Абхазская сотня на фронтах Первой мировой войны (публикация четвёртая)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | КАВКАЗ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ | Лариса ЦВИЖБА | 21.11.2012 | 00:00
В списке нижних чинов Черкесского конного полка, награжденных Георгиевскими медалями и крестами за бой в период по 1 января 1915 г. значатся всадники 4-й (Абхазской) сотни.
Георгиевскими медалями 4 ст.:
Шхалахов Ромазан - № 214298
Анчабадзе Тарбей - № 214326
Конджария Павел - № 214327
Джинджолия Михаил - № 214328
Гадлия Михаил - № 237410
Хасая Давид - № 237396
Анчабадзе Николай - № 237398
Квасия Тапр - № 237401
Георгиевскими крестами 4 ст.:
Тапагуа Арсений - № 184016
Айба Дата - № 184017
Гумба Куча - № 184018
Сабекия Нестор - № 184019
Козьмава Кискиндж - № 184020
Анчабадзе Дмитрий - № 184021
Маги Василий - № 184022
За бои, происходившие с 2 января по 3 февраля 1915 г., многие всадники Абхазской сотни представлены к награждению Георгиевскими крестами. Вот как описаны их подвиги в наградных листах:
8 января 1915 г., когда первый взвод во время разведки под дер. Насичне был окружен противником, всадники Тапагуа и Шхалахов нашли тропинку, на которой им удалось вывести взвод с офицером из угрожающей местности без всяких потерь.
Младшему уряднику Калистрату Палагину, всадникам Капш Спиридону, Хасая Давиду, Туманову Самсону и Анчабадзе Николаю во время разведки 8 января удалось, несмотря на явную опасность для жизни добраться до одного из отрогов хребта и подтвердить наблюдения командира сотни с другого отрога, об усиленном передвижении войск и возведении окопов на хребет.
Всадник Квассия Таир 9 января доставил пешком под сильным действительным огнем неприятеля донесение о занятии 4-й сотней ущелья Царинске-Дверник, что дало возможность отряду в д. Насичне чувствовать свой левый фланг и путь отхода в Дверник вполне обеспеченными.
Всадники Айба Дата и Гумба Куча 10 января, будучи ранены во время разведки в ущелье Дверники-Царинске, вывели своего офицера прапорщика Лакербая из угрожающей местности, поддерживая его руками.
Урядник Давид Начь 10 января, состоя ординарцем при командире полка и будучи послан с спешным распоряжением к начальнику участка под сильным и действительным огнем неприятеля доставил это распоряжение и возвратился обратно.
Всадник Чукбар Виктор 24 января, состоя ординарцем при командире полка, будучи послан со спешным распоряжением к начальнику правого боевого участка, под сильным и действительным огнем противника доставил это распоряжение и возвратился обратно.
Всадники Анчабадзе Тарбей, Гадлия Михаил, Конджария Павел и Джинджолия Михаил, 27 января, в бою под с. Цукривкой охотниками вошли первыми в д. Журавин под сильным огнем неприятеля и дали ценные сведения начальнику отряда.
Шхалахов Рамазан Алиевич, в бою 8 января 1915 г. при д. Насичне-Береш-Горне, будучи в пешей разведывательной партии штабс-ротмистра Цешковского на высоте 1244, продолжал свою работу разведки сил неприятеля до времени охвата с 3-х сторон наших разведчиков, развернувшимися ротами австрийцев. Тогда, проложив себе дорогу до партии корнета кн. Кочакидзе, находясь все время под сильнейшим огнем, доложил названному офицеру об опасности положения и указал ему направление, по которому еще можно пробиться, затем вторично пробился до своей партии, к тому времени совершенно окруженной и провел еще под перекрестным огнем почти в упор в проложенной им траве к заставе, выручая своею стрельбою в упор по австрийцам штабс-ротмистра Цешковского. За этот бой (от 8 января) Шхалахов Рамазан представлен к награждению Георгиевским крестом 4 ст.
Чукбар Виктор, 15 февраля в лесном бою во время атаки д. Цу-Бабино под сильным действительным и перекрестным огнем доставил извещение командиру 2-й сотни шт.-ротм. Султан-Гирею о том, что слева у него идет цепь от Ингушского полка, что справа у них стоит цепь Черкесского полка под командой Султан-Гирея, чем восстановил утраченную совместно действующими частями связь. Представлен к Георгиевскому кресту 4 ст. Ранее представлялся к Георгиевской медали 4 ст.
Всадники Арнаут Семен и Борчания Илья в феврале приняли участие в снятие поста у бензинного склада и самостоятельно сняли пост у спиртного склада, о чем вовремя донесли, за что были представлены к награждению Георгиевскими крестами 4 ст.
Ст. урядник Полторади Иван и всадник Ахуба Джансух 19 февраля 1915 г. вошли еще в занятый противником г. Станиславов и дали ценные сведения командиру полка, за что представлены к награждению Георгиевскими крестами 4 ст.
Всадники Микамба Кизильбек и Квициния Елиш, 19 февраля 1915 г., будучи при взятии г. Станиславова перебрались сквозь неприятельскую цепь и доставили ценные сведения своему командиру о снятии поста у бензинного и спиртного складов и о передвижении противника. Представлены к награждению Георгиевскими крестами 4 ст.
Ануа Михаил 19 февраля 1915 г. при взятии г. Станиславова достал командиру полка ценные сведения о передвижении войск противника, за что представлен к награждению Георгиевским крестом 4 ст.
Семен Арнаут и Чиф Тания при разведке дер. Брушково в ночь на 22 февраля 1915 г. охотниками вошли в деревню, взяли в плен 2-х гусар и 2-х пехотинцев и своими связными дали возможность занять деревню в ту же ночь, за что представлены к награждению Георгиевскими крестами 4 ст. командиром 4-й сотни 4 марта 1915 г.
Анчабадзе Торбай и Петр Киевский 22 февраля 1915 г., при взятии атакой в пешем строю дер. Езерзон показали особенную храбрость и стойкость. Впервые вошли в деревню и взяли 4 австрийцев, за что были представлены к награждению Георгиевскими крестами командиром сотни.
Ласурия Дадиш и Тапагуа Артем, охотниками вошли в занятую противником дер. Глушко в ночь на 22 февраля 1915 г. и доставили под выстрелами крестьянина, который дал военные сведения о противнике, за что представлены к награждению Георгиевскими медалями командиром сотни.
Лакоба Василий и Гарцкия Джота, в ночь на 22 февраля 1915 г., при взятии дер. Езерзон, узнав, что двое товарищей находится в тылу противника, они с явной опасностью для жизни пробрались к ним и своим огнем способствовали общему делу, за что были представлены к награждению Георгиевскими медалями командиром сотни.
16 марта 1915 г. при смене часового и подчаска на берегу Днестра в окопе у д. Жежава был убит подчасок, который должен был сменить часового. Всадник Инал-ипа Александр пополз к убитому и нес его под сильным и действительным огнем противника обратно на пост, взял другого подчаска и пошел опять на смену. Инал-ипа А. награжден Георгиевским крестом 4 ст. № 259644.
Из рапорта командира 4-й сотни временно командующему Черкесским конным полком от 12 апреля 1915 г. с ходатайством о производстве Шхалахова Рамазана, Хасая Давида, Инал-ипа Александра в младшие урядники без расходов для казны и всадников Лакоба Василия, Лакоба Теймураза, Арнаута Семена, Анчабадзе Тарбея, Бата и Николая Анчабадзе, Квачия Таифа, Борчания Илья, Абаш Шабан и Цицибаев Нестор в приказные следует, что все они отличного поведения и нравственности, к службе относятся добросовестно и в бою храбрые.
Гумба Куча Чахматович - доброволец абхазской сотни Черкесского конного полка, находясь в Гудаутском участке, рапортом от 27 марта 1915 г. на имя начальника Гудаутского участка уведомил, что он, будучи ранен выстрелами неприятеля, причем как раненого и неспособного был отправлен в больницу в г. Львов, а затем в Киев, оттуда во Владикавказ. Так что из представленных докторских свидетельств можете усмотреть, что я пока не способен к военной службе, а равно и к каким-либо физическим трудам. Докладывая об изложенном и принимая во внимание, что хотя я после поранения явился к командиру абхазской сотни, но ввиду военной суматохи, командир не может знать мое настоящее местонахождение, прошу Ваше высокоблагородие о положении моем сообщить командиру сотни и напомнить о том, что я, явившись к нему раненым обещал мне винтовку, которой я в числе других производил перестрелку с неприятелем.
Отношение начальника Гудаутского участка командиру Абхазской сотни от 30 марта 1915 г. содержит следующее: «Сообщаю, что раненый доброволец Куча Гумба со свидетельствами о неспособности к военной службе прибыл и находится во вверенном мне участке».
Не всегда сведения о награждениях доходили своевременно до награжденных, о чем свидетельствует письмо того же всадника 4-й стони Кучи Гумба.
Гумба Куча 4 мая 1915 г. написал письмо из Гудауты в Петроград, в справочный отдел Главного штаба, следующего содержания: «Я доброволец абхазской сотни Черкесского конного полка. В бою на австрийском фронте ранен в руку во время разведки под командой мл. офицера Шахана Лакербая. За отличие в этой разведке, где я со своим товарищем вынес из под огня названного офицера, представлен к награде, о чем мне при отъезде на родину для лечения раны объявил командир сотни штабс-ротмистр Бьерквист. Прошу не отказать в моей просьбе сообщить мне по прилагаемому ниже адресу о результатах представления моего командира сотни. Состояние моей раненой руки не дает мне возможности вернуться к моим товарищам, куда рвусь всей душой, но рука (левая) пока совершенно отказывается мне служить, хотя пальцы уже стали понемногу действовать, но руку не могу еще выпрямить, чтобы вновь действовать против врага ружьем и шашкой, а это необходимо мне как разведчику сотни. Убедительно прошу не отказать в моей просьбе. Доброволец, абхазец Черкесского полка и разведчик Куча Гумба.
Командир 4 (абхазской) сотни штабс-ротмистр Цешковский в рапорте командиру Черкесского конного полка от 19 апреля 1915 г. отмечал: «Представляя переписку и Георгиевский крест за № 184018, прошу зависящего распоряжения об отсылке креста для выдачи всаднику Куча Гумба и об исключении его из списков сотни».
20 апреля 1915 г. Георгиевсий крест направлен в Гудаутский участок, и как следует из расписки начальника Гудаутского участка Гумба Куче вручена награда 5 июня.
Черкесский конный полк принимал участие в течение июля 1915 г. в боях против австрийцев на р. Днестре у д. Колодривка. 9 июля, во время производившейся демонстрации г.-м. Красновым, полк наступал на левый фланг противника, причем деятельное участие проявили конные разъезды, доходившие до самых проволочных заграждений, потери были в людях и лошадях. 10 июля у д. Шупарки полк, находясь в боевом резерве, неся потери, поддерживал фланг участка. 19 и 20 июля полк, будучи в сторожевом охранении по линии Моссорувка-Самушин, отбивал разведывательные партии противника и сам вел усиленную разведку.
Всадники: Акиртава Ардашил, Гарцкия Михаил, Чиркба Михаил, Хакба Тыч, Анчабадзе Михаил, Чичба Герасим, Дзария Самсон, Бадия Измаил, Пендерава Иосиф представлены за июльские бои к Георгиевским крестам 4 ст. (о награждении указанных всадников см. публ. 2 – Л.Ц.)
В другом эпизоде июльских боев 1915 г. всадники Анчабадзе Михаил, Леймер Владислав, Чичба Герасим, Дзария Самсон, Бадия Измаил, Пендерава Иосиф, во время пребывания в окопах на предмостной Днестровской позиции, неоднократно, будучи в секретах, отбивали разведывательные части противника, делали сами разведку, доходя до проволочных заграждений противника, не давая ему возможности осветить местность впереди расположения наших окопов.
В списке всадников Черкесского конного полка, награжденных 6 августа 1915 г. еив великим князем Георгием Михайловичем Георгиевскими крестами 4 ст. значатся:
Касландзия Степан - № 409706
Квассия Петр - № 409720
Лакербай Михаил - № 409719
Кербая Саит - № 409717
Кокалия Джота - № 409718
Указанные всадники награждены за то, что 4 августа 1915 г., находясь в сторожевом охранении по линии Моссорувка-Самушин, вступили в перестрелку с неприятельскими разведывательными партиями и прогнали их. Все были ранены и остались в строю.
В списке чинов Черкесского конного полка, представленных к награждению Георгиевскими крестами за бои с 16 августа по 8 сентября 1915 г., значатся 4-й сотни всадники Кутарба Шахан и Тужба Джаербая. Они, утром 7 сентября 1915 г., будучи высланы от заставы корнетом Лакербая в пешем разъезде, в составе 6-и всадников для выяснения занята ли д. Лосковцы пехотинцами или конницей или уже очищена противником и по возможности захватить пленных, согласно приказания штаба дивизии, названные всадники, подойдя к костелу, заметили австрийский пост из 5 человек, который открыл огонь по ним. Бросившись на этот пост, они захватили 2-х чел. в плен, а трое успели в это время убежать. Памятуя о своей прямой задаче и не увлекаясь преследованием, они продолжали свою разведку и выяснив, что д. Лосковцы очищена австрийцами, вернулись, приведя с собой пленных.
В сентябре 1915 г. награжден всадники: Чукбар Виктор - Георгиевским крестом 3 ст. № 75190 и Агирба Какун - Георгиевским крестом 4 ст. № 463648.
Рапорт командира 4-й сотни штабс-ротмистра Бьерквиста командиру Черкесского конного полка от 23 сент. 1915 г. содержит ходатайство о производстве приказных Розамбея Иналипа, Тарбея Анчабадзе, Николая Анчабадзе, Михаила Ермолова, Константина Маргания, Михаила Джинджолия, Тыча Хакба, Михаила Чиркбая в младшие урядники; всадников Михаила Анчабадзе, Герасима Чичбая, Иосифа Пендерава, Самсона Дзария, Измаила Бадия, Чанта Маги в приказные, отмечая, что «означенные всадники все отличного поведения и нравственности».
Приказ о производстве в мл. урядники и в приказные вышеназванных всадников состоялся 1 ноября 1915 г.
Всадники Полиоктор Пацурия и Николай Анчабадзе (представлены к кресту 2 ст.), казак Дмитрий Мухин, всадник Иван Гайворонский и мл. урядник Давид Саделиани (представлены к кресту 4 ст.) за то, что 28 сентября 1915 г. у дер. Петликовцы-Нове вызвались охотниками для исполнения приказания командующего полком и подвергая свою жизнь явной гибели под ураганным огнем перешли по пояс вброд болото и уничтожили неприятельский пост и сожгли неприятельскую наблюдательскую вышку.
Командир Черкесского конного полка полковник Чавчавадзе рапортом от 28 декабря 1915 г. ходатайствовал перед командиром 3-й бригады Кавказской туземной конной дивизией о производстве младшего урядника Чукбара Виктора в юнкера милиции за боевые отличия.
(продолжение следует)
Источники: РГВИА. Ф.3644. Оп.1.Д.14; Ф. 23091.Оп.1. Д.201.
Специально для kavkazoved.info
Абхазия историография Первая мировая война