В Грузии будет две «партии власти»
Публикации | Сергей МАРКЕДОНОВ | 24.10.2012 | 00:00
Представители избирательной коалиции "Грузинская мечта", победившей на парламентских выборах в первый октябрьский день 2012 года, начали занимать высшие государственные посты. 21 октября состоялось первое заседание национального парламента Грузии. Согласно официальным итогам голосования в высший представительный орган страны, в него прошли представители только двух политических сил. 85 мандатов будет у коалиции "Грузинская мечта", которую к победе на выборах привел миллиардер Бидзина Иванишвили, а 65 депутатских кресел займут представители "Единого национального движения", поддерживающего Михаила Саакашвили.
Первое принципиальное голосование – по кандидатуре спикера парламента – показало, что впереди обе фракции ожидает непростая и полная интриг политическая борьба. С небольшим численным перевесом (88 голосов "за") был избран представитель "Грузинской мечты" Давид Усупашвили. "Единое национальное движение" отказалось принимать участие в голосовании по кандидатуре спикера, однако три ее представителя все-таки пошли против "генеральной линии" своей партии. Поскольку голосование было тайным, нельзя исключать того, что имена этих "нарушителей" останутся неизвестны. Надо сказать, что и "мечтатели" не остались в долгу. Они отказались приветствовать на первом заседании вновь избранного парламента ныне действующего президента Саакашвили. Главе грузинского государства стоя аплодировали только его соратники из "Единого национального движения".
До своего избрания профессиональный юрист Давид Усупашвили возглавлял Республиканскую партию Грузии, которая позиционирует себя, как правоцентристская либеральная политическая сила. Ее историю лидеры и активисты партии ведут, начиная с советских времен (май 1978 года), хотя на тот момент ее политическая роль ограничивалась диссидентской деятельностью. После обретения независимости партия последовательно оппонировала Эдуарду Шеварднадзе, а в 2003 году она приняли активное участие в "революции роз". И если в самом начале президентской легислатуры Саакашвили республиканцы поддерживали его (на парламентских выборах 2004 года они даже блокировались с "Единым национальным движением"), то впоследствии позиции вчерашних союзников разошлись. Поводом стало несогласие республиканцев с принятием Конституционного закона о статусе Аджарии, который после смещения многолетнего лидера автономии Аслана Абашидзе де-факто ввел режим прямого президентского правления регионом из Тбилиси. В конечном итоге оппонирование Саакашвили привело республиканцев в лагерь коалиции "Грузинская мечта". Пост спикера парламента, еще вчера казавшийся им недостижимым, стал реальностью.
Впрочем, избрание Усупашвили стало важным прецедентом не только для отдельно взятой партии. На парламентском уровне состоялась передача власти от одного спикера другому мирным путем. Предшественник Усупашвили Давид Бакрадзе представлял "Единое национальное движение", то есть ту силу, которая всеми силами противодействовала электоральному успеху "Грузинской мечты".
Между тем, помимо кандидатуры спикера представители коалиции Бидзины Иванившили получили посты глав парламентских комитетов. Процедура позволила им провести "своих людей", поскольку для такого решения достаточно лишь простого большинства от списочного состава депутатов. Во главе комитета по внешней политике встал Тедо Джапаридзе, опытный дипломат, бывший посол Грузии в США и министр иностранных дел во времена Эдуарда Шеварднадзе. Еще один дипломат, Виктор Долидзе принял на себя ответственность за комитет по европейской интеграции. Финансово-бюджетный комитет возглавил Давид Онопришвили, который также занимал министерское кресло во времена "белого лиса". Кстати сказать, когда в 2000 году второй президент Грузии проводил кадровые перестановки в правительстве, он заменил Онопришвили на Зураба Ногаидели из-за того, что тот не сумел справиться с отраслевым лоббизмом. Посмотрим, насколько уроки тех лет пойдут впрок профессиональному экономисту и финансисту-практику. Юрист Эка Беселия, известная тем, что была политическим сторонником и адвокатом экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, встала во главе комитета по правам человека.
Однако грузинскую власть ожидают еще более интересные и принципиально важные изменения. 17 октября Саакашвили официально представил на пост премьер-министра Бидзину Иванишвили – человека, которого до недавнего времени рассматривал, как проводника тайных планов Кремля, и против которого вел жесткую информационную и административную кампанию. Незадолго до этого, 8 и 16 октября лидер "Грузинской мечты" назвал основной состав своей правительственной команды. 25 октября парламент Грузии рассмотрит на своем пленарном заседании состав кабинета и его программу. На сегодняшний день веклика вероятность того, что уже через неделю Грузия получит новое правительство со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во-первых, президент и премьер, представляющие разные политические силы, впервые будут сосуществовать в одном правовом и политическом поле.
Во-вторых, мы сможем наблюдать интересный феномен политики без оппозиции. Да, Саакашвили уже после получения первых итогов голосования заявил о готовности к переходу в оппозицию. Но пока что он продолжает занимать пост президента и не дистанцируется от "Единого национального движения". Фракция численностью в 65 голосов – это немалая сила, с которой новое правительство столкнется в самое ближайшее время.
Таким образом, в Грузии будет две "партии власти" – партия президента и коалиция премьер-министра, которая при этом не настолько дисциплинирована, как "Единое национальное движение". По тем, кто занял посты председателей парламентских комитетов, и по претендентам на министерские кресла видно, что это отнюдь не однородная команда. В ней присутствуют правоцентристские силы, такие как Усупашвили, претендент на пост министра по реинтеграции Пата Закарейшвили, выдвинутый на пост министра обороны Ираклий Аласания; бывшие чиновники времен Шеварднадзе (Онопришвили, Джапаридзе); а также люди, сделавшие карьеру в бизнесе Иванишвили или лично близкие ему. К последней группе можно отнести претендента на пост главы МВД Ираклия Гарибашвили.
Только практика покажет, насколько эти три группы смогут работать вместе, особенно вспоминая непростые отношения республиканцев и команды Эдуарда Шеварднадзе в прошлом. Конечно, такое разделение команды "Грузинской мечты" условно, поскольку присутствуют многочисленные нюансы в биографии каждого из "сменщиков" управленческой команды Саакашвили. Тот же Аласания успел поработать и при втором, и при третьем президенте, а республиканцы ответственны за "революцию роз" и за приход к власти нынешнего главы грузинского государства, которому уже многие годы оппонируют.
Таким образом, назвать команду "Грузинской мечты" новичками не представляется возможным. Многие ее представители имеют самый разнообразный политический, юридический, предпринимательский опыт, и ответственны за то, что происходило в Грузии в период ее национальной независимости.
Как бы то ни было, кавказскую республику теперь ожидают президентские выборы 2013 года и окончание процесса конституционных реформ. И на этом пути возможны многие сюрпризы и неожиданные повороты.
По материалам: Новая Политика
Грузия политика и право