Прошедшие в стране парламентские выборы подтвердили, что грузинский народ хочет перемен.
Какое значение для Грузии имеет правление Михаила Саакашвили и почему новые власти отказались от торжественных мероприятий в девятую годовщину "революции роз", рассказал президент Научного общества кавказоведов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов.
- Как вы считаете, насколько изменилась Грузия за прошедшие 9 лет? И каков вклад здесь Михаила Саакашвили?
- Очевидно, что Грузия - совершенно не та страна, какой она была в 2003 году. Полезно вспомнить, сейчас как-то все увлеклись критикой Саакашвили, но реальность 2003 года была такова, что в Грузии отсутствовало нормальное энергоснабжение, регулярно отключалось электричество, были хронические проблемы с газом - была масса проблем. Страна была в весьма печальном состоянии. Именно поэтому был такой высокий уровень протестных настроений.
За годы правления Саакашвили были решены многие проблемы. Нормализовались не только электроэнергия, газоснабжение, но и были построены многие дороги, был снижен уровень преступности, была проведена успешная реформа полиции. Об этом много говорилось, в том числе наши российские либералы подавали это как путь модернизации, альтернативный так называемой "авторитарной модели", которую они так любят критиковать.
Но важно понимать, что реформы Саакашвили были проведены за счет внешних займов и кредитов. Многие миллиарды долларов, которые поступили в Грузию, были потрачены в основном на военные расходы, но и на определенные реформы. В результате Грузия получила громадный долг в размере 11-12 миллиардов долларов. Для небольшой страны это очень много. Страна превратилась в наиболее зависимое государство на постсоветском пространстве.
Массу протестных настроений вызывали определенные меры, прежде всего воинствующий либерализм в экономике, который проявлялся в том, что максимально обрезались права и защита трудящихся. Забастовки, которые сейчас прокатились по Грузии, - это результат того, что масса населения оказалась в бедственном социально-экономическом положении.
Кроме того, был воинственный курс на глобализацию и включение Грузии в западную цивилизацию. Сама грузинская культура, язык, традиции - все то национальное, что и составляет национальную культуру, - это рассматривалось как нечто отсталое и ненужное. Вместо этого предлагалась современная европейская культура с навязыванием английского языка вплоть до таких явлений, как парад секс-меньшинств. Все это тоже вызывало большое сопротивление, в том числе в Грузинской православной церкви. Было понятно, что Грузия утрачивает свою национальную идентичность.
Разочарование в режиме Саакашвили в Грузии было вполне закономерным, потому что те достижения, которые действительно имелись у режима Саакашвили, оказались гораздо меньше, чем те просчеты, недостатки, бедствия, которыми оборачивалась его политика для Грузии. Я уж не говорю о событиях 2008 года, этой провалившейся военной авантюре.
В итоге грузинские избиратели проголосовали за противников Саккашвили.
- Как вы понимаете решение властей впервые в этот день не проводить официальные торжества?
- Было бы странно, если бы политические противники Саакашвили проводили торжества и тем самым показывали, что он сыграл такую важную роль в истории Грузии. Понятно, что сейчас тема "революции роз" не только невыгодна его политическим противникам, но и даже самому Саакашвили, потому что когда-то с "цветными революциями" были связаны большие надежды.
Эти надежды провалились и на Украине, и в Киргизии, и в Грузии. А что праздновать? То насильственное свержение власти, которое имело место в 2003 году? Сейчас понятно, что это не привело Грузию ни к чему хорошему.
По материалам: Голос России