Восстановление отношений с Россией больше нужно Тбилиси
Новости | 26.10.2012 | 22:22
Несмотря на смену парламента в Грузии, официальные лица страны по-прежнему считают, что Россия оккупировала грузинские территории. Новый министр иностранных дел страны выступила с заявлением, в котором высказала однозначную позицию: до тех пор, пока не будет произведена «деоккупация», нормальные отношения между странами восстановлены не будут.
В сегодняшнем разговоре с журналистами Майя Панджикидзе заявила:
— Двадцать процентов территории Грузии оккупированы Россией, российская сторона открыла два посольства — в Сухуми и Цхинвали, и пока остается такая ситуация, дипломатические отношения восстановлены не будут. Для всех нас, не только для этого министерства, для всей страны, нет значительнее цели, чем добиться деоккупации. Однако добавила, что «возможен диалог», который «вела и прежняя власть, осуществляя сотрудничество с Россией по разным темам.
Панджикидзе поддерживает формат Женевских переговоров, которые были организованы в 2008 году после военной агрессии со стороны Грузии. Министр считает, что такой формат надо сохранить, а процесс переговоров «развить и углубить», передает РИА Новости.
Также Майя Панджикидзе чётко обозначила внешнеполитические приоритеты нового грузинского руководства, в которые входят «европейская и евроатлантическая интеграция, партнёрство с США и хорошие отношения с нашими соседями».
Интересно, что ранее спикер грузинского парламента Давид Усупашвили в интервью РИА «Новости» обещал, что власти не будут создавать новых проблем с Россией, и намекал на восстановления отношений между странами.
Стоит отметить, что тогда же экс-посол России в Грузии, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский в разговоре с «Однако» высказал сомнения, что характер отношений между государствами после победы блока «Грузинская мечта» может существенно измениться.
Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, прокомментировал для «Однако», прокомментировал заявления «новой Грузинской власти»:
— Можно предположить, что заявление госпожи Панджикидзе носит характер с такой запросной позиции. Она как дипломат и глава внешнеполитического ведомства в силу своего статуса подобные требования будет озвучивать. Конечно же, они невыполнимы, потому что Россия признала Абхазию и Южную Осетию, и никакой ревизии этого решения не предполагается.
В действительности, вопрос установления дипломатических отношений между Россией и Грузией, на мой взгляд, сейчас пока в повестке дня не стоит, но диалог между Тбилиси и Москвой (не по вопросу Южной Осетии и Абхазии) по вопросу более широкого спектра двусторонних отношений, вполне возможен. Не исключено, что в рамках этого диалога могут быть приняты какие-то, пусть паллиативные, технические, но всё-таки реальные шаги по налаживанию двусторонних отношений. По крайней мере, по приданию диалогу некоего более конструктивного духа. Кстати говоря, кое-что уже сделано. Рейсы Тбилиси-Москва и Москва-Тбилиси налажены. То есть коммуникационной блокады в полном смысле слова не существует.
Возможен диалог по возобновлению экономических отношений. Например, грузинская минеральная вода и лимонад уже появляются в магазинах некоторых регионов России. И есть основания предположить, что этот процесс продолжится.
Что касается Абхазии и Южной Осетии, то это, прежде всего, вопрос диалога Тбилиси с гражданским обществом и с официальными властями этих стран.
Вообще, по моему убеждению, вопрос о правовом и политическом статусе двух бывших грузинских автономий, являющийся камнем преткновения, должен быть вынесен за рамки переговоров. Потому что сейчас он является предметом прямо противоположных точек зрения, а, следовательно, неразрешим. Но технические вопросы решать нужно и, возможно, их решение создаст ту атмосферу, которая в далёком-далёком будущем сделает реальным диалог и по другим проблемам.
Главное, что Грузия не должна оставаться фактором дестабилизации, фактором опасности, фактором различного рода угроз для России на Северном Кавказе и не только. Я думаю, что если обнадёживающие заявления нового грузинского руководства (хотя «новым» его можно назвать только условно) относительно Северного Кавказа, относительно сворачивания педалирования черкесского вопроса и т.п ., превратятся в конкретные дела, то, нормальный диалог без ситерики между Москвой и Тбилиси вполне возможен.
В налаживании диалога Грузия заинтересована гораздо больше, чем Россия. Хотя бы в силу вопросов экономического выживания целых отраслей грузинской экономики. Прежде всего, сельского хозяйства (но не только его), которое напрямую зависит от российского рынка, и которое благодаря авантюристической политике Саакашвили было его лишено.
Опросы грузинского населения, в том числе и американские опросы, показывают, что оно в подавляющей массе за восстановление нормальных отношений и связей с Россией. То есть несмотря на массовую антироссийскую пропаганду, за некоторым исключением, люди всё понимают правильно и выражают искреннюю заинтересованность в возобновлении добрососедских отношений. Потому что те партнёры, которые пришли на смену России, как, например, Турция, ведут себя гораздо менее комплиментарно по отношению к грузинскому народу, к его культуре, к обществу.
Так что для Грузии это в известной степени вопрос выживания, и не только выживания экономики, но и культуры, самосознания народа.
Елена Гладкова, по материалам: Однако
Грузия дипломатия Россия