Сближение Грузии с Азербайджаном стартовало в начале 90-х годов в период президентства бывших членов политбюро Эдуарда Шеварднадзе и Гейдара Алиева, нуждавшихся во взаимной поддержке. Грузию волновало удовлетворение жизненно важной потребности в сравнительно недорогих энергоресурсах в виде нефти и газа, а в дальнейшем возникла необходимость выхода за пределы даже остаточного влияния России и достижения максимально возможной политической и энергетической независимости от северного соседа. Политики-ветераны, преодолев давление Москвы, с помощью западных компаний построили нефтепровод, перекачивающий топливо из Баку в турецкий порт Джейхан через территорию Грузии. У Михаила Саакашвили с Ильхамом Алиевым при непосредственном участии турецкой стороны появился затем свой новый проект – железная дорога по маршруту Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс и далее в сторону Европы. С регулярным и многообещающим уровнем грузоперевозок. Конечно, не в последнюю очередь и с целью развития процессов евроинтеграции. Евросоюз усмотрел в однобокости этих и иных планов опасность изоляции Армении и однажды даже обратил внимание Грузии и Азербайджана на необходимость соблюдения стратегической гармонии в решении вопросов регионального партнерства. Заметим также, что в грузино-азербайджанском сотрудничестве присутствует и финансовый интерес бизнес-элит обеих стран: к примеру, в Грузии продажа поступающего из Баку по недорогим тарифам горючего, продаваемого по гораздо более высоким, просто неадекватным, ценам, составляет ощутимую часть бюджетных поступлений. В том числе и, как свидетельствуют эксперты, в казну правящей элиты. Довольны при этом и в Баку, поскольку азербайджанские компании во множестве представлены в Грузии, в том числе и в виде сети автозаправочных станций.
Так или иначе, а финансово-экономические соображения составляют фундамент политической жизнедеятельности властей в обеих странах, корректируя одновременно государственные отношения и определяя их не только как добрососедские и прочные, но и «братские», как стали их называть еще при Шеварднадзе и Алиеве-старшем. Подобные понятия, словно печать нотариуса, призваны определить характер сотрудничества и закрепить обязательства сторон. Особенно в условиях, когда многочисленные проблемы государственного и общественного выживания требуют реальных усилий. Свои интересы, разумеется, преследует и Баку. Правительству Азербайджана, думается, важно не столько деньги зарабатывать за счет торгово-экономического оборота с Грузией, сколько чувствовать ее поддержку в вопросах урегулирования ситуации с Нагорным Карабахом. Недекларативно, но как-то подразумевается и солидарность стран, потерявших территории в начале 90-х. В Тбилиси, понимая все это, тем не менее стараются идти своим путем, поскольку для Грузии столь же важны эффективные политические, экономические и просто добрососедские отношения с Арменией. Официальные власти стараются балансировать в этих вопросах таким образом, чтобы не вызывать недовольство обоих соседних государств, равно как и немалой части населения самой Грузии, если иметь в виду, что азербайджанцы здесь составляют почти полмиллиона, да и армяне – лишь немногим менее того. Нельзя не учесть также, что если азербайджанский вклад в развитие Грузии в основном связан с современными процессами, берущими начало в распаде СССР, то армянский – одновременно уходит в то прошлое, когда усилиями армянских предпринимателей и общественных деятелей Тифлис еще в 19 веке строился, развивался и обретал европейское лицо. Сказанное потребует небольшого отступления.
Та часть старого города, которая исстари называется Мейдан, известна банями, владельцами которых столетие и более назад были известные армянские меценаты – Бебутовы, Орбеляны, Мирзоевы и другие. Неподалеку сравнительно недавно установлен бюст на постаменте в память о Гейдаре Алиеве. В той же части города можно увидеть памятники великому ашугу Саят-Нова (Арутюну Саадяну), который воедино представил в своем творчестве весь ароматный восточный колорит тбилисской жизни, крупному нефтепромышленнику и меценату Александру Манташеву (Манташьянцу), который соорудил тот самый первый нефтепровод из Баку в грузинский портовый город Батуми, гениальному кинорежиссеру Сергею Параджанову, сумевшему создать поразительные философские картины лирико-мистического характера, символизирующие трагический прорыв из тьмы вечной вражды к свету добра и надежды. Некогда привычное многоязычие Мейдана уступает место доминированию грузинского и английского, хотя все еще в немалой степени присутствует и общение на русском. Здесь меньше стало местных, скажем так, коренных жителей. Особенно это касается азербайджанцев, компактно обитавших в кварталах вокруг бывшего Шайтан-базара, – многолетних исправных служителей бань, и с ними терщиков, этих резвых и безвестных потомков «безносого Гасана», описанного Пушкиным. Популярная некогда чайхана с рубиновым чаем уступила место частным кафе и чайным, покоряющим домашним уютом. Впрочем, история города его коренным обитателям хорошо известна. Атмосфера, в которой просвещенная и богатая армянская знать играла когда-то доминирующую роль, напоминает ныне о себе лишь замечательными домами с солидными европейскими архитектурными чертами. Но и этого достаточно, чтобы понять, каким было на самом деле прошлое некогда пестрого, пряного, легкого и великолепного города.
Несколько лет назад президент Азербайджана Ильхам Алиев, осмотрев памятник его отцу в Тбилиси, высказал слова благодарности, как и за другой, столь же выразительный жест, когда часть набережной Куры тбилисскими властями была названа в честь Алиева-старшего. Признательность носит взаимный характер: подчеркнем еще раз, что Грузии без энергетической помощи Азербайджана непросто было бы сладить с актуальными и сегодня буксующими социально-экономическими, а стало быть, и внутриполитическими проблемами. То же относится и к внешнеполитическим делам. Тем не менее, как это нередко бывает в ряде случаев у граничащих друг с другом государств, время от времени возникали трения, которые удавалось поэтапно преодолевать благодаря трезвому и уравновешенному подходу сторон.
Один из последних кризисных прецедентов был связан с принадлежностью древнего монастырского комплекса Давид Гареджи, расположенного на грузино-азербайджанской границе. Второй – с положением этнических грузин, проживающих на территории смежного с Грузией Кахского района Азербайджана. Третий, весьма чувствительный для бакинских клерикалов, – с правомерностью учреждения в Грузии духовно-религиозного управления мусульман, что послужило поводом утверждать, что конфликт начался из-за этого решения, принятого в Тбилиси. Начнем с последнего.
Казалось бы, ничего спорного и непонятного здесь быть не может: почему бы в стране, где наряду с христианами, иудеями и даже буддистами издавна проживают граждане, исповедующие ислам, включая грузин-мусульман автономной Аджарии, не может быть создано такое управление? Один из азербайджанских обозревателей высказался в российской прессе таким образом: «Дело в том, что с советских времен сохранился реликт в виде Управления мусульман Кавказа, поныне расположенный в Баку. Управлением руководит шейх уль Ислам Паша-заде, который на самом деле руководит, пожалуй, только своим бюрократическим аппаратом и, возможно, несколькими мечетями в Азербайджане. О том, чтобы править мусульманами всего Кавказа, и даже всего Азербайджана, не может быть и речи. Да это и невозможно. Тем не менее шейх продемонстрировал обиду на созванной специально для этого пресс-конференции, заявив, что в Тбилиси преследуют далеко идущие цели – в частности, по отторжению азербайджанцев Грузии от Азербайджана. Более того, создавая свое управление мусульман, Тбилиси, по мнению шейха, выполняет заказ по воссозданию «Великой Армении».
В Азербайджане, надо сказать, весьма склонны к тому, чтобы проводить сравнения между положением в Грузии армян и азербайджанцев. И всегда почему-то получается, что к армянам в Тбилиси относятся лучше, а правами азербайджанцев пренебрегают. В те недавние времена дошло до того, что появление управления мусульман некоторые из наблюдателей в Баку объяснили даже «проявлением грузинского шовинизма». Мало того, там же, на заседании Клуба политологов, азербайджанский историк Расим Агаев заявил тогда, что «это не что иное, как приватизация мусульман в этой стране». «Если бы Грузией руководил Эдуард Шеварднадзе, такого решения, ухудшающего отношения между Азербайджаном и Грузией, в Тбилиси бы не приняли», – странным образом предположил Агаев и заодно усмотрел в создании управления попытку отделить азербайджанцев Грузии от их исторической родины. Более того, говорилось также, что, создавая местное управление по делам мусульман, президент Саакашвили «выполняет социальный заказ грузинского населения». «Проявляется и желание Саакашвили удовлетворить политические интересы России», – вторили историку его взбудораженные коллеги. Комментировать все это нет смысла. Скажем лишь, что в Баку прозвучала и более уравновешенная точка зрения, согласно которой разговор о проблемах для азербайджанцев Грузии носит преувеличенный, гротескный и надуманный характер. В итоге возобладало мнение, что Управление по делам мусульман Кавказа в Баку всегда считалось формальной и недееспособной структурой, созданной для номинального обозначения функции (кстати, не очень это понятно – в каком смысле возможно «управлять мусульманами»?), но льстившей тщеславию азербайджанских исламских клерикалов во главе с их руководителем.
Когда полемика разворачивается в неправительственных кругах, то это всего лишь будоражит общественное мнение. Однако выяснилось, что этим дело не ограничивается. «В отличие от грузин, проживающих в Азербайджане, наши соотечественники, живущие в Грузии, сталкиваются с серьезными проблемами в религиозной сфере, и нашу обеспокоенность мы хотим довести до Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго», – заявил ранее на встрече с представителем главы Грузинской православной церкви председатель Госкомитета по работе с религиозными структурами Азербайджана Идаят Оруджев. По его словам, азербайджанцы в Грузии протестуют против установки крестов в селах, в которых исторически проживают азербайджанцы.
Касаясь положения грузин в Азербайджане, Оруджев подчеркивал, что для деятельности грузинских православных общин, так же, как и для других конфессий, в его стране создаются все условия и никаких проблем в этой сфере нет. Однако ведь помнятся и протестные акции с участием оппозиционных партий Грузии. К примеру, лейбористы, как и другие, не раз призывали свое правительство обратить внимание на положение ингилойцев, грузин, живущих исстари в Саингило, крае западного Азербайджана. (Уточним, что эта территория была оторвана от Грузии в начале 17 века в эпоху правления в Персии Шаха Аббаса. Советская Россия признала территорию как грузинскую, однако затем Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе приняли решение оставить край во владение Азербайджана.) Население Саингило не раз жаловалось на ограничение их прав на самобытность. «Этим людям уже давно запрещают говорить и получать образование на родном языке, носить грузинские имена и фамилии, в Саингило закрывают грузинские церкви, школы, культурные центры, и на все это спокойно смотрят из Тбилиси», – в недавнем прошлом заявил секретарь Лейбористской партии Иосиф Шатберашвили. Было выражено недовольство и тем, что «грузинский посол в Баку никак не отреагировал на утрату – уже в наши времена – Грузией части земли, которая оказалась на территории Азербайджана после того, как река Алазани изменила русло».
Основания для протеста озвучивались и в Баку, причем и здесь вместо правительственных чиновников выступали наблюдатели, включая экспертов и политологов. К примеру, когда грузинская правительственная делегация, находясь в Ереване, пригласила армянских военных пройти подготовку в Грузии в учебно-тренировочном лагере горных стрелков, в Баку один из экспертов, выражая позицию официальных властей, безапелляционно заявил: «Чему будут учиться армянские военные в лагере, созданном на средства НАТО, кроме как ведению войны в азербайджанском Нагорном Карабахе? Предлагаю руководству Грузии внимательно следить за своими действиями, которые носят откровенно антиазербайджанский характер. Саакашвили и раньше отличался волюнтаризмом и потерял в итоге часть грузинской территории». Конфликт удалось уладить после того, как азербайджанские военные получили от военного ведомства Грузии аналогичное предложение – вести подготовку по программе НАТО «Партнерство во имя мира». Вопрос этот, чтобы снять противоречия, пришлось обсуждать на встрече президента Азербайджана с министром обороны Грузии.
Перманентно стороны сталкивались во мнениях в связи с территориальным спором вокруг монастырского комплекса Давид Гареджи. В сравнительно недавние июньские дни в Тбилиси прошла манифестация. Ее участники держали в руках плакаты с надписью – «Давид Гареджи – это Грузия!». Проблема обсуждается вот уже в течение последних 15 лет. На этот раз причиной выступлений стало заявление представителей православного духовенства, согласно которому азербайджанская сторона отказалась пускать верующих и туристов из Грузии в те пределы монастырского комплекса, что расположены на территории, считающейся в Баку азербайджанской. Проблему вроде бы удалось решить в ходе встречи президентов Грузии и Азербайджана на майском саммите НАТО в Чикаго, однако эксперты в обеих странах не уверены, что копромисс в перспективе может оказаться достаточно устойчивым. Тем не менее после беседы Саакашвили и Алиева прошло несколько часов, и пограничные ведомства сторон договорились о свободном допуске граждан Грузии и туристов, словом, всех посетителей и желающих. Это произошло несмотря на то, что процесс делимитации границы еще не был завершен. Впрочем, насколько известно, он тянется уже полтора десятка лет, и сегодня все еще не близок к окончанию. Согласовано пока около 66 процентов периметра границы. «Несогласованными остаются свыше десяти участков, включая тот, на котором находятся сооружения монастырского комплекса, – пояснил грузинским СМИ руководитель службы делимитации границ при МИД Грузии Ивери Мелашвили.
Комплекс Давид Гареджи, который в Баку именуют Давудом Гараджа, азербайджанские историки считают по происхождению албанским. Однако официально претензии не предъявляются. «К сожалению, определенные силы пытаются раздуть этот вопрос, который обсуждается в рамках совместной азербайджано-грузинской комиссии, и сделать из него политическую проблему. Уверяю, что на самом деле между Азербайджаном и Грузией нет никаких проблем», – заявил недавно глава пресс-службы МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев. Он считает, что вопрос делимитации границы должен рассматриваться с нормативно-правовой точки зрения. «И этот процесс проходит очень успешно», – уверен Э. Абдуллаев.
Разделение в советское время между двумя союзными республиками пещерного монастырского комплекса, в котором можно увидеть прекрасные фрески и где прослеживаются целые эпохи, было не случайным. А главное – явно ошибочным. Таково мнение директора Института истории и этнологии Грузии Важи Кикнадзе. Он не сомневается, что такая «ошибка» была допущена с далеко идущими целями, чтобы потом, когда это станет кому-то необходимо, задействовать ситуацию в качестве бомбы замедленного действия. Аналитики с обеих сторон предупреждают о необходимости скорейшего разрешения проблемы переговорным и демаркационным путем. Это помогло бы сохранить дух и характер нынешних отношений Тбилиси и Баку, более уверенно развивать темпы сотрудничества. «Рост напряженности между двумя столицами играет на руку России, и для нее был бы идеальный случай, если бы наши две страны поссорились. Уверен, что такого не произойдет», – полагает руководитель исследовательского центра «Восток – Запад» Арастун Оруджлу. Действительно, дополнительные причины для нестабильности в отношениях стран Южного Кавказа никому не нужны. Их и без того накопилось более чем достаточно...
По материалам: Ноев Ковчег