение, скрываемое разве что на дипломатическом уровне. Так, обеим странам абсолютно не нужна эскалация напряжения на Ближнем Востоке, активно осуществляемая американцами: ни в Анкаре, ни в Москве не питают иллюзий относительно того, что после возможного нападения на Иран ситуация в соседних странах также не начнет выходить из-под контроля. Поэтому турки прямым текстом предлагают россиянам не только усиливать черноморскую группировку своего флота, но и рассмотреть возможность постоянного присутствия своих боевых кораблей в Средиземном море. Такой шаг, по их мнению, не позволит доводить ситуацию до критической, каковой она является сейчас.
Противоракетная оборона в Причерноморье
Серьезную обеспокоенность участников круглого стола вызывает и перспектива развертывания в Румынии, начиная со следующего года, систем противоракетной обороны США. Мало кто верит, что эти системы призваны защитить американцев и европейцев от весьма эфемерной северокорейской и иранской угрозы: сейчас в этих странах попросту нет технологий, позволяющих доставлять боеголовки до отдаленных территорий. К тому же иранская военная ядерная программа до сих пор никем не была подтверждена в принципе (также, как и наличие химического оружия у Ирака). Другими словами: система американской ПРО в Европе, как считает начальник отдела планирования Научно-организационного управления Российской академии наук Владимир Евсеев, является попыткой навязать России новые "звездные войны", с целью истощения ее экономики. Кроме того, поскольку ныне стоящие на вооружении американцев противоракеты в принципе не могут обеспечить перехват большинства российских средств доставки, та же румынская территория осваивается "на перспективу". То есть пока на ней будут размещаться малоэффективные элементы системы ПРО, с расчетом на то, что в будущем новые технологии позволят сделать их более совершенными. Иначе говоря, американцы на правах старшего товарища по НАТО навязали румынам свои правила игры. Но при этом надо понимать: любая подобная система очень болезненно воспринимается Россией. Не говоря уже о том, что теперь, согласно канонам военной науки, данная территория станет более уязвимой для российских вооруженных сил (во время боевых действий подобные объекты уничтожаются в первую очередь). Разумеется, что подобный сценарий не может радовать как саму Румынию, так и другие государства Причерноморья.
Украинские перспективы в регионе
Украина – это вообще удивительная страна: обладая всеми возможностями для того, чтобы стать важнейшим региональным игроком, за годы своей независимости она не сделала в этом отношении каких-либо серьезных шагов, оставаясь пассивным исполнителем воли глобальных сил. И до сих пор, как считают эксперты, украинским руководством не сформулирована стратегия, призванная эффективно использовать имеющиеся транспортные, инфраструктурные и другие конкурентные возможности в Причерноморье. А пока, судя по всему, можно ожидать разве что новых маневров вокруг тех же Харьковских соглашений по Черноморскому флоту: "Малая игра" продолжается…
Андрей Вадимов, по материалам: События Крыма
Грузия дипломатия Россия