Армения в системе мировых и региональных координат
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Карине ТЕР-СААКЯН (Армения) | 18.09.2012 | 00:00
Геополитическое положение Армении таково, что в окружении враждебных и полу- враждебных государств ей приходится в своей внешней политике больше лавировать, чем проводить какую-либо четкую линию сообразно своим интересам и национальной безопасности. Провозглашенная политика комплиментарности стала единственным способом удержаться на плаву и более того, в некотором роде стать связующим мостом между Западом и Россией. Однако на деле это выглядит не так, как хотелось бы и причин этому несколько. Основная – это нерешенность карабахского конфликта, которая не лучшим образом отражается на торгово-экономической жизни республики. При наличии одной надежной сухопутной границы – с Ираном и весьма ненадежной – с Грузией, армянский рынок не имеет полноценного выхода в мир.
Армения – Иран и Ближний Восток
Геополитическое положение Армении довольно сложное – напряженная ситуация на Ближнем Востоке и возможный военный удар по Ирану может болезненно отозваться как на армянских общинах региона, так и на самой Армении в целом. В этом плане внешняя политика страны строится по принципу: ничего лишнего. То есть Ереван не вмешивается без особой на то нужды ни в сирийский конфликт, ни в противостояние между Западом и Ираном. Можно даже сказать, что в этих вопросах Армения ведет себя, в некотором роде подстраиваясь под российскую политику. Само собой разумеется, что Ереван не может в силу своей некоторой слабости и зависимости от США и ЕС вести себя более определенно. По мнению ряда российских политологов, армянской дипломатии следует активизироваться, занять более принципиальную позицию в вопросах недопущения войны в Сирии и Иране. Поэтому Армении следует обращаться к общественности западных стран, объяснять ей опасность, грозящую армянской общине Сирии, а также выступать против военного вмешательства Запада в сирийские дела. Правда в том, что Россия может поддерживать Асада, она держава, имеющая свои интересы на Ближнем Востоке, откуда ее изо всех сил пытаются вытеснить. А Армении в данном случае лучше не делать резких движений. Представим, что Ереван выступил вместе с Москвой и Пекином в поддержку нынешней власти в Сирии. На Армению и так косо смотрят на Западе из-за дружбы с Ираном, но понимают, что это вопрос выживаемости республики. С Сирией все обстоит немного по-другому: нет ни общей границы, ни совместных проектов. Есть только община.
Что касается Ирана, то здесь у Армении просто нет выхода, как оставаться в стороне и не пытаться подлаживаться под санкции или давление США. Иран и Армению связывают более крепкие узы, чем это представляют на Западе и по большому счету, развитие ядерной энергетики Ирана для Армении только выгодно. В отличие от соседнего Азербайджана, с Арменией у Ирана не было и нет территориальных претензий, а наличие довольно большой армянской общины во многом способствует укреплению и развитию связей, как на государственном, так и на общественном уровне. В Иране проживают более 120 тысяч армян, они представлены в парламенте страны. Более того, армянская община имеет право свободно исповедовать христианство, что в Исламской республике не дано никому. Армянские храмы охраняются государством, а комплекс Св.Фаддея на территории Ирана, внесен в список материального наследия ЮНЕСКО. Сегодня в Армении получают образование около 3000 иранских студентов, что само по себе является достаточно весомым аргументов в пользу развития гуманитарных отношений. Для Армении наличие рядом дружественной мусульманской страны является одним из гарантов собственной безопасности, особенно при нерешенном карабахском конфликте. И армянские власти не могут не приветствовать взвешенную и четкую позицию Ирана в карабахском вопросе. Более того, в 2010 году Иран отказался пропустить военные грузы для Азербайджана. Информация об этом была объектом пристального внимания, как Армении, так и Азербайджана. Надо также отметить, что одним из факторов, негативно действующих на развитие армяно-израильских отношений, также является Исламская республика. Однако армянская сторона отлично понимает, что дружба с Ираном намного предпочтительнее отношений с Израилем.
Армения-Турция
Иран для Армении в качестве регионального лидера намного предпочтительней, нежели Турция, с которой у Еревана так и не заладились отношения. Если называть вещи своими именами, то Турция для Армении враг №1 хотя бы в силу того, что она до сих пор не признает массовое убийство и депортацию полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны геноцидом. Плюс к этому, Турция занимает откровенно про- азербайджанскую позицию в карабахском конфликте и пытается навязать сторонам свое решение проблемы, то есть вернуть Нагорный Карабах под юрисдикцию Азербайджана.
Надо подчеркнуть, что внешняя политика Армении основана на двух «китах» : международное признание Геноцида армян и справедливое решение нагорно-карабахской проблемы. Причем в последнем случае, справедливое решение – это решение народа Нагорного Карабаха, который сам должен выбрать себе будущее.
Отношения с Турцией при всем желании Запада никак не могут нормализоваться, даже несмотря на подписание 10 октября 2009 года в Цюрихе армяно-турецких Протоколов о нормализации отношений и открытии границы, которая была закрыта в одностороннем порядке Турцией в 1993 году из-за карабахского конфликта. Но дело не только в Карабахе. Армения мешает Турции в деле создания Великого Турана, как бы ни говорили о том, что это всего лишь желаемый исход новой геополитической карты для Анкары. «Армянский клин» не дает Турции свободы для проникновения в Центральную Азию, хотя значение этого клина несколько преувеличено. Но, тем не менее, он есть и он мешает.
Отношениям Анкары и Еревана мешает также Баку, который прилагает максимум усилий для недопущения завязывания каких-либо отношений между Арменией и Турцией. В Баку отлично сознают, что если Турция станет сотрудничать с Арменией, то Азербайджан останется в регионе без поддержки, учитывая весьма и весьма напряженные отношения с Ираном. Сама же Анкара по некоторым косвенным свидетельствам, уже не знает, как выйти из той тупиковой ситуации, в которую ее вогнал Баку. Следует отметить, что карабахская проблема для Турции, если оставить словесную шелуху, где-то в конце второй десятки вопросов, требующих незамедлительного решения. Что же касается признания Геноцида армян, то приближающееся 100-летие может довольно больно ударить по турецким амбициям «демократической мусульманской страны».
Армения-Россия
Армяно-российские отношения после избрания президентом РФ Владимира Путина остались на прежнем уровне и вряд ли изменятся в течение ближайших 10 лет. Можно сколько угодно говорить об отсутствии у Москвы кавказской политики и это в некотором роде правильно. Можно даже вспомнить, что именно большевистская Россия отдала Карабах тюркам во имя «всемирной революции». В истории двух народов есть и славные страницы и не очень. Однако в настоящее время Армения пока что находится в орбите российских интересов. Здесь, наверное, надо также отметить и непростую ситуацию с Ираном, где Армения и Россия выступают почти с одинаковых позиций.
После развала СССР в Москве поняли, что на Южном Кавказе у России возможен только один надежный союзник – Армения. Дело даже не только в христианстве, хотя и оно имеет значение. Просто Армения волею истории 300 лет тому назад связала свою судьбу с Россией и отказываться от этого не намерена. Смеем надеяться, что и в РФ думают аналогичным образом. Тем не менее, если вспомнить 90-е годы, сначала отношения не складывались так, как хотелось и Москве и Еревану. Причин тому было много: война, блокада, нежелание руководства обеих стран договориться, амбиции Левона Тер-Петросяна и Бориса Ельцина, еще какие-то обстоятельства, о которых сейчас и не упомнишь. Начало серьезным отношениям было положено только в 1997 году, когда был подписан Большой договор между Арменией и Россией о сотрудничестве. С тех пор в регионе многое изменилось, но армяно-российские отношения остаются на должной высоте. Правда, обе стороны хотели бы больше, но отсутствие общей границы делает сотрудничество иногда проблемным. Российская Федерация остается лидером среди стран-инвесторов в армянскую экономику и занимает первое место. Доля России в привлеченных в Армению инвестициях составляет порядка 38,5%. Кроме того, в общем объеме поступающих в Армению из-за рубежа частные трансферты переводы из России занимают первое место ($1113,4 млн. в 2010 году, что превышает товарооборот между Россией и Арменией).
На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединенная российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несет охрану границ республики с Турцией и Ираном.
Фактически, безопасность Армении находится в руках Москвы и время от времени Ереван выражает естественную озабоченность поставками вооружения в Азербайджан со стороны РФ, укрепление отношений с Турцией. В этих шагах Москвы, как говорится, ничего личного – просто бизнес. Внешняя политика любой страны, а тем более супердержавы основывается на вечных интересах. Те страны, которые способствуют этому, входят в число друзей, военных союзников, стратегических партнеров. Общение с ними происходит на самых различных уровнях, даже если на первый взгляд будет казаться, что в этой паре есть ведущий и ведомый. Не меньше чем Россия Армении, сама Армения нужна России, ибо с ее потерей РФ окончательно потеряет не только Кавказ, но и возможно Ближний Восток, что, исходя из интересов российского государства, просто недопустимо.
Экономика
Членство во Всемирной торговой организации (ВТО), куда Армения вступила в 2003 году было прежде всего политическим решением и уже потом торгово-экономическим. Фактически, в экономической жизни страны почти ничего не изменилось. Остается актуальной проблема дискриминации товаров и услуг армянских производителей, возникают проблемы транзита грузов через территорию Грузии, по сравнению с другими странами (тариф на транзит армянских грузов почти на 50% выше тарифа для азербайджанских грузов). Высокие транспортные тарифы приводят к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности армянских товаров на внешних рынках. Наблюдаются примеры дискриминации также на рынках ЕС и США цветочной продукции, минеральной и родниковой воды, рыбных товаров. Все это говорит о том, что членство в ВТО автоматически не принесло «экономического чуда», как на это надеялось правительство. Получилось так, что присоединение к ВТО стало не механизмом реализации экономической политики государства, а самоцелью и, как следствие, ничего не получилось. Для Армении крайне важно обеспечить благоприятные условия развития торговли с соседями и другими важными торговыми партнерами Армении, имеющими значительные по объемам рынки, которые не являются членами ВТО и в этом аспекте жизненно важно открытие для армянских производителей защищенного протекционизмом рынка Ирана.
Есть еще одно обстоятельство, немаловажное. Армянские товары в большинстве случаев не могут конкурировать с более дешевыми и доступными товарами из Турции, Грузии и Азербайджана вследствие слишком больших транспортных расходов. В данном случае речь может идти только о небольших поставках продукции сельского хозяйства и золотообрабатывающей и алмазообрабатывающей промышленности. Транспортировка последних наиболее легка и поэтому предпочтение отдается именно им. Тем не менее, надо признать, что экспорт фруктов и овощей в страны ближнего зарубежья растет каждый год – в 2012 г. экспорт фруктов и овощей из Армении увеличился на 85% по сравнению с прошлым годом. По оценке Минсельхоза, общий спрос на экспорт в 2012 г. составит 28.9 тыс. тонн, из них 14.9 тыс. тонн абрикосов, 10.3 тыс. – винограда, 2.6 тыс. – персиков, 4.3 тыс. – овощей. Ожидаемый спрос превысит уровень 2011 г. на 16.4 тыс. тонн (примерно на 130%).
Карине Тер-Саакян, эксперт по региону, Ереван, специально для kavkazoved.info
Армения Ближний Восток Грузия дипломатия Иран Россия Турция экономика