Грузинская оппозиция превратилась во власть
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 03.10.2012 | 00:21
Вкладывал ли Саакашвили какой-либо личный подтекст, когда назначал выборы на день святого Бидзины или нет, но очевидно, что он меньше всего хотел угодить своему главному оппоненту. А получается, что сделал подарок. Ведь 1 октября для Иванишвили - теперь это не просто именины, а именины сердца.
Всю ночь на главной площади Тбилиси оппозиция превращалась во власть. Миллиардер без грузинского паспорта взял Грузию еще раз. Впервые он это сделал девять лет назад. Это на его деньги покупались революционные розы. Теперь он станет метлой, которая выметет из страны то, что от них осталось. Коснется ли это Саакакшвили, пока неизвестно. Но обещание каждому воздать по заслугам он вполне может считать прямой и явной угрозой.
В подсчете результатов пока все выглядит вполне пристойно. Если, конечно, не брать во внимание предварительно зашкаливающий оптимизм Иванишвили. За день до выборов он утверждал, что "националы" и пяти процентов не наберут. Хотя и так неплохо получилось. Победа. Пусть и не безоговорочная, но впервые без резких движений.
Эта кампания действительно войдет в историю своей уникальностью. Теперь очевидно, что в стране сменится не только общественно-политический строй, но и власть. И все это - мирно. Впрочем, говорить о том, что эпоха Саакашвили уходит, все-таки преждевременно. Сейчас ему пришлось проиграть. Но наверное, даже не оппозиции и народу. С ними он бы справился после голосования. Он уступил своим покровителям.
Беспрецедентным вниманием и количеством наблюдателей Запад отчетливо дал понять, что хочет иметь дело с легитимной властью. Это во-первых. И что Саакашвили уже не выглядит таковым - во-вторых. Ко всему прочему, сигналы, поступающие оттуда, указывали на то, что силовой вариант едва ли будет признан международным сообществом.
Иванишвили сумел правильно поработать не только с Грузией, но и с ее международными партнерами. Их тоже убедили в том, что Саакашвили уже не тот. Вместе с тем, он совсем не "хромая утка". Хоть и прикинулся после выборов голубем мира, но все еще ястреб.
Административный ресурс, силовой аппарат, безусловная субординация на местах. Он еще вполне может свести преимущество "мечтателей" до минимума за счет мажоритарных округов. Политологи изначально именно их называли основным поставщиком процентов для режима. Понимая это, оппозиция даже во время победного торжества не забывала подсчитывать нарушения. Их набралось 330. И они наверняка еще станут предметом судебных разбирательств.
Саакашвили еще очень даже может выкарабкаться. Еще год он президент и главный человек в государстве. Парламентской страна станет только в 2014 году. И "Грузинской мечте", даже с большинством, еще надо доказать и свое право на власть, и свое единство. А оно уже сейчас считается не безусловным.
В эту партию сгрудились малые. Блок Иванишвили - это шесть составляющих. И то, что выглядит суммой сейчас, может стать разностью потом. И никто не даст гарантий, что связанные одной целью, они останутся таковыми, добившись ее. А значит, возможны разночтения, скандалы, конфликты. В Грузии по-другому не бывает. И это шанс для Саакашвили, главным полномочием которого теперь становится право на роспуск парламента.
Тему продолжит президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
Шейнкман: Как вы считаете, после этих выборов можно говорить о том, что время Саакашвили уходит?
Крылов: Если его партия не получит большинство в парламенте, естественно, он не сможет находиться во главе грузинского государства в должности премьер-министра или на какой-то другой, но фактически продолжая руководить страной.
Первые результаты получены, будем ждать окончательных. Очевидно, что и оппозиция, и Саакашвили пользуются примерно равным влиянием в обществе, эта ситуация проявляется на выборах.
Решить исход выборов может даже не внутригрузинский фактор, а, к примеру, внешний. Если нынешняя американская администрация решит, что для Обамы в президентской кампании выгодно, чтобы Саакашвили ушел, то Саакашвили уйдет, и это произойдет мирно. Я думаю, что на этот случай с Иванишвили уже проведены соответствующие переговоры.
Шейнкман: Но тем не менее у Саакашвили еще есть год президентства. Как он будет себя проявлять?
Крылов: Он будет уходить. Не имея большинства в парламенте, с теми изменениями в Конституции, которые произошли, у Саакашвили не будет шансов. Так что это будет та самая "хромая утка", которая так часто обыгрывается в прессе в Соединенных Штатах.
Грузия политика и право