Азербайджан готовится к эпохе неизбежного снижения мировой потребности в нефти и газе
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Кямал АЛИ (Азербайджан) | 19.10.2012 | 00:00
В Азербайджане и во всем мире были удивлены неожиданными обвинениями президента Ильхама Алиева, прозвучавшими в адрес международного консорциума, возглавляемого британской компанией «Бритиш Петролеум» («БП»). Руководитель государства обвинил консорциум в резком снижении добычи нефти на каспийских месторождениях. «Из-за многочисленных ошибок, допущенных консорциумом, добыча нефти на месторождениях «Азери» и «Чираг» в последние годы начала резко падать», - сказал Алиев. «Если сложить все эти цифры и взять цену нефти на уровне 100 долларов за баррель, хотя в течение этих лет она было более высокой, то Азербайджан недополучил доходов в размере 8,1 млрд. долларов», - заявил президент. Компания же получила доходы в размере 73 млрд. долларов. «Мы ждем адекватного отношения», «ошибочные прогнозы неприемлемы», «в мировом бизнесе такие отношения невозможны», говорил Ильхам Алиев.
Не успел известный азербайджанский политолог Эльхан Шаиноглу написать в facebook-е о том, что прозрачность в деятельности «БП» - Азербайджан завершилась со сменой на посту президента компании Дэвида Вудворда на азербайджанца Рашида Джаваншира, и закончить свой пост фразой «Президент сказал: «БП», ты кто такой, давай до свидания!», как «Бритиш Петролеум» распространил фактически извинительное заявление.
«Компания «Бритиш Петролеум» полностью верна договоренностям, достигнутым с Азербайджаном. Она работает в тесном сотрудничестве в Госнефтекомпанией Азербайджана, чтобы в короткие сроки стабилизировать добычу на морском блоке «Азери-Чираг-Гюнешли», - сказала пресс-секретарь Тамам Баятлы агентству «Туран».
Напряженность между английской компанией и Азербайджаном возникла и росла с 2004 года, когда в Баку заговорили о несправедливом распределении доходов между страной и «Бритиш Петролеум». Президент республики Ильхам Алиев указал на то, что падение добычи стало наблюдаться после 2008 года, когда, согласно условиям контракта, объемы распределяемой прибыльной нефти изменились в пользу Азербайджана в соотношении 75 к 25. Но соглашение о доходах было подписано много раньше, при президенте Гейдаре Алиеве, и не может быть изменено. В Баку могли обвинять компанию в нарушении прав местного персонала, что, конечно, имело место в действительности. Теперь новое обвинение - британцев «поймали» на ошибках.
Конфликт с «Бритиш Петролеум» напомнил всем экспертам об остающимся открытым сакраментальном вопросе: как будет жить Азербайджан после завершения эры добычи нефти и газа? В прошлые годы в азербайджанской прессе активно дискутировалась тема возможности повторения в стране «голландского синдрома». Под этим термином имеется в виду экономический коллапс, охватывающий страну со значительным притоком внешних ресурсов. Повышается обменный курс валюты, что в свою очередь угрожает государству возможным снижением экспорта.
Позже страхи по поводу «голландского синдрома» утихли, а обозрев, как Азербайджан сравнительно безболезненно перенес глобальный кризис, экономисты эту тему и вовсе забыли. Но вопрос о постнефтяной эпохе актуален до сих пор.
Эксперт Центра Стратегических Исследований при президенте Азербайджана г-жа Гюльмира Рзаева сообщила автору этих строк, что согласно данным зарубежных компаний, нефтяные запасы Азербайджана рассчитаны на 50 лет, а газовые - на 60. Она напомнила о новых газовых и нефтяных месторождениях, обнаруженных после появления в стране «Бритиш Петролеум» и других иностранных компаний. Новые месторождения разрабатываются и эксплуатируются исключительно азербайджанской компанией ГНКАР (SOCAR), освоившей за эти годы технологию современной добычи с морского дна.
«Запущено несколько государственных программ по развитию ненефтяного сектора экономики. Развивается программа обеспечения продовольственной безопасности Азербайджана, спонсирования фермерских хозяйств, строительства туристических объектов, шоссейных дорог, скоростной железной дороги, аэропортов, школ и больниц, спортивных сооружений, IT-технологий, возобновляемой энергии», - сказала г-жа Рзаева.
Пока тревожиться вроде бы не о чем. ВВП Азербайджана за 9 месяцев с.г. составил 39,8 млрд. манатов (+1,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). По официальной статистике, на душу населения приходится 4 тыс. 340,2 маната ($5522,6). Более двух третей (67,2%) внутреннего валового продукта приходится на производство, в том числе 51,3% этого объема выпадает на промышленность, 26,6% - на сферу услуг, 9,8% - на строительство, 6,1 - на сельское и лесное хозяйство и рыбоводство.
Добавочная стоимость не нефтяной сферы в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла на 10,3%, обеспечив рост ее удельного веса в ВВП до 50,3%. В строительстве реальное выражение добавочной стоимости составило 27,3%, в услугах связи и информационных технологий - 16,7%, в туризме и общепите - 16,3%, торговле и ремонте транспорта - 9%, в сельском и лесном хозяйстве и рыбоводстве - 6,3%, в транспорте и амбарном хозяйстве - 2,1%.
Скоростные автобаны на основных республиканских направлениях, новые дороги в городах и новые или отремонтированные здания школ, больниц, диагностических и спортивных центров – всё это граждане Азербайджана видят и всем этим пользуются. Эксплуатация новых дорог и зданий не всегда, конечно, ведется эффективно, речь в особенности о сети спортивных «Олимпийских центров», но всё это лучше, чем ничего.
Гюльмира Рзаева сообщила также о принципиально не иссякающем транзитном ресурсе страны, по территории которой перевозятся топливные и другие грузы из Азии в Европу. После завершения разработки гигантского Кашаганского нефтяного месторождения в Казахстане объем трафика через Азербайджан вырастет в сотни раз. Соседний Туркменистан, намеревающийся продавать газ Европе, возможно, через азербайджанскую территорию, занимает четвертое место в мире по запасам этого топлива.
Экономист, депутат Милли Меджлиса Али Менсимли тоже ответил на наш вопрос о будущем азербайджанской экономики, ее перспективах и новых моделях хозяйствования: «Экономика Азербайджана должна избавиться от нефтяных оков, интегрироваться в мировой рынок высокотехнологических товаров. Мы должны отказаться от прежней экономической философии и опираться на человеческий фактор, использовать обученных за рубежом молодых азербайджанцев, способных и готовых заниматься современными технологиями. Килограмм японской электронной техники стоит много дороже литра азербайджанской нефти. Если мы будем производить интеллектуальный товар, азербайджанскую экономику не разбить и зубилом. Необходимы широкое внедрение в экономику научных достижений, внедрение ноу-хау, интенсификация сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Надо развивать туризм, расширять конкурентоспособность, сеть малых и средних предприятий. Все это является условиями перехода на ненефтяную экономику.
Когда в Японии впервые создали электронно-вычислительную машину, для ее перевозки в парламент был нанят грузовик. Сегодня весь мир пользуется японскими компьютерами или техникой, созданной на основе японских технологий. Будущее Азербайджана я вижу не в нефти, газе, золоте или серебре, а в использовании умственного потенциала талантливой азербайджанской молодежи», - отметил экономист.
Экономика республики движется в этом направлении, но не всё получается в соответствии с программными установками и планом развития. Около тысячи азербайджанцев имеют возможность получить высшее образование за рубежом на средства государства, но вернувшись на Родину, работу по специальности находят лишь десятки. Остальные же или устремляются всеми правдами и неправдами в полюбившуюся им Европу, или закидывают ставший уже ненужным европейский диплом на дальнюю полку.
Внимательные читатели, следящие за азербайджанской и мировой прессой, помнят сообщения об изготовлении на азербайджанских заводах легковых автомобилей, тракторов и военной техники. Добавлю, что большая часть покупаемой азербайджанцами мебели собрана также на местных предприятиях, и почти все продукты питания - отечественного производства. Часть одежды и обуви, компьютеров и многое другое изготовлено в республике под местным или зарубежным брендом.
Особое внимание власти АР уделяют сфере туризма. На средства государства и местных олигархов практически с нуля создана широкая туристическая сеть на северном (Набрань) и южном (Ленкорань) каспийском побережье, в горах Большого Кавказа (районы Гах, Шеки, Загатала, Габала, Исмаиллы, Огуз). Особенно развитая и дорогая сеть отелей построена в Габале - известной зарубежным читателям по находящейся там российской РЛС. Есть даже подозрения, что в этом горном городе будет построена новая столица республики.
В два летних месяца все номера в отелях и частных туристических объектах страны забиты местными и заезжими туристами. Последние – в основном иностранцы, работающие в Баку и предпочитающие отдыхать, не покидая Азербайджан. Туристов привлекают красоты местной природы, но отпугивают неважный сервис в сельских отелях и высокие цены во всех азербайджанских гостиницах. Несмотря на усилия Министерства культуры и туризма, цены в турсекторе в этом году упали незначительно, поэтому летом около половины отдыхавших азербайджанцев вновь предпочли Турцию, Грузию, российский Северный Кавказ, Европу, а в холодное время года - Дубай. Оказывается, за рубежом отдыхать дешевле и лучше, чем в Азербайджане, даже включая в смету транспортные расходы.
В республике практически отсутствуют возможности для интенсивного зимнего отдыха. Конечно, имеющиеся отели принимают туристов и зимой, но что им там делать, когда горы вокруг заснежены? Сколько можно поглощать шашлык, запивая его горячительными напитками, безвыездно и безвылазно проживая в номерах? Народ устремляется в Дубай. Для привлечения в зимний сезон туристов, особенно из России, завершается строительство современного горнолыжного комплекса в Гусарском районе, соседствующем с РФ, и начато возведение таких же сооружений в Габале.
Кстати, о Дубае. Как известно, этот город в ОАЕ стал туристической Меккой, зарабатывающей столько же денег, сколько арабы Эмиратов получают от нефти. Пример Дубая не дает Баку покоя, и сейчас на берегу Каспия, на дороге в Грузию возводится небоскреб, владелец которого обещает побить мировой рекорд высоты. Самое высокое в мире игловидное здание сейчас стоит в Дубае - Бурдж Халифа, 828 метров и 163 этажа. «Башни Азербайджана» обещают довести до 1050 метров, а завершится строительство в 2018-2019 годах.
В самом Баку привлекают внимание светящиеся разными огнями башни-отели «Три огня», новая «Бакинская Венеция» - каналы с увеселительными заведениями на Приморском бульваре, и конечно, сам обновленный, расширенный и удлиненный бакинский Бульвар.
Но ожидаемого наплыва туристов все еще нет. Не оправдались надежды на конкурс «Евровидение-2012», привлекший меньше гостей, чем ожидалось. По всей видимости, сказывается «нераскрученность» Азербайджана по всему миру, и для того, чтобы его «раскрутить», зарубежные телеканалы без устали демонстрируют рекламные туристические ролики про АР.
Зарубежный туризм в Азербайджане ограничивает не сервис, который в дорогих бакинских отелях не хуже европейского, и, конечно же, не азербайджанская кухня, которую можно считать одной их лучших в мире. В Азербайджане запрещены игорные заведения, вследствие чего местные игроманы спускают свои капиталы в грузинских казино. То есть второго Лас-Вегаса в АР не будет.
Какой летний отдых без морских удовольствий? Однако к огорчению приезжающих и самих бакинцев, чистота воды в Каспийском море все еще сильно уступает Черному морю, всем «турецким» морям, Индийскому океану и Арабскому заливу, в которых с удовольствием купаются туристы в ОАЭ. Кроме никак не решаемой проблемы загрязнения Каспия отходами человеческой жизнедеятельности и нефтедобычи, причем на всех его берегах, протянувшихся по пяти прикаспийским странам, каспийская вода редко когда чиста вследствие мелкого песка, устилающего дно и пляжи. Если отдыхающие на Черном море вынуждены ходить по пляжу в тапочках, чтобы не поранить ноги, то именно благодаря гальке поднимающаяся со дна волна воду не мутит. На Каспийском же берегу можно лежать хоть весь день, загорая на песке, но первый же ветер, который в Баку, кажется, дует всегда, делает воду мутной до неприятности.
В стране, готовящейся к постнефтяной эпохе, принята государственная программа развития альтернативной энергетики. Создано Госагентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии (ABEMDA) при Министерстве промышленности и энергетики Азербайджана. С 1 июня нынешнего года агентство переформатировали в Госкомпанию по альтернативным и возобновляемым источникам энергии.
В Хызинском и Гобустанском районах Азербайджана установлены гигантские белые «ветряки», украшающие местный пейзаж. В Хызы собственником этих «ветряков» является частная компания, в Гобустане же комплекс альтернативной энергетики принадлежит государству. Там же, в Гобустане, в специально созданном Центре альтернативной энергетики, построены солнечная электростанция и биоэнергетическая установка. Но лопасти красивых белых электростанций не крутятся, и ни одного ватта электроэнергии экономика от них не получила. Ни одного маната...
Это обстоятельство не было бы столь удручающим, если бы не чрезвычайная развитость в Европе и Турции ветряной, вообще нетопливной энергетики. Тот, кто недавно побывал в Турции, несомненно, видел сотни ветряных электростанций, выстроившихся вдоль автотрасс, а на крыше практически любого турецкого дома или многоэтажки обязательно видны солнечные водонагревательные установки.
Специалисты считают, что стройные высоченные «ветряки» в республике «замерли» потому, что при низкой себестоимости и оптовой цене электроэнергии в Азербайджане приобретение и эксплуатация дорогих альтернативных установок нерентабельно. ОАО «Азерэнержи» желает покупать электроэнергию со станции по существующей оптовой цене в 4 гяпик (около 4 евроцентов) за 1 киловатт/час. В розницу электричество продается населению за 6 гяпик. Но с такими деньгами новая станция прибыль не получит. Владелец ветроэнергетической компании просит правительство покупать у нее электроэнергию, как минимум, по цене в 7 гяпик за киловатт-час, но зачем Кабмину это делать, если стоимость электричества, получаемого от сжигания газа, на три гяпика меньше? Доводы частника об экологической чистоте его электричества правительство не волнуют.
Фермеры в республике недовольны низкими закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию. Государство оплачивает их затраты на приобретение топлива и отказалось взимать налог с ввозимой муки и пшеницы, но цены на продукты в Азербайджане медленно и неуклонно растут. Несколько лет назад власти решили помочь фермерам строительством современных амбаров для зимнего хранения зерна, овощей и фруктов. Но вследствие монопольного ввоза в страну дешевых импортных продуктов питания местные фермеры остаются в убытке.
Азербайджан готовится к эпохе неизбежного снижения мировой потребности в нефти и газе. В развитых странах сейчас все большую популярность получают электрические автомобили, термальные батареи и производители газа, работающие на животном навозе. Земной шар уже облетают самолеты на солнечных батареях. Даже если собственные топливные ресурсы Азербайджана не кончатся никогда, продавать их окажется практически некому.
В обществе обсуждают перспективу проживания в стране с истощенными топливными ресурсами, а государство ведет политику развития отраслей, не связанных с нефтью и газом. Что из этого получится – смогут сказать только азербайджанцы следующего поколения…
Кямал Али, Баку
Азербайджан экономика энергетика