Запад закрепил евроатлантический вектор Тбилиси
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 20.10.2012 | 08:59
Михаил Саакашвили тоже должен был встречать спецпредставителя НАТО Джеймса Аппатурая в Тбилиси и лично выслушивать благодарность от альянса и от себя лично за честные выборы, пройденный тест на верность демократическим ценностям и за мирную передачу власти.
Но самолет президента так и не смог далеко улететь от Бухареста. Из-за неполадок его пришлось вернуть в аэропорт спустя 20 минут. Могло быть и хуже. Речь о провокации или о покушении Саакашвили пока не завел, хотя мысль о том, что оппоненты хотели бы его отстранить от общения с Западом напрямую, наверное, могла посетить это и при полной-то власти воспаленное сознание.
Впрочем, Аппатурай вряд ли скажет: "Нам его так не хватало". Судя по разговору, он вообще мог не заметить подмены. Иванишвили и прежде заявлял о преемственности курса на евроатлантическую интеграцию, и гостя постарался убедить в том, что в этом смысле между ним и Саакашвили большой разницы нет.
Наверное, Брюсселю действительно не стоило так волноваться и присылать своего эмиссара с ревизией. Лидер "Грузинской мечты" никогда не скрывал своей преданности Западу. Но, во-первых, это могло быть для отвода глаз, чтобы не мешали побеждать.
А во-вторых, в альянсе ведь не глупые люди сидят. Они понимают, если Иванишвили действительно хочет примириться с Россией, то уступок ему не избежать, а значит, он вполне способен скорректировать абсолютную, оголтелую и на все готовую прозападность Саакашвили. В общем, было от чего напрячься.
Этим, видимо, и обусловлено желание лично убедиться в лояльности будущего премьера. После встречи с ним Аппатурай скажет: "НАТО обязательно сделает Грузию членом альянса". Ничего нового. Саакашвили говорили так же. Но есть нюанс. "Будущее Грузии в НАТО будет зависеть от ее вклада в миссии в Афганистане", - так конкретно представители блока в Тбилиси еще не выражались.
Очевидно, Брюссель в отношениях с Иванишвили уже не будет отвлекаться на разговоры о демократических ценностях и прочие условности. Здесь считают Иванишвили обязанным и точно знают, кого он должен благодарить за пассивность и податливость Саакашвили и во время выборов, и после них. Ведь это Запад заставлял его вести себя правильно. Теперь того же он требует и от Иванишвили, только уже прямолинейно.
И речь совсем не о том, что войти в НАТО Грузия сможет только по трупам своих солдат в Афганистане. Между прочим, еще один погиб уже после победы "Грузинской мечты". Ее участие в этой операции - это гарантия неприкосновенности для любого местного режима. И пока власть оставляет свой контингент в Афганистане, Западу совсем не важно, кто именно ее представляет.
И до выборов, и во время их люди Иванишвили усиленно критиковали режим за сверхактивное участие в афганских делах. Но вначале будущий министр обороны Ираклий Аласания заявил, что присутствие Грузии там пересматриваться не будет. Затем и Иванишвили присягнул на верность этой операции, которая, видимо, и после 2014 года не закончится.
Получается, для НАТО Саакашвили, Иванишвили - это не или-или. Одинаковое не только окончание, но и приставка, в которую оба хотят превратить Грузию.
С Саакашвили Аппатурай так и не встретился. Теперь это, видимо, уже необязательно.
Тему продолжит президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
Шейнкман: Как вы считаете, при Иванишвили у Грузии больше шансов оказаться в НАТО, чем при Саакашвили?
Крылов: Когда Виктора Степановича Черномырдина спросили, когда Грузия вступит в НАТО, он ответил, что Грузия вступит в НАТО сразу после того, как Турция вступит в Евросоюз. Смысл этого ответа был в том, что это никогда не произойдет.
НАТО может использовать Грузию в своих интересах, использовать территорию Грузии, использовать Вооруженные силы Грузии в Афганистане. Но перспектива Грузии стать полноценным членом НАТО имеет очень мало шансов на осуществление.
Шейнкман: Но тем не менее визит спецпредставителя НАТО в Тбилиси Джеймса Аппатурая был назван многообещающим и обнадеживающим. Он еще раз сказал, что Грузия непременно будет в НАТО. Как относиться к этому? Авансы продолжаются, да?
Крылов: Конечно. Товарищ и другие аналогичные фигуры заявляли много раз, что Грузия вступит в НАТО. Назывался 2006 год, потом назывался 2007 год. Это как раз та самая морковка, которая заставляет осла идти в том направлении, которое нужно тому, кто эту морковку показывает ослу.
Шейнкман: По крайней мере, Иванишвили демонстрирует желание идти за этой морковкой и при этом хочет все-таки как-то наладить связи с Россией. Насколько у него получится совмещать одно с другим?
Крылов: В интересах Грузии проводить многовекторную политику. Но какими будут эти векторы, это будет зависеть от того, как произойдет смена власти и насколько новое руководство сможет контролировать внутреннюю политику и внешнюю политику Грузии. Пока Саакашвили сделал так, что все это контролируется, скорее, не грузинскими политиками, а внешними силами.
По материалам: Голос России
Грузия НАТО